Характеристика и особенности мусульманского права | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 марта, печатный экземпляр отправим 26 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Государство и право зарубежных стран

Опубликовано в Новый юридический вестник №3 (45) март 2025 г.

Дата публикации: 03.03.2025

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Байрамов, М. Т. Характеристика и особенности мусульманского права / М. Т. Байрамов. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2025. — № 3 (45). — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/286/9950/ (дата обращения: 10.03.2025).



Статья посвящена исследованию основ мусульманского права, его источников и особенностей, отличающих эту правовую систему от других. Рассматриваются ключевые аспекты, делающие исламское право уникальным среди религиозных систем.

Ключевые слова: ислам, мусульманское право, источники права, Коран, шариат, акид, фикх, иджма, кияс.

Ислам представляет собой не только религию, но и систему норм, регламентирующих жизнь верующих. К основным источникам мусульманского права относятся несколько ключевых текстов. На первом месте, безусловно, стоит Коран — священный текст, содержащий заповеди, регулирующие как духовные, так и светские аспекты жизни. Он формирует основу веры (акида) и содержит указания по повседневным вопросам. Современный шариат включает нормы, основанные как на Коране, так и на Сунне — учении и практике пророка Мухаммеда. Таким образом, шариат охватывает широкий спектр вопросов, от обычаев поведения до регулирования семейных отношений. Помимо Корана и Сунны, значительную роль в мусульманском праве играют фикх, иджма и кияс. Фикх представляет собой научную дисциплину, которая детально анализирует положения шариата и их применение в современных условиях. Этот инструмент позволяет адаптировать нормы ислама к реалиям современности. Иджма, то есть единогласное мнение исламских учёных, служит вторым по значимости источником после Корана. Кияс же, позволяющий переносить опыт решения прежних вопросов на новые ситуации, использует аналогии для адаптации шариата к вызовам времени. В итоге мусульманское право формирует многоуровневую систему, опирающуюся на важные источники, которые вместе создают его многообразие и глубину.

Мусульманское право занимает значительное место в правовой системе, выступая важным элементом правопорядка на современном этапе. Ислам, как религия, тесно переплетён с нормами, регулирующими повседневную жизнь мусульман. Исследователи всё чаще обращаются к мусульманскому праву не только для решения религиозных вопросов, но и для анализа более широких социальных и философских проблем. В этом контексте особенно актуально изучение его тенденций, динамики влияния на глобальные процессы и взаимодействия с другими правовыми системами. Подобный анализ требует серьёзного подхода к исследованию источников, чтобы понять, какую роль мусульманское право играет как внутри исламских сообществ, так и за их пределами. Значение таких исследований возрастает в условиях глобализации и социальных изменений, когда необходимо учитывать не только юридические, но и культурные и этические аспекты мусульманского права. Учёные стремятся выяснить, как мусульманское право может эволюционировать, отвечая требованиям современности и сохраняя при этом ключевые принципы шариата. Разработка новых концепций в этой области помогает не только удовлетворить потребности мусульман, но и интегрировать их в международные правовые нормы, что в свою очередь влияет на их участие в глобальных процессах.

Современные исламские правоведы выделяют два основных подхода к мусульманскому праву. Первый из них сосредоточен на его юридических аспектах, анализируя нормы, действующие в судебных системах исламских государств. Второй подход рассматривает мусульманское право, как систему, основанную не только на правовых нормах, но и на моральных принципах ислама, регулирующих социальные отношения и поведение верующих. Так, Акельева К. А. утверждает, что мусульманское право отражает ислам не только как религию, но как целостный образ жизни, в основе которого лежат доктрины, регулирующие как частные, так и общественные отношения [1].

Исламское право охватывает широкий спектр норм, отражающих религиозные установки. В его основе лежит принцип иджтихада — свободного толкования Корана и Сунны, позволяющий разрабатывать новые нормы поведения в тех случаях, когда священные тексты не содержат четких указаний. Со временем иджтихад приобрел статус высшего знания, предоставляя муджтахидам (экспертам в области шариата) возможность принимать решения по вопросам, не охваченным каноническими источниками. К началу XVIII века мусульманское право претерпело значительную эволюцию, оперативно заполняя правовые пробелы. В этот период источники права окончательно формализовались, а применяемые нормы получили более современное обличие. Мусульманское право представляет собой свод норм и ценностей, возникший в контексте ислама и на протяжении веков развивавшийся под воздействием религиозных учений. Основные источники мусульманского права — это Коран, Сунна (сборник преданий о пророке Мухаммеде) и иджма.

Коран — священный текст ислама, содержащий заповеди, молитвы и притчи, связанные с пророком Мухаммедом (Магометом). Он формирует моральные и этические нормы поведения мусульман.

Коран является основополагающим текстом для мусульман, служащим не только источником духовного вдохновения, но и основой для формирования моральных и этических норм в обществе. Верующие считают его словом Аллаха, переданным через пророка Мухаммеда.

В ряде арабских стран, таких как Саудовская Аравия, Коран фактически выполняет роль конституции, становясь основным законом государства. В исламских странах с сильным фундаменталистским уклоном, например, в Иране и Судане, данный текст превращается в высший источник законодательства, определяющий как нормы поведения, так и юридические стандарты общества.

Другим важным источником правовой информации для мусульман является Сунна, представляющая собой комплекс традиций, основанных на хадисах — записях о словах и поступках пророка Мухаммада, что дополнительно подтверждает значение этих текстов для формирования законодательной базы.

Сунна — это образец праведной жизни, установленный Пророком Мухаммедом, который дополняет Коран и служит основой для формирования моральных ориентиров и жизненных принципов мусульман. Немаловажным аспектом исламской практики считается шариат — свод норм и правил, основанный на Коране и Сунне, который регулирует повседневную жизнь верующих. Контекст шариата охватывает не только юридические аспекты, но и этические, а также теологические принципы, которые составляют основу мусульманских повседневных практик.

Важными источниками мусульманского права являются иджма и кияс. Иджма представляет собой общее мнение представителей общины мусульман, являющихся авторитетами в религиозных и правовых вопросах (такие люди назывались сподвижниками Мухаммада и являлись теологами-правоведами (имамами, муфтиями, муджтахидами), мнения которых всегда учитывались в решении ситуаций, являющихся прецедентами;

Иными словами, иджма — это разъяснения к Корану и Сунне, представляющие собой варианты поведения в конкретных ситуациях, предусматривающие самостоятельные правила поведения мусульман.

Кияс — это, по сути, умозаключения по аналогии, приобретающий юридическую силу лишь при признании авторитетными представителями исламского духовенства. К примеру, к таким лицам относится муфтий (высшее духовное лицо, имеющее право выносить решения по вопросам, касающихся религиозных и юридических аспектов).

Хотя сунна обладает значительной ценностью для правового понимания, она представлена в виде неоднородного массива норм, иногда противоречащих друг другу, что создает проблемы как для рядовых верующих, так и для судей, которым приходится принимать решения в сложных юридических ситуациях. Со временем потребность в адаптации норм шариата к изменяющимся условиям жизни способствовала выработке новых подходов. Именно иджма и кияс помогают восполнять пробелы и корректировать правоприменение, что особенно актуально в современных условиях. В судебной практике нормы, выведенные на основе иджмы, во многом определяют уголовную ответственность, обеспечивая справедливое разрешение споров [2].

Мусульманское право охватывает множество направлений — от семейного и уголовного до финансового и международного (сийар) права, а также гражданского (муамалат). Каждое из этих направлений регулирует определённые аспекты жизни. Одной из характерных черт является наличие процессуального права, которое регулирует порядок ведения дел в суде. Здесь особая роль отводится судье (кади), который должен досконально разбираться в истоках исламского права, что способствует справедливости и обоснованности принимаемых решений. Это также является очень важной особенностью традиционного мусульманского права.

В настоящее время в мусульманских странах наблюдается многообразие подходов к судебной системе. Например, в Саудовской Аравии и Иране правовая система в значительной степени основывается на шариате, который охватывает все сферы права. В то же время Турция и Индонезия применяют мусульманские нормы более узко, ограничивая их использование, например, для решения семейных споров, сохраняя светский характер государства.

Основой мусульманского права служит религиозно-правовая доктрина, в которой объединены главные источники и нормы, регулирующие взаимодействие между людьми. Исламские традиции и догмы пронизывают всю систему правовых норм, и особенно это проявляется в тех странах, где ислам является не просто религией, а официальной государственной идеологией. В некоторых государствах мусульманские законы могут уступать место позитивному праву, формируемому под влиянием европейских стандартов.

Важнейшими особенностями традиционного мусульманского права являются:

  1. всеохватывающая нормативная система, базирующаяся на религии (шариат охватывает не только правовые, но и морально-этические нормы права и религиозные предписания);
  2. наличие основных источников права, которые на протяжении всей своей истории в концептуальных аспектах оставались практически неизменными (основными источниками являются священная книга ислама Коран, Сунна (сборник преданий о пророке Мухаммеде) и иджма (согласованное мнение исламских теоретиков права по ряду важнейших аспектов);
  3. деление мусульманского права на отрасли (в частности, выделяются такие отрасли, как семейное, финансовое, уголовное, международное право);
  4. важнейшая роль судьи в процессе применения правовых норм.

Литература:

  1. Акельева, К. А. Особенности традиционного мусульманского права / К. А. Акельева // Столыпинский вестник. — 2023. — Т. 5, № 1.
  2. Расулова, В. И. Особенности взаимодействия современных и традиционных источников мусульманского права / В. И. Расулова, А. Н. Тимонин // Интернаука. — 2021. — № 46–3(222). — С. 102–104.

Ключевые слова

ислам, Коран, источники права, шариат, фикх, мусульманское право, акид, иджма, кияс
Задать вопрос