Правовая природа запретов и ограничений, установленных трудовым законодательством | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 8 февраля, печатный экземпляр отправим 12 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Правовая природа запретов и ограничений, установленных трудовым законодательством / И. Ю. Акимова, А. Г. Ищенко, С. А. Копьев [и др.]. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2025. — № 2 (44). — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/283/9800/ (дата обращения: 31.01.2025).

Препринт статьи



Трудовое законодательство вслед за законодательством регулирующим особые требования на государственной службе для реализации антикоррупционной политики установило для работников некоторых организаций ограничения и запреты. Насколько это соответствует гарантиям трудового законодательства о том, что никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах?

Ключевые слова: запреты, ограничения, трудовой кодекс, государственные корпорации, государственные компании, Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, дискриминация.

В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности, профессию [1].

Вслед за Конституцией РФ Трудовой кодекс Российской Федерации, в ст.2 закрепляет принцип запрещения дискриминации в сфере труда. А статья 3 поясняет, что каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав, и гарантируется, что никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах [2].

Вместе с тем, в порядке исключения, существуют профессии, для которых устанавливаются особые требования.

Хотелось бы заметить, что ни один правовой акт Российской Федерации не содержит понятие и основания применения ограничений и запретов. В связи с этим возникает вопрос о допустимости и законности их применения в трудовых правоотношениях. Конечно, когда такие ограничения связаны с возрастом, уровнем образования, квалификацией, социальными особенностями, то есть ограничение прав работников обусловлены определенными свойственными данному виду труда требованиями, либо особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, вопросов не возникает. Однако, в Трудовом кодексе встречаются установление ограничений и запретов, не связанных с обозначенными выше случаями.

Специализированное законодательство, регулирующее трудовые отношения на государственной службе, одним из оснований установления запретов и ограничений указывает антикоррупционную политику государства, которая планомерно проводится путем формирования нормативной базы, отвечающей современным требованиям прозрачности, прежде всего в сфере государственного управления.

Положения законодательства, регулирующие ограничения и запреты на государственной службе, были распространены и на работников государственных корпораций, государственных компаний, работников Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, которые замещают должности по трудовому договору. Для этого в Трудовой кодекс РФ были добавлены статьи 149.1 и 149.2.

Напомним, что государственной корпорацией согласно ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций (например, «Росатом», «Ростехнологии», Российская корпорация нанотехнологий». Государственной компанией, в соответствии со ст. 7.2., признается некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления [3] (например, «Российские автомобильные дороги» ) .

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что государственные корпорации, государственные компании и фонды, отличаются от других юридических лиц тем, что их деятельность связана с обеспечением интересов общества и государства и именно это определяет особенность правового регулирования труда их работников.

В качестве запретов, для этих категорий работников, Трудовой кодекс РФ закрепляет запрет на участие в деятельности органов управления и контроля коммерческой организации; на осуществление предпринимательской деятельности; на то, чтобы быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании; на получение, в связи с исполнением трудовых обязанностей, вознаграждения от иных юридических лиц, физических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха и иные вознаграждения); на использование в целях, не связанных с исполнением трудовых обязанностей, имущества государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании, а также на передачу его иным лицам; на разглашение или использование сведений, отнесенные законодательством Российской Федерации к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, а также сведений, ставшие ему известными в связи с исполнением трудовых обязанностей и другие.

Анализируя, правовую природу запретов и ограничений, установленных трудовым законодательством для работников государственных корпораций и государственных компаний, работников Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, можно утверждать, что соблюдение установленных запретов и ограничений это, прежде всего обязанность не перед работодателем, а перед государством. В итоге получается, что за неисполнение работником обязательств государственно — правового свойства наступает ответственность в соответствии с трудовым законодательством? На наш взгляд, статье 349.1 и статье 342.1 не место в Трудовом кодексе РФ.

К тому же, считаем, что в законодательстве необходимо закрепить определение запрета и ограничения и основания их применения. К примеру, установить, что запрет, это статус гражданина, определяющий перечень прав, которых он лишается в период нахождения в трудовых правоотношениях.

Литература:

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
  2. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 26.12.2024) // «Российская газета», N 256, 31.12.2001
  3. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 30.09.2024) «О некоммерческих организациях» // «Российская газета», N 14, 24.01.1996.
Задать вопрос