Конституционно-правовые основы территориального устройства Содружества Австралии | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Государство и право зарубежных стран

Опубликовано в Новый юридический вестник №6 (30) июнь 2021 г.

Дата публикации: 28.05.2021

Статья просмотрена: 43 раза

Библиографическое описание:

Шаханин, В. А. Конституционно-правовые основы территориального устройства Содружества Австралии / В. А. Шаханин. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2021. — № 6 (30). — С. 33-37. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/200/6420/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье рассматриваются содержащиеся в действующей Конституции Австралии положения относительно территориального устройства страны. Отражены особенности возникновения Содружества Австралии в качестве федеративного государства. Текст статьи содержит необходимый справочный материал в форме таблиц.

Ключевые слова: Австралия, конституция, территориальное устройство, федерация, штат, территория.

Австралийское государство располагается на материке Австралия, острове Тасмания и мелких прибрежных островах. Общая площадь его территории составляет 7,7 млн км², а численность населения — 25,7 млн чел.Столицей является город Канберра [1, 2, 4]. В действующей Конституции 1900 г. установлена монархическая форма правления и федеративное территориальное устройство. Закрепляется принцип разделения властей. Хотя и не последовательно: главой государства считается британский монарх, который является и носителем исполнительной власти в Австралии, и составной частью Парламента этой страны. Британского монарха представляет назначаемый им генерал-губернатор (по рекомендации австралийского премьер-министра). На практике же, повседневное управление в Австралии осуществляется кабинетом министров. Таким образом, Австралию можно отнести к числу стран, где действует парламентская монархия [3].

Постепенное освоение Австралии британцами началось во второй половине XVIII в. В январе 1788 г. их флотилия достигла австралийских берегов и высадилась на местности, получившей в дальнейшем наименование Порт-Джексон. 7 июля того же года произошло торжественное открытие колонии Новый Южный Уэльс. Первое поселение колонии было названо Сиднеем (в честь британского министра внутренних дел). Перед колонистами сразу же встали серьезные проблемы: земли были либо неплодородны, либо заняты эвкалиптовыми лесами. Высланные заключенные и их охрана были не приспособлены к суровым условиям жизни. Тем не менее, потребность в расселении вновь прибывших заключенных, недостаток освоенных земель и пригодной для использования воды, а также попытки французов обосноваться на других землях материка подталкивали британцев к более активному изучению и заселению неизвестных территорий. В результате, к концу XIX в. насчитывалось уже шесть отдельных колоний: Новый Южный Уэльс, Виктория, Квинсленд, Южная Австралия, Западная Австралия, Тасмания [1].

Во второй половине XIX в. постепенно усиливались позиции идеи об объединении указанных колоний. Этому способствовали как темпы и специфика экономического роста, так и изменения приоритетов во внешней политике метрополии [1].

На референдуме 1899 г. был выработан проект федеральной конституции. Его одобрили пять колоний, кроме воздержавшейся Западной Австралии. В 1900 г. британским Парламентом была принята Конституция Содружества Австралии (Австралийского Союза). 1 января 1901 г. было официально объявлено о создании нового государства [1]. Соответственно шесть колоний стали штатами в составе Содружества (см. таблицу 1). В Конституции 1900 г. две главы — пятая и шестая — отводятся вопросам территориального устройства страны. Рассмотрим их положения более подробно [3].

Таблица 1

Австралийские штаты [1, 2, 4]

Штат

Площадь территории, км²

Численность населения, чел.

Столица

Основной закон

Западная Австралия

2 527 013

2 661 900

Перт

Конституция 1889 г.

Квинсленд

1 729 742

5 174 400

Брисбен

Конституция 2001 г.

Южная Австралия

984 321

1 769 300

Аделаида

Конституция 1934 г.

Новый Южный Уэльс

801 150

8 164 100

Сидней

Конституция 1902 г.

Виктория

227 444

6 694 900

Мельбурн

Конституция 1975 г.

Тасмания

68 401

540 600

Хобарт

Конституция 1934 г.

Итак, согласно ст. 106 Конституции основные законы каждого штата оставались в силе и после образования Содружества (см. таблицу 2). Полномочия парламентов колоний, ставших штатами, также сохранялись, исключая те, которые они утратили (ст. 107). Законы, которые были приняты парламентами колоний по предметам ведения, переданным после учреждения Содружества Федеральному Парламенту, продолжали действовать (ст. 108).

Таблица 2

Структура действующей Конституции Западной Австралии 1889 г. (с последующими поправками) [5]

Часть IA — Предварительная

1. Краткое название

Часть I — Парламентская

2. Законодательный орган конституируется в Западной Австралии

3. Губернатор может устанавливать место и время сессий, приостанавливать работу палат и распустить Ассамблею

4. Сессия каждый год

5. Первый совместный созыв законодательного органа

6. Назначение членов Совета

7. Продолжительность мест в Совете

8. Отставка членов Совета

9. Назначение Председателя; кто может принимать участие в дебатах

12. Созыв Ассамблеи

13. Ассамблея может приступить к работе, даже если полное число членов не избрано на всеобщих выборах

15. Выборы Спикера

22. Присяга или подтверждение верности

34. Постоянные Правила и постановления

35. Жалованье Председателя, Спикера и должностных лиц

36. Привилегии обеих палат

Часть II — Избирательная

38. Избирательные законы

41. Избирательные списки

Часть III — Избирательный Совет

43. Некоторые разделы утрачивают силу

46. Созыв избранного Совета

47. Совет может приступить к работе, даже если полное число вакансий не заполнено на всеобщих выборах

49. Выборы Председателя

Часть IIIA — Губернатор

50. Канцелярия Губернатора

51. Инструкции Губернатору

Часть IIIB — Местное самоуправление

52. Выборные местные управленческие органы

53. Некоторые законы не затронуты

Часть IV — Судебная

54. Судьи продолжают занимать свои должности при надлежащем поведении

55. Но они могут быть отозваны Короной после обращения обеих палат

Часть V — Юридическая

57. Существующий закон сохранен

58. Суды правосудия, комиссии, должностные лица и др.

59. Таможенные пошлины могут взиматься не дифференцированно

60. Не взимаются пошлины ни с поставок для Губернатора или войск, ни те, которые не совместимы с договорами

61. Разделение Колонии

62. После разделения, Акт применяется к остальной части Колонии

Часть VI — Финансовая

63. Ответственность отделенной части Колонии за публичный долг

64. Все пошлины и доходы для формирования Консолидированного Счета

65. Консолидированный Счет, постоянно пополняемый доходами от сборов

68. Ни одна из частей публичного дохода не может быть выдана, исключая наличие предписаний Губернатора

72. Консолидированный Счет утверждается Актом законодательного органа: некоторые расходы не затронуты

Часть VII — Разное

73. Законодательный орган, конституированный настоящим Актом, наделен полномочиями изменять любое из его положений

74. Назначение на должности при Правительстве Колонии передается Губернатору

74A. Переход Короны

75. Интерпретация

76. Действие Акта

77. Акт обнародуется

Приложение E — Клятва и подтверждение должности

В соответствии со ст. 109 Конституции при несоответствии закона штата закону Содружества последний имеет преимущественную силу, а первый — в пределах несоответствия — недействителен.

На основании ст. 111 Конституции парламент штата вправе передать любую часть штата Содружеству. Над такой частью устанавливается исключительная юрисдикция Содружества. Так появился ряд территорий, обладающих той или иной степенью самоуправления. Хотя не все территории, из указанных в таблице 3, были образованы подобным образом.

Таблица 3

Австралийские территории [1, 2, 3, 4]

Территория

Основополагающий документ

Территория Джервис Бей

Акт о принятии Территории Джервис Бей 1915 г.

Кокосовые (Килинг) Острова

Акт о Кокосовых (Килинг) Островах 1955 г.

Остров Рождества

Акт об Острове Рождества 1958 г.

Северная Территория

Акт о Северной Территории (самоуправлении) 1978 г.

Остров Норфолк

Акт об Острове Норфолк 1979 г.

Австралийская Столичная Территория

Акт об Австралийской Столичной Территории (самоуправлении) 1988 г.

Конституция наделила штаты правом — после введения единообразных таможенных пошлин — взимать с импортных и экспортных товаров, а также ввозимых или вывозимых из штата товаров сборы, необходимые для исполнения законов штата об инспекции. В то же время, любые такие законы могут быть аннулированы Парламентом Содружества (ст. 112).

Ст. 114 Конституции запрещает штатам без согласия Парламента Содружества создавать или поддерживать какие-либо военно-морские или военные силы, а также взимать налоги с принадлежащей Содружеству собственности. В свою очередь, Содружество не вправе взимать налоги с собственности штатов.

Содружество не вправе издавать законы, устанавливающие общеобязательную религию, навязывающие религиозные обряды и запрещающие свободное исповедание какой-либо религии. Кроме того, никакие религиозные испытания не требуются для замещения должности в рамках Содружества (ст. 116).

Подданный монарха, проживающий в каком-либо из штатов, не должен подвергаться в любом другом штате каким-либо ограничениям или дискриминации (ст. 117).

Законы, публичные акты и записи, а также судебные процедуры штатов подлежат доверию и уважению на всей территории Содружества (ст. 118).

Содружество защищает каждый штат от внешнего вторжения и, по заявлению исполнительного правительства штата, от внутренних беспорядков (ст. 119).

Конституция обязывает каждый штат обеспечивать содержание в своих местах лишения свободы лиц, обвиненных или осужденных за преступления против законов Содружества, а также наказание лиц, осужденных за такие преступления. Парламент Содружества вправе принимать законы для исполнения данной обязанности (ст. 120).

Парламент может принимать в состав Содружества или образовывать новые штаты, а также устанавливать или вводить соответствующие сроки и условия по своему усмотрению (ст. 121).

Относительно территорий Парламент вправе:

– издавать законы для правительства любой территории, переданной любым штатом и принятой Содружеством;

– издавать законы для правительства любой территории, переданной монархом и принятой Содружеством; или иным образом приобретенной Содружеством;

– разрешить представительство такой территории в любой из палат Парламента в той степени и на тех условиях, которые она посчитает подходящими (ст. 122).

Парламент Содружества может с согласия парламента соответствующего штата и одобрения большинства проголосовавших по данному вопросу избирателей штата изменять границы штата (ст. 123).

Новый штат может быть образован как путем отделения какой-либо территории от одного из штатов, так и посредством объединения двух или более штатов или их частей, но только с согласия парламентов затрагиваемых штатов (ст. 124).

Как видно из сказанного выше, Конституция Австралии в самом общем виде регулирует вопросы территориального устройства страны. Поэтому для более основательного изучения этих вопросов необходимо учитывать наличие соответствующих законов (актов) федерального уровня и уровня штатов. Нельзя забывать и о практике их применения.

Литература:

  1. Политический атлас современности. URL: http://www.hyno.ru (дата обращения: 08.01.2021).
  2. Area of Australia — States and Territories. URL: http://www.ga.gov.au (дата обращения: 08.01.2021).
  3. Commonwealth of Australia Constitution Act (The Constitution). URL: http://www.legislation.gov.au (дата обращения: 08.01.2021).
  4. National, state and territory population. URL: https://www.abs.gov.au (дата обращения: 08.01.2021).
  5. Western Australia. Constitution Act 1889. URL: http://www.legislation.wa.gov.au (дата обращения: 08.01.2021).

Похожие статьи

Конституционно-правовые основы судоустройства в Содружестве Австралии

В настоящей статье рассматриваются содержащиеся в действующей Конституции Австралии положения относительно судоустройства в данной стране. Отражены особенности формы правления в Австралии. Текст статьи содержит необходимый справочный материал в форме...

Развитие института консульских привилегий и иммунитетов в современном мире

Статья посвящена рассмотрению тенденций развития института консульских привилегий и иммунитетов в современном праве различных государств. В статье анализируются ключевые нормативно-правовые акты, регулирующие данный институт. Особое внимание автор уд...

Форма правления в современном российском государстве

В данной статье подробно описана проблема определения современной формы правления в РФ. Дана краткая характеристика видов республик, анализируются мнения учёных относительно данного дискуссионного вопроса. Итогом работы является выделение специфики ф...

Таджикистан в глобальной экономике

В статье была сделана попытка проанализировать экономическую ситуацию в Республике Таджикистан в 2010–2018 гг. В данной статье дается краткий обзор следующих макроэкономических показателей страны: ВВП и темпы роста, рабочая сила, внешняя торговля, ин...

Суд как орган публичной власти в Российской Федерации в рамках измененной Конституции

Принятые в 2020 году поправки в основной закон страны внесли большие изменения в текущую жизнь общества Российской Федерации. Помимо изменений, непосредственно влияющих на жизнь человека и гражданина, поправки также коснулись государственного устройс...

Унитарные начала государственного устройства — ядро федеративного государства: анализ законодательства и практики

В целях совершенствования и дальнейшего укрепления государственности Российской Федерации автор предлагает обратить внимание на конструктивный характер унитарных государственно-правовых признаков, имеющихся в государственном устройстве России. Для эт...

Процесс модернизации органов самоуправления на примере деятельности муниципальной власти столицы БАМа — Тынды

В статье рассматриваются основные аспекты работы органов местной власти в отдельном взятом городском округе Амурской области, именуемом столицей БАМа, городе Тында. Автор даёт оценку влияния основных направлений совершенствования системы местного сам...

Конституционные основы налогового права зарубежных стран

В статье рассматриваются конституционные основы налогового права зарубежных стран. Делается вывод о том, что доля налоговой составляющей в конституционных положениях зарубежных стран разная. В период экономических кризисов существенно возрастает роль...

Республиканская форма правления в современном мире

Республика в нынешнее время самая популярная форма правления. В данной статье мы рассмотрим виды и особенности республики на разных этапах её становления, проблемы, характерные для неё и способы их решения. Целью работы является анализ становления ре...

Высшее положение в преступной иерархии: проблемы толкования и реализации

Авторами анализируются изменения, установленные Федеральным закон № 46 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части противодействия организованной преступности”, а именно ...

Похожие статьи

Конституционно-правовые основы судоустройства в Содружестве Австралии

В настоящей статье рассматриваются содержащиеся в действующей Конституции Австралии положения относительно судоустройства в данной стране. Отражены особенности формы правления в Австралии. Текст статьи содержит необходимый справочный материал в форме...

Развитие института консульских привилегий и иммунитетов в современном мире

Статья посвящена рассмотрению тенденций развития института консульских привилегий и иммунитетов в современном праве различных государств. В статье анализируются ключевые нормативно-правовые акты, регулирующие данный институт. Особое внимание автор уд...

Форма правления в современном российском государстве

В данной статье подробно описана проблема определения современной формы правления в РФ. Дана краткая характеристика видов республик, анализируются мнения учёных относительно данного дискуссионного вопроса. Итогом работы является выделение специфики ф...

Таджикистан в глобальной экономике

В статье была сделана попытка проанализировать экономическую ситуацию в Республике Таджикистан в 2010–2018 гг. В данной статье дается краткий обзор следующих макроэкономических показателей страны: ВВП и темпы роста, рабочая сила, внешняя торговля, ин...

Суд как орган публичной власти в Российской Федерации в рамках измененной Конституции

Принятые в 2020 году поправки в основной закон страны внесли большие изменения в текущую жизнь общества Российской Федерации. Помимо изменений, непосредственно влияющих на жизнь человека и гражданина, поправки также коснулись государственного устройс...

Унитарные начала государственного устройства — ядро федеративного государства: анализ законодательства и практики

В целях совершенствования и дальнейшего укрепления государственности Российской Федерации автор предлагает обратить внимание на конструктивный характер унитарных государственно-правовых признаков, имеющихся в государственном устройстве России. Для эт...

Процесс модернизации органов самоуправления на примере деятельности муниципальной власти столицы БАМа — Тынды

В статье рассматриваются основные аспекты работы органов местной власти в отдельном взятом городском округе Амурской области, именуемом столицей БАМа, городе Тында. Автор даёт оценку влияния основных направлений совершенствования системы местного сам...

Конституционные основы налогового права зарубежных стран

В статье рассматриваются конституционные основы налогового права зарубежных стран. Делается вывод о том, что доля налоговой составляющей в конституционных положениях зарубежных стран разная. В период экономических кризисов существенно возрастает роль...

Республиканская форма правления в современном мире

Республика в нынешнее время самая популярная форма правления. В данной статье мы рассмотрим виды и особенности республики на разных этапах её становления, проблемы, характерные для неё и способы их решения. Целью работы является анализ становления ре...

Высшее положение в преступной иерархии: проблемы толкования и реализации

Авторами анализируются изменения, установленные Федеральным закон № 46 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части противодействия организованной преступности”, а именно ...

Задать вопрос