Договор коммерческой концессии. Актуальные изменения, стимулирующие рынок российских брендов | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Предпринимательское право

Опубликовано в Новый юридический вестник №3 (42) июнь 2023 г.

Дата публикации: 19.04.2023

Статья просмотрена: 34 раза

Библиографическое описание:

Галкина, Е. А. Договор коммерческой концессии. Актуальные изменения, стимулирующие рынок российских брендов / Е. А. Галкина. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2023. — № 3 (42). — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/252/8294/ (дата обращения: 19.12.2024).



Модель бизнеса, основанная на передаче комплекса исключительных прав, включая право на известный товарный знак, давно популярна во всём мире. Но именно сейчас в России мы наблюдает новый виток развития договоров коммерческой концессии (франчайзинга). Если раньше речь шла преимущественно о зарубежных мировых брендах, что сейчас, в силу новой экономической реальности, всё большее развитие получают российские бренды и создаваемые ими сети. Принимаемые правительством меры, направленные на стимулирование отечественного рынка, активное ориентирование на импортозамещение и поправки, принятые в 2022 году в Налоговый Кодекс РФ, освобождающие предпринимателей от уплаты НДС при передаче ряда интеллектуальных прав по договорам коммерческой концессии, способны еще больше простимулировать отечественный рынок и развитие российских торговых сетей и брендов.

Ключевые слова: договор коммерческой концессии, франчайзинг, передача исключительных прав, освобождение от уплаты НДС, интеллектуальная собственность, отечественные бренды.

Условия работы на современном рынке выдвигают серьезные требования к его участникам. Это вызвано высокой конкурентностью в самых различных областях, глобализацией, монополизацией рынка, кредитными игроками, требовательностью клиентов к качеству товаров и услуг. Как следствие, выведение на рынок новых брендов, товаров, услуг связано с высокими затратами финансовых и временных ресурсов, требуемых для обеспечения рекламной кампании, отрабатывания стандартов работы, проведения коммерческих экспериментов и проч. Современная компания должна быть гибкой (оперативное внедрение изменений из-за высокой волатильности рынка), масштабируемой, актуальной (использование современных средств маркетинга и делопроизводства, соответствие трендам рынка), обладать хорошей логистикой, единообразием сервисов, использовать аутсорс непрофильных видов деятельности и многое другое.

На сегодняшний день широчайшее распространение приобрёл формат работы по договору коммерческой концессии (франшиза). Такая популярность вызвана тем, что данный подход позволяет компаниям решить большую часть вышеописанных проблем быстро, эффективно и с минимальными затратами ресурсов.

Сторонами договора коммерческой концессии являются правообладатель и пользователь. В их качестве могут выступать как коммерческие организации — юридические лица, так и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей п. 3 ст. 1027 ГК РФ.

Согласно п.1 ст. 1027 Гражданского Кодекса РФ «по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау)».

Передача комплекса исключительных прав, обозначенных в п. 1 ст. 1027 ГК РФ, составляет предмет договора коммерческой концессии.

Судебная практика показывает, что основным признаком договора коммерческой концессии является предоставление исключительного права на товарный знак, а если такое право не предоставлено, то это не коммерческая концессия, а лицензионный договор [4].

Чаще всего в роли правообладателя выступают компании, обладающие уже известным товарным знаком (брендом) и набором товаров и услуг, уже получившими тот или иной уровень развития на рыке, в роли пользователя — лица, обладающие определенным капиталом, желающие развивать предпринимательскую деятельность в сфере работы правообладателя. Правообладателю требуется рост и быстрый захват доли рынка с минимальными затратами ресурсов. Пользователю требуется найти возможность выхода на конкурентный рынок с минимальными затратами и капиталом, которого недостаточно для развития полноценного бизнеса с нуля за короткий отрезок времени. Договор коммерческой концессии позволяет закрыть потребности обеих сторон и эффективно решить эти задачи.

Как следует из п. 2 ст. 1027 ГК РФ перечень передаваемых к использованию прав является открытым. То есть помимо перечисленных в статье в него могут войти и

— права, вытекающие из патентов на изобретения;

— права, вытекающие из патентов на промышленные образцы;

— права, вытекающие из патентов на селекционные достижения;

— права, вытекающие из свидетельств на полезные модели;

— права на принадлежащие правообладателю объекты авторского права, программы для ЭВМ и базы данных;

— права на принадлежащие правообладателю топологии интегральных микросхем и т. п.

Важным аспектом коммерческой концессии служит обоюдное влияние сторон договора на продвижение и узнаваемость торговой марки. А возрастающая популярность использования договоров коммерческой концессии объясняется неоспоримыми плюсами для обеих сторон. Так, используя договор коммерческой концессии, правообладатель привлекает к участию в развитии собственного бизнеса пользователей и даёт им не только возможность работы под своей торговой маркой, но и предоставляет стандарты обслуживания, производства продукции, схемы обучения персонала, логистические услуги, аутсорсинг различных процессов (бухгалтерия, отчетность, аудит, планирование и проч.). В свою очередь правообладатель получает взамен присутствие своего бренда в новых регионах (странах) или сегментах потребителей, снижение затрат на развитие своей сети (реклама, ремонт и оформление помещений, фонд оплаты труда персонала, оснащение точек продаж). Дополнительную выгоду правообладатель может получать, применяя такие схемы работы с поставщиками как «лизинг». К примеру, будучи крупным клиентом лизинговой компании и получая оборудование по низким ценами, имеет возможность передавать оборудование пользователю по выгодной для себя ставке.

Возможность заключения договора субконцессии (согласно п.1 ст. 1029 ГК РФ) еще больше расширяет границы выгоды как правообладателя, так и ответственного пользователя.

Например, при успешном развитии франшизы в определенном регионе и наличии в нем успешного пользователя, правообладатель, предоставляя возможность заключения договоров субконцессии, делегирует пользователю возросшую нагрузку по контролю работы других пользователей (субконцессионеров) и оптовой дистрибуции товара/услуг в регионе.

При этом такой пользователь может получить более выгодные условия работы и еще более успешно расширять собственный бизнес и наращивать обороты.

Правообладатель имеет возможность гибкой регуляции логистических потоков по сегментам рынка, предоставляемым услугам и товарам на нем, давая возможность заключения договоров субконцессии ключевым пользователям.

При этом правообладатель защищен от негативных последствий неконтролируемого заключения договоров субконцессии, так как в соответствии с п.1 ст. 1023 ГК РФ договор коммерческой субконцессии не может быть заключен на более длительный срок, чем договор коммерческой концессии, на основании которого он заключается, а также пользователь несет субсидиарную ответственность за вред, причиненный правообладателю действиями вторичных пользователей — п. 4 ст. 1023 ГК РФ.

Таким образом, договор коммерческой субконцессии позволяет еще более эффективно увеличивать сторонами договора коммерческой концессии свою долю рынка.

В 2022 году был принят Федеральный закон, крайне важный для предпринимателей, работающих на основании договоров коммерческой концессии. На основании Федерального закона от 16.04.2022 N 97-ФЗ «О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» с 1 июля 2022 года отменена уплата НДС при передаче исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании договора коммерческой концессии.

Важным моментом при заключении договора коммерческой концессии является тот факт, что освобождение от оплаты НДС применяется, если в цене договора выделена сумма вознаграждения за передачу таких прав, а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности (согласно пп. 26.2 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Учитывая то, что в рамках договора коммерческой концессии могут быть переданы права на результаты интеллектуальной деятельности, не предусмотренные пп. 26.2 п. 2 ст. 149 НК РФ, для применения льготы в договорах необходимо отделить вознаграждение за передачу прав, которое не облагается НДС, от иных видов вознаграждения.

Таким образом, разграничив отдельными пунктами в договоре коммерческой концессии сумму и порядок оплаты за право использования товарным знаком, знаком обслуживания от суммы и порядка оплаты иных исключительных прав, перечисленных в пп. 26.2 п. 2 ст. 149 НК РФ (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), предприниматели получают возможность законным способом сэкономить значительную часть средств на уплате налогов и направить эти средства на развитие своего бренда.

Внесенная в Налоговый кодекс поправка способна значительно стимулировать рынок отношений, регулируемых договорами коммерческой концессии, а участникам действующих франчайзинговых отношений предстоит пересмотреть условия договоров.

Данное новшество, безусловно, будет способствовать повышению экономической активности субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности в области передачи прав по договорам коммерческой концессии, будет содействовать поддержанию и ускорению экономического роста в различных отраслях российской экономики.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 21.11.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.12.2022) // Собрание законодательства РФ. 07.08.2000, N 32, ст. 334
  3. Федеральный закон «О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» от 16.04.2022 N 97-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 18.04.2022, N 16, ст. 2599.
  4. Решение АС г. Москвы по делу N А40–141135/12 [Электронный ресурс] // URL: https://sudact.ru. Дата обращения: 12.12.2022 г.

Ключевые слова

франчайзинг, интеллектуальная собственность, договор коммерческой концессии, передача исключительных прав, освобождение от уплаты НДС, отечественные бренды

Похожие статьи

Оценка акций российских компаний: методы оценки

Переход к рыночной экономике поставил перед российскими компаниями много новых задач, в том числе и выработку методов оценки пакетов акций. Выход российских компаний на мировые рынки товаров и услуг, постоянные контакты с зарубежными партнерами, осущ...

Инструменты продвижения в интернет-среде на рынке гостиничного бизнеса

В век информационного развития технологий на рынке гостиничного бизнеса огромную роль получило распространение маркетинговых интернет-инструментов для создания и продвижения бизнес-организаций. Коммерциализация глобальной сети стала основой для созда...

Тенденции экономической и инвестиционной активности на микроуровне в современной России

В настоящее время российские компании стремятся заручиться поддержкой деловых партнеров путем получения от них значительных инвестиций для дальнейшего развития бизнеса. На самом деле проблема инвестирования в нашей стране стоит довольно остро. Многие...

Государственные инструменты продвижения территорий. Успешные практики территориального маркетинга в регионах Российской Федерации

Современная геополитическая ситуация в мире и практики формирования цивилизованного рынка, новые векторы экономического развития диктуют необходимость становления страны как сильного конкурентоспособного игрока на мировом рынке. Такой процесс невозмо...

PR-технологии и основные методы коммуникации

В статье рассмотрены основные PR-технологии, применяемые в комплексе интегрированных маркетинговых коммуникаций. Особый интерес вызывает то, что в условиях перехода к рыночным отношениям вопросы умелой и грамотной организации коммерческой деятельност...

Технологии медиарилейшнз в социальных сетях

Мир переживает сложный период, связанный с кризисом не только экономической и финансовой систем, но, главным образом, с кризисом доверия к государственным и общественным институтам в целом. Утрата доверия — одна из наиболее трагических черт современн...

Эволюция венчурных фондов: инвестирование в глобальные таланты

Актуальность данной темы инвестирования капитала в глобальные проекты через венчурные фонды важна на данном этапе потому, что, помимо растущих возможностей для предпринимательства во всем мире, у стартапов появляется возможность сократить отток талан...

Разработка стратегий продвижения на рынке кондитерских изделий

В наши дни рынок кондитерских изделий обширен, как никогда раньше. В последние 10 лет произошел большой скачок вверх в кондитерской сфере: открывается все больше отечественных компаний, которые готовы предложить своему клиенту новейшие виды десертов ...

Повышение ценовой конкурентоспособности продукции промышленного предприятия на основе управления закупками и логистикой

Актуальность настоящей тематики базируется на развитой нормативно-правовой базе, используемой в программе импортозамещения, мерах поддержки от государства в машиностроительной области, а также проводимых планово-технических мероприятиях под жестким д...

Связанные продажи и пакетирование как антиконкурентные действия по законодательству Европейского союза

Связанные продажи и пакетирование, как коммерческие решения, применяются предпринимателями повсеместно. Потребители сталкиваются со связанными продажами и пакетированием каждый день, приобретая, например, бизнес-ланч, мобильный телефон с договором на...

Похожие статьи

Оценка акций российских компаний: методы оценки

Переход к рыночной экономике поставил перед российскими компаниями много новых задач, в том числе и выработку методов оценки пакетов акций. Выход российских компаний на мировые рынки товаров и услуг, постоянные контакты с зарубежными партнерами, осущ...

Инструменты продвижения в интернет-среде на рынке гостиничного бизнеса

В век информационного развития технологий на рынке гостиничного бизнеса огромную роль получило распространение маркетинговых интернет-инструментов для создания и продвижения бизнес-организаций. Коммерциализация глобальной сети стала основой для созда...

Тенденции экономической и инвестиционной активности на микроуровне в современной России

В настоящее время российские компании стремятся заручиться поддержкой деловых партнеров путем получения от них значительных инвестиций для дальнейшего развития бизнеса. На самом деле проблема инвестирования в нашей стране стоит довольно остро. Многие...

Государственные инструменты продвижения территорий. Успешные практики территориального маркетинга в регионах Российской Федерации

Современная геополитическая ситуация в мире и практики формирования цивилизованного рынка, новые векторы экономического развития диктуют необходимость становления страны как сильного конкурентоспособного игрока на мировом рынке. Такой процесс невозмо...

PR-технологии и основные методы коммуникации

В статье рассмотрены основные PR-технологии, применяемые в комплексе интегрированных маркетинговых коммуникаций. Особый интерес вызывает то, что в условиях перехода к рыночным отношениям вопросы умелой и грамотной организации коммерческой деятельност...

Технологии медиарилейшнз в социальных сетях

Мир переживает сложный период, связанный с кризисом не только экономической и финансовой систем, но, главным образом, с кризисом доверия к государственным и общественным институтам в целом. Утрата доверия — одна из наиболее трагических черт современн...

Эволюция венчурных фондов: инвестирование в глобальные таланты

Актуальность данной темы инвестирования капитала в глобальные проекты через венчурные фонды важна на данном этапе потому, что, помимо растущих возможностей для предпринимательства во всем мире, у стартапов появляется возможность сократить отток талан...

Разработка стратегий продвижения на рынке кондитерских изделий

В наши дни рынок кондитерских изделий обширен, как никогда раньше. В последние 10 лет произошел большой скачок вверх в кондитерской сфере: открывается все больше отечественных компаний, которые готовы предложить своему клиенту новейшие виды десертов ...

Повышение ценовой конкурентоспособности продукции промышленного предприятия на основе управления закупками и логистикой

Актуальность настоящей тематики базируется на развитой нормативно-правовой базе, используемой в программе импортозамещения, мерах поддержки от государства в машиностроительной области, а также проводимых планово-технических мероприятиях под жестким д...

Связанные продажи и пакетирование как антиконкурентные действия по законодательству Европейского союза

Связанные продажи и пакетирование, как коммерческие решения, применяются предпринимателями повсеместно. Потребители сталкиваются со связанными продажами и пакетированием каждый день, приобретая, например, бизнес-ланч, мобильный телефон с договором на...

Задать вопрос