Недобросовестная конкуренция: анализ нарушений | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Предпринимательское право

Опубликовано в Новый юридический вестник №3 (42) июнь 2023 г.

Дата публикации: 01.06.2023

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Тузачинова, Б. Э. Недобросовестная конкуренция: анализ нарушений / Б. Э. Тузачинова. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2023. — № 3 (42). — С. 32-35. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/252/8431/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассматривается понятие конкуренции и недобросовестной конкуренции, анализ работы по противодействию недобросовестной конкуренции и общая структура нарушений.

Ключевые слова: недобросовестная конкуренция, конкуренция, анализ, бизнес, нарушения.

Конкуренция является необходимым условием развития бизнеса. Она побуждает предпринимателей бороться за клиентов и направлять ресурсы в производство товаров и услуг, в которых потребители в настоящее время наиболее нуждаются.

Определение конкуренции на законодательном уровне содержится в законе «О защите конкуренции». Суть конкуренции заключается в соперничестве предприятий в пределах одной отрасли, где каждое из них стремится препятствовать возможности других влиять на условия сбыта товаров на рынке [3]. Кроме того, закон о конкуренции регулирует права предприятий и ограничивает возможности органов власти ведения переговоров или заключения соглашений, которые могут привести к исключению конкуренции.

Таким образом, основным компонентом развития современной экономики, способствующим прогрессу рыночных отношений, является конкуренция. Это представляет процесс конкуренции между предпринимателями, который изменяет условия рынка для трудовых продуктов в определенном сегменте.

По закону «О защите конкуренции», недобросовестная конкуренция относится к любым действиям, проводимым хозяйствующими субъектами или группами людей, направленным на получение преимуществ, в противоречии с законодательством Российской Федерации, деловыми обычаями, требованиями разумности, добропорядочности и справедливости, которые могут причинить убытки конкурентам или нанести вред их деловой репутации [2].

Количество уведомлений о случаях недобросовестной конкуренции в текущем году незначительно уменьшилось на 8,5 % по сравнению с прошлым годом и составило 3 381, в сравнении с 3 698 в 2020 году. Изучив данные, выявлено, что было начато 268 расследований нарушения антимонопольного законодательства, что на 52 меньше, чем в прошлом году. Эта тенденция может быть объяснена экономическими последствиями пандемии и временным изменением первоочередных проблем бизнеса, где инструменты нечестной конкуренции не имеют первостепенного значения. Тем не менее, процент устраненных нарушений, включая выполнение выданных предупреждений, остается на высоком уровне до возбуждения дела. В частности, из 494 предупреждений, отмеченных признаками недобросовестной конкуренции, выполнено 391, а по 72 случаям были начаты расследования.

Таблица 1

Структура форм недобросовестной конкуренции в 2020–2021 гг. [1]

Категория нарушений

2021

2022

заявления

предупреждения

дела

Реш. о призн. наруш.

заявления

предупреждения

дела

Реш. о призн. наруш.

Дискредитация

306

8

9

7

287

48

10

6

Введение в заблуждение

869

85

25

20

915

211

31

26

Некорректное сравнение

139

59

10

10

250

150

3

3

Приобр.и исп. искл.права на средства индивидуализации

205

29

19

211

43

30

Незак.исп-е результатов интеллектуальной деятельности

139

23

12

139

16

10

Незак.получение, использование, разглашение инф-и, составляющей коммер., служ., иную охр.законом тайну

16

0

0

0

36

3

2

2

Прочие нарушения

1029

149

44

34

1114

171

63

34

Из общего числа принятых решений (177 в 2021 году и 209 в 2020 году), соотношение различных категорий дел не изменилось существенно, несмотря на снижение количества заявлений. Однако категория «прочие нарушения» (статья 14.8 Закона о защите конкуренции) продолжает быть наиболее частой, с 1029 поступившими заявлениями, что составляет почти треть от общего числа. Хотя количество предупреждений и решений о признании нарушений в этой категории сокращается, что свидетельствует о снижении доли фактов недобросовестной конкуренции на рынке, высокое количество заявлений и предупреждений указывает на многообразие форм недобросовестной конкуренции. Хотя общее количество заявлений сократилось, количество случаев недобросовестной конкуренции, связанной с использованием интеллектуальных свойств, снизилось незначительно. За рассмотренные 205 заявлений о нарушении исключительных прав на средства индивидуализации юридических лиц, продукции, работ или услуг было возбуждено 29 дел, вынесено 19 решений о нарушении. А за 139 рассмотренных заявлений о незаконном использовании результатов интеллектуальной деятельности было возбуждено 23 дела и вынесено 12 решений о нарушении. Количество заявлений и решений по фактам смешения в целом осталось стабильным, несмотря на общее сокращение заявлений. Снижение количества обращений свидетельствует о том, что субъекты хозяйствования используют защитные меры и имеющиеся правовые механизмы. ФАС России является эффективным регулятором конкуренции в сфере интеллектуальной собственности.

Литература:

  1. Официальный сайт ФАС [Электронный ресурс]. URL: https://fas.gov.ru/documents/689041 (дата обращения: 28.05.2023).
  2. Ст. 4Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/baabe5b69a3c031bfb8d485891bf8077d6809a94/ (дата обращения: 29.05.2023).
  3. Ст. 10 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/851f7a5f6d99da11639600f4c686a2949ab23feb/ (дата обращения: 24.05.2023).

Похожие статьи

Реклама как инструмент конкурентной борьбы

В статье рассмотрена сущность таких понятий, как «реклама» и «конкуренция». Реклама представлена одним из инструментов конкурентной борьбы. Выявлены пути повышения эффективности рекламы.

Недобросовестная конкуренция как одна из основных проблем правового регулирования малого и среднего предпринимательства в России

В статье автор дает теоретическое обоснование проблемы правового регулирования недобросовестной конкуренции в деятельности малого и среднего предпринимательства в России.

Недобросовестная конкуренция с использованием результатов интеллектуальной собственности

В статье автор исследует основные понятия недобросовестной конкуренции с использованием интеллектуальной собственности, а также их виды, последствия и методы борьбы.

Соотношение между понятиями «недобросовестная конкуренция» и «злоупотребление правом»

Дана взаимосвязь понятий недобросовестной конкуренции и злоупотребления правом. Анализируются точки зрения ученых на различение этих концепций. С одной стороны, недобросовестная конкуренция — это злоупотребление правом, с другой стороны, существует ю...

Мисселинг как недобросовестная практика в отношении потребителей финансовых услуг

Статья посвящена исследованию мисселинга как разновидности недобросовестных финансовых операций. Анализируется юридическая сущность данного понятия, приводятся виды практик недобросовестного поведения. Обозначена проблема отсутствия законодательного ...

Соотношение злоупотребления правом с недобросовестной конкуренцией и злоупотреблением доминирующим положением

В статье автор рассматривает следующие вопросы: является ли злоупотребление правом правонарушением, а также, исследует подходы соотношению понятия злоупотребления правом с понятиями недобросовестной конкуренции и злоупотребления доминирующим положени...

Теоретические основы конкуренции

В данной статье изучены теоретические аспекты конкуренции и конкурентоспособности. Также рассмотрены виды рынков конкуренции и факторы её возникновения.

Конкуренция на банковском рынке

Статья посвящена анализу банковской конкуренции. Объектом исследования является улучшение банковской конкуренции, что способствует повышению стандартов качества обслуживания, снижению затрат и цен, расширению продуктовой линейки и реорганизации рынка...

Категория «девиация» и «социальный контроль»: определение и методы исследования

В статье будут рассмотрены основные парадигмы и методологические подходы в изучении девиантного поведения и социального контроля с целью дальнейшего применения в методологии исследования в области девиантного поведения и социального контроля.

Понятие и влияние конкуренции и конкурентоспособности в условиях рыночной экономики

В статье автор анализирует понятие и влияние конкуренции и конкурентоспособности в условиях рыночной экономики.

Похожие статьи

Реклама как инструмент конкурентной борьбы

В статье рассмотрена сущность таких понятий, как «реклама» и «конкуренция». Реклама представлена одним из инструментов конкурентной борьбы. Выявлены пути повышения эффективности рекламы.

Недобросовестная конкуренция как одна из основных проблем правового регулирования малого и среднего предпринимательства в России

В статье автор дает теоретическое обоснование проблемы правового регулирования недобросовестной конкуренции в деятельности малого и среднего предпринимательства в России.

Недобросовестная конкуренция с использованием результатов интеллектуальной собственности

В статье автор исследует основные понятия недобросовестной конкуренции с использованием интеллектуальной собственности, а также их виды, последствия и методы борьбы.

Соотношение между понятиями «недобросовестная конкуренция» и «злоупотребление правом»

Дана взаимосвязь понятий недобросовестной конкуренции и злоупотребления правом. Анализируются точки зрения ученых на различение этих концепций. С одной стороны, недобросовестная конкуренция — это злоупотребление правом, с другой стороны, существует ю...

Мисселинг как недобросовестная практика в отношении потребителей финансовых услуг

Статья посвящена исследованию мисселинга как разновидности недобросовестных финансовых операций. Анализируется юридическая сущность данного понятия, приводятся виды практик недобросовестного поведения. Обозначена проблема отсутствия законодательного ...

Соотношение злоупотребления правом с недобросовестной конкуренцией и злоупотреблением доминирующим положением

В статье автор рассматривает следующие вопросы: является ли злоупотребление правом правонарушением, а также, исследует подходы соотношению понятия злоупотребления правом с понятиями недобросовестной конкуренции и злоупотребления доминирующим положени...

Теоретические основы конкуренции

В данной статье изучены теоретические аспекты конкуренции и конкурентоспособности. Также рассмотрены виды рынков конкуренции и факторы её возникновения.

Конкуренция на банковском рынке

Статья посвящена анализу банковской конкуренции. Объектом исследования является улучшение банковской конкуренции, что способствует повышению стандартов качества обслуживания, снижению затрат и цен, расширению продуктовой линейки и реорганизации рынка...

Категория «девиация» и «социальный контроль»: определение и методы исследования

В статье будут рассмотрены основные парадигмы и методологические подходы в изучении девиантного поведения и социального контроля с целью дальнейшего применения в методологии исследования в области девиантного поведения и социального контроля.

Понятие и влияние конкуренции и конкурентоспособности в условиях рыночной экономики

В статье автор анализирует понятие и влияние конкуренции и конкурентоспособности в условиях рыночной экономики.

Задать вопрос