Понятие принципов российского избирательного права. Реализация права граждан на участие в референдуме
Автор: Григорян Грануш Андраниковна
Рубрика: Конституционное (государственное) право
Опубликовано в Новый юридический вестник №1 (25) январь 2021 г.
Дата публикации: 04.01.2021
Статья просмотрена: 142 раза
Библиографическое описание:
Григорян, Г. А. Понятие принципов российского избирательного права. Реализация права граждан на участие в референдуме / Г. А. Григорян. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2021. — № 1 (25). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/186/5834/ (дата обращения: 15.11.2024).
Связующими частицами системы права, упорядочивающими и гармонизирующими ее, выступают принципы права [9]. Понятие «принцип» в переводе с латинского языка «principium» означает основу, начало и понимается нами в качестве основного исходного положения или пункта [5].
Понятие принципов предмета избирательного права российской государственности многими учеными понимается как общие общепризнанные начала и идеи, отражающие демократическую природу выборов как конституционной основы такой формы демократии, как народовластия. Они, в свою очередь, являются основой правового регулирования избирательных прав, представляющей собой согласованную сбалансированную структурированную собрание гарантий, процедур, обеспечивающих в соей мере обязательное проведение в государстве выборов на местном, региональном, а также на федеральном уровнях, реализацию и защиту избирательных прав граждан. В юридической литературе встречаются множество вариантов классификации, однако нет единого мнения о ее критериях и группировке принципов.
Принципы избирательного права находятся в постоянном процессе развития, так как продолжается и формирование новых структурных элементов системы права. Их подвижность и определяет многообразие исследовательских мнений. Несмотря на различия в подходах исследователей к статусу принципов избирательного права, в научном сообществе отсутствуют разногласия по поводу значимости принципов как базовых начал избирательного права. Вне зависимости от того, отражены ли принципы в законодательстве или являются общепризнанными, они оказывают регулирующие воздействие на избирательную систему всей нашей страны, придают ей цельность, позволяют соблюсти баланс общественных интересов и прав граждан [5].
В научной юридической литературе институт референдума рассматривается с различных точек зрения. Референдум предстает перед нами как конституционно-правовая форма непосредственного правления народа. Поэтому в объективном значении референдум необходимо рассматривать в качестве основного права народа и одной из составляющих основ конституционного строя нашей великой страны [8].
Право на участие в референдуме — одна из предоставленных Конституцией РФ [1] субъективных возможностей граждан в управлении делами государства. Данная конституционная реалия, как субъективное право, ограничивает государственную власть и обязывает ее. Ущемление государством права участия граждан в референдуме запрещено. Одновременно предоставленное Конституцией РФ право на участие в референдуме дает возможность его защиты от неправомерного ограничения [8].
Закрепление в основном законе нашего государства многонационального народа России, как единственного источника власти и носителя суверенитета, дало свои предпосылки создания новых правовых институтов, позволяющих населению нашей страны участвовать в делах государства [6].
В РФ применение механизма местных референдумов берет свое начало еще с 2003 года с принятием ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» [3], содержащий в себе основополагающие начала, дающие представления о порядке инициирования, организации и проведения референдумов. Несмотря на сравнительно недолгий период существования, уже имеется небольшой опыт. С 2003 по конец 2019 годов в РФ прошло 4662 местных референдума, на котором поучаствовали огромное количество муниципальных образований из 53 субъектов страны [6].
Закрепление в Конституции РФ такой формы прямой демократии, как референдум, положительно сказалось на политико-правовой стороне российской правовой системы. Это явление дает прямую возможность гражданам нашей страны участвовать в политической жизни государства, а также гарантирует сохранение основополагающих принципов демократии. Механизм местных референдумов показал себя наиболее эффективно в целях решения вопросов местного значения, непосредственно влияющих на жизнь населения в муниципальных образованиях [6]. О принципах такого демократического государства, как о России, говорится в основном законе нашей страны, согласно нормам и положениям которого наш народ является единственным источником власти и носителем суверенитета, осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления [1]. В то время как, высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы [7].
Статья 4 ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [4] гласит, что «гражданин РФ, достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией России, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, — быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом».
Исходя из вышеизложенного, можно сделать конкретные выводы. Референдум вместе со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Нашим государством гарантируются свободное волеизъявление граждан РФ на референдуме России, защита демократических принципов и норм права, определяющих право граждан на участие в референдуме [2]. Принципы российского избирательного права нашли свое отражение в основном законе российской государственности — в Конституции РФ, во многих федеральных конституционных и федеральных законах. Принципы права избирательного права России принимаются большим количеством ученых в области права как общие общепризнанные начала, положения и идеи, которые отражают природу демократичности выборов как конституционной основы такой формы демократии, как народовластия.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 г. № 1-ФКЗ) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. Ст. № 237.
- Федеральный Конституционный закон от 28.06.2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (с изм. и доп. от 18 июня 2017 г. № 1-ФКЗ) // Российская газета от 30 июня 2004 г. № 137-д.
- Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (с изм. и доп. от 09.11.2020 г. № 370-ФЗ) // Российская газета от 8 октября 2003 г. № 202.
- Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изм. и доп. от 14.09.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 2002 г. № 24 ст. 2253.
- Берлявский Л. Г., Махова А. В. Система принципов российского избирательного права // Юридическая техника, № 14, 2020. — С. 376–379.
- Гавриленко О. А. Анализ практики применения института референдума на территории Российской Федерации // Скиф / Вопросы студенческой науки, № 6 (46), 2020. — С. 20–28.
- Кожевников О. А., Остапович И. Ю., Нечкин А. В. Современное состояние институтов прямой демократии в России: понятие, классификация и перспективы развития // Вестник Томского государственного университета № 456, 2020. — С. 225–233.
- Кочев В. А., Ромашов П. А. Конституционно-правовая природа института референдума // Вестник Пермского университета / Юридические науки, №. 45, 2019. — С. 386–399.
- Матузов Н. И. Теория государства и права. М., 2020. — Норма. — С. 164.