Проблемы механизма предоставления жилья детям-сиротам в Хабаровском крае | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Гражданское право

Опубликовано в Новый юридический вестник №3 (42) июнь 2023 г.

Дата публикации: 08.05.2023

Статья просмотрена: 70 раз

Библиографическое описание:

Калиниченко, И. Н. Проблемы механизма предоставления жилья детям-сиротам в Хабаровском крае / И. Н. Калиниченко. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2023. — № 3 (42). — С. 37-41. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/252/8342/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор рассматривает противоречия в законодательстве, регулирующем предоставления жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет и подлежащих обеспечению жилыми помещениями на примере Хабаровского края.

Ключевые слова: дети-сироты, жилое помещение, получение жилья, список.

Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — Закон № 159-ФЗ) установлены дополнительные гарантии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее — дети-сироты и лица из их числа), в частности, право на жилое помещение, заключающееся в однократном предоставлении органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее — жилые помещения).

В соответствии с пунктами 1, 9 статьи 8 Закона № 159-ФЗ дети-сироты и лица из их числа обеспечиваются жилыми помещениями, если они:

1) не являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилого помещения, или

2) являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, но их проживание в ранее занимаемом жилом помещении признается невозможным (жилое помещение менее учетной нормы, жилое помещение признано непригодными для проживания и др.)

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями носит длящийся характер и предусматривает совершение последовательных действий, входящих в компетенцию нескольких органов исполнительной власти края.

Основным органом, осуществляющим функции по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом для детей-сирот в Хабаровском крае, является Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.

Так, в соответствии с законами Хабаровского края от 13.10.2005 № 304 «О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае», Законом № 253 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае», постановлением Губернатора края от 25.04.2006 № 96 «О мерах по совершенствованию управления государственным жилищным фондом Хабаровского края», Регламентом взаимодействия и обмена информацией между исполнительными органами государственной власти Хабаровского края по вопросам управления и распоряжения государственным жилищным фондом края, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 01.09.2006 № 136-пр (далее — Регламент № 136-пр) министерство определено специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края и осуществляет:

– формирование списка;

– принятие решений о предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда края;

– направление в министерство строительства края заявки на строительство (приобретение) в очередном финансовом году жилых помещений (квартир) для детей-сирот и лиц из их числа.

Согласно пункту 4.4. раздела 4 Регламента № 136-пр Министерство строительства края:

– передает министерству имущества края по акту приема-передачи жилые помещения (квартиры) во введенных в эксплуатацию объектах капитального строительства;

– направляет в министерство имущества края ходатайство о приобретении в текущем году на вторичном рынке недвижимости жилых помещений (квартир) в населенных пунктах края, в которых не осуществляется строительство жилых домов.

В соответствии с пунктом 4.5 раздела 4 Регламента № 136-пр Министерство имущества края:

– приобретает непосредственно или через уполномоченные в установленном порядке подведомственные краевые государственные казенные учреждения в государственную собственность края на рынке жилья жилые помещения (квартиры) за счет средств краевого и (или) федерального бюджетов;

– направляет в министерство сведения о зарегистрированных правах на построенные и приобретенные жилые помещения (квартиры) с приложением копий документов, подтверждающих право собственности, для подготовки министерством решения о предоставлении жилых помещений (квартир) детям-сиротам и лицам из их числа.

При этом процедуры приобретения и строительства жилых помещений — проведение закупки, оформление сделки, регистрация прав — является длительной и осуществляется в порядке, установленном Федеральными законами от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Таким образом, на министерство жилищно-коммунального хозяйства не возложены полномочия по строительству и приобретению жилых помещений, соответственно не предусмотрено и финансирование министерства на данные цели.

В дополнение, одной из причин, не позволяющих обеспечить в полной мере детей-сирот и лиц из их числа благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений является то, что с 01.01.2019 вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающие, что общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых детям-сиротам и лицам из их числа в одном многоквартирном доме, не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме .

Так, в декабре 2018 г. введен в эксплуатацию многоквартирный дом № 32, предназначенный для детей-сирот, в микрорайоне Дружба г. Комсомольска-на-Амуре (далее — МКД № 32). В 2019 г. введены в эксплуатацию два многоквартирных дома: № 21 по ул. Аэродромной в г. Хабаровске (далее — МКД № 21), № 57 по ул. Октябрьской г. Хабаровска (далее — МКД № 57).

Учитывая вышеуказанные ограничения, в МКД № 32 предоставлено 32 квартиры из 126; в МКД № 21 предоставлено всего 69 квартир детям-сиротам из 279; в МКД № 57 предоставлено 20 квартир из 80.

Полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот с 2005 года осуществляются за счет расходных обязательств субъекта Российской Федерации и частично субсидий из федерального бюджета. За период исполнения указанных полномочий жилыми помещениями государственного жилищного фонда края (с 2005 года по 01.01.2023) обеспечены 3 154 гражданина из числа детей-сирот.

В соответствии с пунктами 1, 9 статьи 8 Закона № 159-ФЗ дети-сироты и лица из их числа обеспечиваются жилыми помещениями, если они:

1) не являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилых помещений по договору социального найма либо собственниками жилого помещения, или

2) являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, но их проживание в ранее занимаемом жилом помещении признается невозможным (площадь жилого помещения менее учетной нормы, жилое помещение признано непригодным для проживания и др.).

При этом пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и лиц из их числа и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. То есть предполагается, что эти лица на момент достижения возраста 23 лет в списках на обеспечение жильем состояли.

Помимо этого, на возрастные рамки отсылают понятия, приводимые в ст. 1 ФЗ № 159, где для каждой группы лиц, подлежащей обеспечению, определен возрастной период. Так дети-сироты и лица, оставшиеся без попечения родителей, — это лица до 18 лет, а лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — лица в возрасте от 18 до 23 лет.

Исходя из приведенных норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты и лица из их числа, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23-х лет.

Лица, которые относились к вышеперечисленным категориям и не воспользовавшиеся своим правом на получение жилья до достижения 23 лет часто обращаются в суд и если у них единственным основанием отказа во включении в список со стороны министерства является возврат, то суд встает на их сторону опираясь на Постановлению № 397 от 04.04.2019 г. «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства». Согласно пункту 3 данного постановления: «лица, которые достигли возраста 23 лет , включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список».

По нашему мнению, законодатель противоречит статье 8 ФЗ № 159, где приведен исчерпывающий перечень оснований для включения в список на получение жилья, помимо этого используется понятие «имели право», которое не имеет раскрытия в тексте нормативного акта, что может приводить к искаженности трактования.

Отдельно стоит отметить, что во многих обращениях в суд в качестве предмета иска выступает предоставление жилого помещения, а не включение в очередь на получения жилья для детей-сирот. Как следует из приведенных нормативных положений, обращение детей-сирот и лиц из их числа, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, с заявлением о включении в список, к которому приложены необходимые документы, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой жилые помещения должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой принятия акта о включении в список.

Ранее законодатель, в ст. 57 ЖК РФ предусматривал получения лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке на условиях социального найма.

В настоящее время законодательство не предусматривает внеочередной порядок предоставления жилых помещений.

В российской правовой системе действует общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом, закрепленный статьей 17 Конституции РФ, предусматривающий добросовестность в использовании своих прав участниками правовых отношений. В соответствии с частью третьей статьи 17 Конституции РФ реализация прав и свобод человека не может нарушать права и свободы других лиц.

Предоставление жилого помещения детым-сиротам лицам из их числа с соблюдением последовательности принятия на учет согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.04.2014 № 686-О).

В данном же случае право на получение жилья в равной степени имеют все лица, включенные в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а внеочередное или первоочередное обеспечение жильем граждан по указанному основанию законодательством не предусмотрено.

Таким образом, предоставление лицу, которое обращается в суд жилого помещения, вопреки ее номеру в списке, приведет к нарушению указанных конституционных положений, поскольку повлечет нарушение прав лиц, стоящих в очереди на получение жилого помещения ранее него.

Более того Федеральным законодательством не закреплена обязанность Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края при недостаточности свободного жилищного фонда (денежных средств) для удовлетворения требований как лиц, право на получение жилых помещений которых удостоверено судебным актом, так и лиц, право на получение жилых помещений которых основано лишь на требованиях нормативных актов (включенных в список), но не обратившихся в органы судебной власти, удовлетворять требования взыскателей по исполнительным документам в приоритетном порядке. Таким образом, внутри уже имеющейся очередности взыскатель, имеющий исполнительный лист, не приобретает какого-либо преимущественного (по срокам) права перед гражданином, имеющим право на жилье, но не обратившимся в суд.

Помимо этого, обращение по данному основанию влечет возбуждение исполнительного производства по ст. 15.17 КоАП РФ. За период с 2021–2022 год в адрес министерства ЖКХ Хабаровского края было возбуждено 1455 дел по ст. 17.15 КоАП РФ в связи с неисполнением решения суда о предоставлении жилья для детей-сирот, 1294 дела было удовлетворено в рамках, которых министерство выплатило судебных сборов на сумму 61 420 000 р. Стоит отметить, что согласно данным цифровой платформы Restate (https://habarovsk.restate.ru/graph/ceny-prodazhi-kvartir/) стоимость 1 м 2 в городе Хабаровске на 30.12.2022 г. составляет 117 467.8 руб. при учете минимального размера жилой площади в размере 28 м 2 предоставляемого сироте, можно было обеспечить до 18 человек из очереди на предоставления жилья.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)) // Российская газета. — 1993. — 25 дек.; Собрание законодательства РФ. — 2014 — № 31. — Ст. 4398.
  2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // Собрание законодательства РФ. -03.01.2005. -№ 1 (часть 1). -Ст. 14.
  3. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: федер. закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 17.02.2021) // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 52. — Ст. 5880.
  4. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федер. закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2022) // Собрание законодательства РФ. — 2013. — № 14. — Ст.1652.
  5. О государственной регистрации недвижимости: федер. закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.04.2023) // Российская газета. — 2015. — № 156.
  6. О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства: Постановление Правительства РФ от 04.04.2019 № 397 // Собрание законодательства РФ. -15.04.2019. -№ 15 (часть IV). -Ст. 1764.
  7. О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае: закон Хабаровского края от 13.10.2005 № 304 (с изменениями на 5 декабря 2022 года) // Приамурские ведомости. — 2005. — № 189.
  8. Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Хабаровском крае: закон Хабаровского края от 10.12.2012 № 253 (с изменениями на 5 декабря 2022 года) // Собрание законодательства Хабаровского края. — 2012. N 12(125).
  9. О мерах по совершенствованию управления государственным жилищным фондом Хабаровского края: постановление Губернатора Хабаровского края от
  10. 25.04.2006 № 96 (с изменениями на 16 декабря 2019 года) // Собрание законодательства Хабаровского края. — 2006.- № 4 (45).
  11. О Регламенте взаимодействия и обмена информацией между исполнительными органами государственной власти Хабаровского края по вопросам управления и распоряжения государственным жилищным фондом края: постановление Правительства Хабаровского края от 01.09.2006 N 136-пр // Собрание законодательства Хабаровского края. — 2006. — N 9 (50).

Ключевые слова

дети-сироты, Жилое помещение, список, получение жилья

Похожие статьи

Реализация права на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: проблемные аспекты на примере Красноярского края

В статье автор раскрывает содержание права на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исследует проблемы.

Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья посвящена вопросам социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности в вопросе, касающемся обеспечения этой категории лиц жилыми помещениями.

Участие Следственного комитета Российской Федерации в устранении проблем реализации права на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В статье авторы рассматривают участие Следственного комитета в реализации и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилых помещений.

Особенности системы социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, на примере Чеченской Республики

Статья посвящена проблемам социальной работы с детьми сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей. Рассмотрен региональный опыт в работе с данными категориями граждан.

Обеспечение права на семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Данная статья посвящена правовым институтам, способствующим обеспечению права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на семью.

Реализация жилищных программ государственной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге

Вопрос обеспечения жилыми помещениями граждан является достаточно острой и актуальной проблемой. В данной статье исследуются пути улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге. Так, проанализированы основные механизмы и ус...

Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: с чем приходится сталкиваться органам государственной (муниципальной) власти

С внесением изменений в законодательство с 2013 года численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилых помещений, постоянно увеличивается. Софинансирование расходных полномочий субъектов Российской ...

Реализация в РФ жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: проблемы теории и практики

В статье приводятся результаты анализа государственных гарантий жилищных прав детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленных статьями Федерального закона от 21.12.1996 № 159 — ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной под...

Проблемные аспекты защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Практическая реализация имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в РФ: анализ судебной практики

В данной статье проанализирована судебная практика по спорам, возникающим между администрациями муниципальных образований и лицами из числа детей-сирот по поводу реализации ими прав на жилье. Рассмотрены судебные решения, позволяющие сделать вывод о ...

Похожие статьи

Реализация права на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: проблемные аспекты на примере Красноярского края

В статье автор раскрывает содержание права на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исследует проблемы.

Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья посвящена вопросам социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности в вопросе, касающемся обеспечения этой категории лиц жилыми помещениями.

Участие Следственного комитета Российской Федерации в устранении проблем реализации права на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В статье авторы рассматривают участие Следственного комитета в реализации и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилых помещений.

Особенности системы социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, на примере Чеченской Республики

Статья посвящена проблемам социальной работы с детьми сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей. Рассмотрен региональный опыт в работе с данными категориями граждан.

Обеспечение права на семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Данная статья посвящена правовым институтам, способствующим обеспечению права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на семью.

Реализация жилищных программ государственной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге

Вопрос обеспечения жилыми помещениями граждан является достаточно острой и актуальной проблемой. В данной статье исследуются пути улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге. Так, проанализированы основные механизмы и ус...

Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: с чем приходится сталкиваться органам государственной (муниципальной) власти

С внесением изменений в законодательство с 2013 года численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилых помещений, постоянно увеличивается. Софинансирование расходных полномочий субъектов Российской ...

Реализация в РФ жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: проблемы теории и практики

В статье приводятся результаты анализа государственных гарантий жилищных прав детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленных статьями Федерального закона от 21.12.1996 № 159 — ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной под...

Проблемные аспекты защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Практическая реализация имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в РФ: анализ судебной практики

В данной статье проанализирована судебная практика по спорам, возникающим между администрациями муниципальных образований и лицами из числа детей-сирот по поводу реализации ими прав на жилье. Рассмотрены судебные решения, позволяющие сделать вывод о ...

Задать вопрос