Учение Б. Н. Чичерина о государстве
Автор: Байрамов Магаммед Тахир оглы
Научный руководитель: Соловьева Виктория Викторовна
Рубрика: История государства и права
Опубликовано в Новый юридический вестник №3 (45) март 2025 г.
Дата публикации: 03.03.2025
Статья просмотрена: 4 раза
Библиографическое описание:
Байрамов, М. Т. Учение Б. Н. Чичерина о государстве / М. Т. Байрамов. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2025. — № 3 (45). — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/286/9949/ (дата обращения: 10.03.2025).
В статье рассмотрены особенности учения Бориса Николаевича Чичерина о государстве. Ключевая мысль Чичерина заключалась в том, что государственная власть обязана защищать права граждан. Он выступал за создание правового государства, в котором закон и права человека занимают центральное место. Эти идеи по-прежнему актуальны, вдохновляя современных юристов и философов на дальнейшие размышления о праве.
Ключевые слова: государство, патриархальная власть, государственная власть, юридический союз, территория, система налогообложения.
Чичерин Б. Н. является идеологом классического варианта либеральной идеологии. Он стал выразителем неогегельянской версии. Изучал логику, считая её основной наукой, которая выводит законы для всех остальных наук. Написал книгу «Наука и религия», где последняя подверглась философскому анализу: Чичерина можно считать одним из основоположников философии религии в России. Основным принципом в его взглядах стала реализация либеральных мер им сильной власти. Его программно-методологическим инструментарием стал комплекс мер и направлений укрепления идеологии либерализма в народе. Он также является основоположником российской политологии — науки об управлении государством и политическими процессами. Он написал фундаментальные книги: «Собственность и государство» (1883), а также «Курс государственной науки» (1896).
Чичерин описывал государство как результат сложного исторического процесса, возникшего из более простых социальных структур. Он выделял несколько ключевых предпосылок, необходимых для формирования государственной идеи: завоевания, религиозные учения и естественное развитие социальных форм. Процесс он делил на три ступени, начиная с семьи, где развиваются родственные связи, порождающие более сложные социальные образования — роды и племена. Племенная структура, в свою очередь, предшествует возникновению государства. Одним из важных факторов в становлении русского государства Б. Н. Чичерин называет «нашествие западных дружин, преимущественно Варягов». При этом, дальнейшее развитие государственности связано с укрупнением владений отдельных князей-вотчинников, основанном, прежде всего, на инстинкте самосохранения.
Согласно Чичерину, верховная власть является ключевым признаком государства. В его трудах власть трактуется как законное право управлять; Чичерин акцентирует внимание на легитимности и авторитете власти, подчеркивая необходимость её централизации. Такой подход к трактовке верховной власти составляет центральный элемент его теоретической базы.
Чичерин выделял две главные категории власти: личную и общественную. Личная власть подразумевает влияние одного человека на других, в то время как общественная включает управление сообществом или группой, принимающей решения от лица всех её членов. Он утверждал, что форма власти определяется двумя основными аспектами: правом на управление и его легитимностью. Право представляет собой юридическую основу власти, тогда как легитимность проявляется в восприятии силы и справедливости её действий со стороны членов общества.
Существуют два типа частной власти: семейная и господская, а общественная власть функционирует в разных объединениях, но её форма зависит от конкретного контекста. Можно выделить несколько основных типов:
- патриархальная власть, действующая в рамках племени или семьи, сохраняет свою частную природу, основанную на кровном родстве;
Государство осуществляет контроль за гражданской собственностью в коммерческих структурах и акционерных обществах. На первых этапах функционирования таких организаций они, как правило, действуют в интересах частных лиц, однако в процессе взаимодействия с государственными органами их деятельность приобретает общественную значимость.
- церковная власть, обладая моральным характером, регулирует нормы вероучения;
- государственная власть, обладая самой высокой общественной природой, выступает в качестве верховной силы.
Таким образом, различные формы власти отражают контекстуальные и культурные аспекты её функционирования в обществе.
Государственная власть занимает уникальное положение по сравнению с другими формами власти, такими как патриархальная, гражданская и церковная. Как отмечает Чичерин, её влияние охватывает даже частные дела и гражданские отношения.
Б. Н. Чичерин определяет государство как сложную, организованную систему, в которой ключевую роль играют различные органы власти. Он анализирует различные подходы к организации власти: в некоторых случаях она сосредоточена в руках одного лица, в других — распределяется между несколькими структурами. Каждая модель обладает своими уникальными характеристиками и стилями управления.
Разделение властей, о котором говорит Чичерин, пронизано глубоким аналитическим содержанием. Он утверждает, что этот подход соответствует самой сущности власти, так как три ветви — законодательная, исполнительная и судебная — позволяют государству функционировать более эффективно как единый организм. Однако для успешной реализации этих принципов необходимо, чтобы общество обладало развитой политической культурой и зрелостью, что является, по мнению автора, важнейшим условием.
Чичерин выделяет территорию как один из ключевых факторов, отличающих государство от других организаций. В качестве теоретика государственной политики он осознает, насколько важна территориальная политика, ведь в его время обсуждение границ имело особую актуальность: размеры и ресурсы действительно определяют влияние страны на международной арене. Тем не менее, его идеи не всегда воспринимаются положительно. Существует распространённый миф о том, что для поддержания влияния требуются исключительно силовые методы — хотя сила может быть одним из способов, альтернатив, опирающихся на дипломатические и политические механизмы, немало, и ярким примером этого является Ватикан, который, не обладая армией, успешно использует дипломатию и политические ресурсы [1].
Чичерин также акцентирует, что духовные связи в нации имеют огромное значение, но нельзя упускать из виду материальные аспекты, способствующие единению. Эта тема становится особенно актуальной, когда страна расширяется, а население оказывается рассредоточенным. Он прав в своём утверждении, что для полноценного функционирования государства нужны значительные ресурсы. Однако в истории множество примеров, когда размеры государства, его политическая мощь и уровень индустриализации не совпадали. В этом контексте налоги и сборы играли ключевую роль в обеспечении связи граждан с государством, что Чичерин прекрасно осознавал — без этой системы функционирование государства становится лишь теоретической конструкцией.
Концепция государства остаётся одной из наиболее обсуждаемых тем в гуманитарных науках, привлекая внимание философов и юристов на протяжении веков, начиная с античных времён и до современности. Например, Б. Н. Чичерин в своих трудах рассматривает различные аспекты и подходы к этому понятию, выделяя общенаучный, частно-научный и специальный подходы.
Государство можно рассматривать как сложное объединение людей, стремящихся к общим интересам и благам, объединённых не только по этническому принципу, но и историческими и культурными традициями. Современные государства не всегда совпадают с этническими границами, и взаимопонимание между нациями может сохраняться даже при различных формах правления. Как подчеркивает Чичерин, единство государства зиждется на общей воле народа, который стремится к совместному прогрессу [3].
По мнению Чичерина, государство — это не просто набор институтов, а живая, динамичная структура, представляющая собой органическую связь между поколениями и отражающая культуру, традиции и ценности общества. Государственная власть, обеспечивая стабильность и порядок, одновременно выступает инструментом для реализации интересов народа, где каждый гражданин является частью этой системы, а взаимодействие и участие формируют общественное сознание.
Как утверждает Чичерин, единство правовых норм и ценностей составляет основной стержень государства, а высшая власть в данном контексте исполняет роль координатора, направляющего усилия общества к общим целям. Частные интересы граждан иногда могут противоречить государственной идее, поэтому важно, чтобы их реализация происходила в рамках гражданского общества, где личные стремления гармонично сочетаются с интересами всего народа.
Государство определяется как юридическое лицо, обладающее активами и источниками дохода, предназначенными для удовлетворения общественных потребностей. Чичерин подчеркивает, что это — высший юридический союз, все органы которого действуют в рамках предусмотренных полномочий. Таким образом, даже государственные органы обязаны следовать установленным правовым нормам. В этом контексте особую актуальность приобретает концепция, рассматривающая государство как объединение граждан, действующее в интересах общества под управлением высшей власти [2].
Таким образом, согласно мнению Б. Н. Чичерина, государству присущи три ключевых признака: наличие верховной власти, определённая территория и система налогообложения. Эти характеристики позволяют чётко отличать государство от других форм общественных объединений и служат основой для его точного определения. Чичерин подчеркивал, что законы должны быть гибкими и адекватно реагировать на изменения и потребности общества, полагая, что право формируется на основе взаимодействия между людьми и государством.
Литература:
- Волк-Леонович, С. О. О становлении Российского государства в трудах Б. Н. Чичерина / С. О. Волк-Леонович // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. — 2021. — № 6. — С. 83–87.
- Евлампиев, И. И. Духовные основы общества и государства в учении Б. Н. Чичерина и в русской общественно-политической философии второй половины XIX — начала ХХ века / И. И. Евлампиев // Российская юстиция. — 2022. — № 8. — С. 13–20.
- Чернаков, В. О. Сущность государства в политико-правовом учении Б. Н. Чичерина / В. О. Чернаков // Право и государство: проблемы методологии, теории и истории: материалы XI Всероссийской научно-практической конференции (г. Краснодар, 22 апреля 2022 г.). — Краснодар: Краснодарский университет МВД Российской Федерации, 2022. — С. 240–244.