История идей и концепций правовой государственности
Автор: Сокольских Софья Романовна
Научный руководитель: Соловьева Виктория Викторовна
Рубрика: История государства и права
Опубликовано в Новый юридический вестник №3 (45) март 2025 г.
Дата публикации: 27.02.2025
Статья просмотрена: < 10 раз
Библиографическое описание:
Сокольских, С. Р. История идей и концепций правовой государственности / С. Р. Сокольских. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2025. — № 3 (45). — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/286/9941/ (дата обращения: 10.03.2025).
В статье анализируется история развития концепций правового государства, а также их современное состояние. Выделены основные этапы развития идей и концепций о правовом государстве, а также охарактеризованы представители теорий правового государства. Приведены основные признаки правового государства в социальной и политической сфере общества.
Ключевые слова: правовое государство, история, концепция, политика, права личности, гражданское общество, совершенствование государства.
Актуальность темы научной статьи заключается в том, что исследование идей и концепций правового государства способствует совершенствованию современной государственной системы. Определение основных признаков правового государства и их развитие в истории формирования современного государства, способствует развитию теории и совершенствованию законодательства.
Для исследования особенностей истории формирования идей и концепций правового государства предлагаем выделить несколько важных этапов: античный, европейское средневековье, этап формирования теории правового государства, этап внедрения концепций правового государства на практике, современный.
Зачатки концепции правового государства появляются в период греко-римской древности, т. е. на территории Древней Греции и Древнего Рима. Первые представления о правовом государстве можно найти еще в работах Сократа, Платона, Аристотеля и других. На этом этапе развития представлений о правовом государстве, соответствующего термина еще не существовало, а идея сводилась к тому, что закон и прав обязательны для всех участников общества.
Античные мыслители были уверены в том, что гармоничное развитие общества и государства невозможно без законов, и тот правитель, который признает верховенство закона даже над собой, способен сформировать настоящую демократию. Закон рассматривался как способ наделения правами и ограничения обязанностями каждого члена общества, который по своей сути является свободным. Именно эти идеи в последующем будут развивать европейские ученые через много веков.
Приблизительно такие же представления о правовом или справедливом государстве были характерны для Древнего Рима. А. Л. Питерская и А. М. Питерский отмечают, что «вторя идеям древнегреческих мыслителей о власти права в государстве, мыслители Древнего Рима продолжили исследования в этой сфере. Одним из наиболее ярких представителей древнеримской политико-правовой мысли был Марк Туллий Цицерон» [3, с. 106].
В Древнем Риме также были заложены основы правового государства, а именно: реализовалось разделение власти, обеспечивался высокий правовой статус личности, правовое равенство граждан. Несмотря на то, что как в Греции, так и в Риме существовал такой слой населения как рабы, их политические и правовые системы были ближе всех к правовому государству, т. к. соответствующие принципы обеспечивались в отношениях государства и граждан. Идеи данного периода стали основой для последующих концепций правового государства.
Так, на основании античных представлений о правовом государстве формируется и европейская средневековая концепция, которая представлена такими философами, как Аврелий Августин, Фома Аквинский, Марсилий Падуанский. Развитие общества и общественной мысли навели указанных авторов на мысль о необходимости признания со стороны государства равенства всех граждан, а также не отчуждаемости их прав. Сформированы научно-обоснованные теории касающиеся разделения власти, которая до этого проводилась как способ защиты от тирании и не имела никакого существенного обоснования.
За счет того, что в средневековый период развития получает широкое распространение религия, увеличивается значение, прежде всего, католической церкви, которая также не признавала пустого насилия одного лица над другим.
С. Б. Саутбаева отмечает: «суть теории Фомы Аквинского заключается в том, что правитель должен быть добродетельным, то есть править в соответствии со справедливостью. В противном случае церковь указывает на неправильность управления. Однако у церкви нет реальной возможности заставить правителя поменять свои взгляды, поэтому церковь обращается к народу, который вправе при помощи восстания свергнуть несправедливого правителя» [4, с. 479].
А в работах Марсилия Падуанского впервые обосновывается необходимость деления власти на исполнительную и законодательную, что в последующем будет дополнено выделением судебной власти и станет «стандартом» концепции правового государства.
С XVII века начинается формирования обоснованной теории правового государства в связи с публикацией множества трудов и заявлений таких философов как Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье и др. Можно назвать данный этап «концептуальным», т. к. именно с XVII-XVIII вв. формируются первые представления о правовом государстве, подкрепленные достижениями в исследовании естественных правах человека и его свободе. Возникают представления о законодательном, т. е. конструкционном закреплении прав и свобод человека, а также обязанностей, которые стоят перед государством. Заложены и такие основные признаки правового государства как гарантии прав и свобод граждан, необходимость их законодательного закрепления, а также формирования гражданского общества.
Концептуальное значение этот этап имеет и в связи с тем, что возникают различные философские трактовки понятий «правовое государства» и «гражданское общество», которые будут рассматриваться как два взаимосвязанных явления, без которых нельзя представить современную концепцию правового государства.
Этап внедрения концепций правового государства на практике начинается, по нашему мнению, с XIX века и снова ведет свое начало из западной теории и практики. Многие государства совершают переход от абсолютной монархии к ограниченной или меняют ее на республиканскую форму правления, на законодательном уровне закрепляются права и свободы граждан. Приблизительно в это же время начинается формироваться российская концепция правового государства.
Н. С. Волкова дает следующую характеристику отечественному этапу становления идей правовой государственности: «в России до революционных потрясений 1917 года тема правового государства также развивалась учеными юристами, придерживающихся либеральных взглядов на государственно-правовое устройство. Здесь можно назвать имена таких теоретиков как В. М. Гессена, М. М. Ковалевского, Н. М. Коркунова, С. А. Котляревского, П. И. Новгородцева, Б. Н. Чичерина» [1, с. 82]. Труды отечественных философов и правоведов сводились к необходимости обеспечения верховенства законов, всеобщей справедливости и равенству, а также взаимной ответственности общества и государства. В отличии от западной теории, советское право игнорировало концепцию правового государства, выделяя из нее только необходимость соблюдения всеми участниками общества законов. К концу XX века в СССР была сформирована идея социалистического правового государства, которую так и не удалось реализовать в силу жестких противоречий.
В настоящее время по всему миру проходит современный этап развития и внедрения концепции правового государства. К фундаментальным принципам правового государства примыкают новые представления о качестве жизни человека в условиях техногенного развития и уязвимости прав и свобод человека. Д. Н. Миронов отмечает особенности современного этапа развития концепции правового государства: «в современных условиях идея правового государства переживает воздействие новых факторов. Один из них связан с современным положением культуры техногенного развития» [2, с. 150]. Отметим, что в современных условиях развития цифрового пространства общество сталкивается с новыми вызовами, которые могут либо усовершенствовать представления о правовом государства, либо вернуть их в прошлое.
Таким образом, можно сказать, что концепции правового государства не прекращают своего развития со временем античной государственности. Сталкиваясь на каждом этапе с новыми вызовами, идея правового государства не прекращает своего развития.
Литература:
- Волкова С. Н. Развитие концепции о правовом государстве: доктрина и нормативное закрепление / Волкова, С. Н. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 45 (283). — С. 81–83.
- Миронов Н. Д. Правовое государство: происхождение идеи и признаки правового государства / Миронов, Н. Д. — Текст: непосредственный // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. — 2015. — № 2. — С. 149–155.
- Питерская Л. А. Зарождение и развитие идеи правовой государственности / Питерская, Л. А. — Текст: непосредственный // Вестник Университета мировых цивилизаций. — 2018. — № 9 (20). — С. 106–109.
- Саутбаева Б. С. Этапы становления и развития идей правового государства / Саутбаева, Б. С. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 4 (84). — С. 478–481.