Особенности французского права
Автор: Тонких Алексей Александрович
Научный руководитель: Соловьева Виктория Викторовна
Рубрика: Государство и право зарубежных стран
Опубликовано в Новый юридический вестник №3 (45) март 2025 г.
Дата публикации: 05.03.2025
Статья просмотрена: < 10 раз
Библиографическое описание:
Тонких, А. А. Особенности французского права / А. А. Тонких. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2025. — № 3 (45). — С. 42-44. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/286/9972/ (дата обращения: 10.03.2025).
В данной работе проводится анализ правовой системы Франции с учетом рассмотрения положений конституции конкретного государства и использования сравнительного метода при изучении развития иностранного законодательства.
Ключевые слова: судебный прецедент, право Франции, правовой обычай, источник права, романо-германская система права, государство.
Французская правовая система, как мы её знаем сегодня, является результатом длительной эволюции, начавшейся задолго до второй половины XIX века, когда действительно произошла её консолидация. Основа системы закладывалась ещё в период французской революции, которая радикально перекроила политическую и социальную структуру страны, породив новые правовые институты, отразившие принципы свободы, равенства и братства.
Революционные декреты и конституции, пусть и не всегда стабильные, заложили фундамент для будущих кодексов — Гражданского, Уголовного, Торгового, — которые систематизировали правовую базу и стали образцами для подражания во многих странах мира.
Однако утверждение этих кодексов не означало завершения формирования французской правовой системы. Процесс продолжался и в XIX веке, охватывая не только метрополию, но и колониальные владения.
Распространение французского права за пределы Франции происходило по двум основным векторам: колониальная экспансия и рецепция (заимствование) другими государствами. В колониях, таких как Алжир, Индокитай, Мадагаскар, французское право, зачастую модифицированное с учётом местных условий, стало основой правовой системы. Этот процесс, однако, был не всегда однозначным и сопровождался сопротивлением со стороны коренного населения, стремлением сохранить традиционные правовые обычаи.
В настоящее время, после распада колониальной империи, влияние французского права в бывших колониях варьируется, от сохранения значительной части французских правовых норм до полного перехода на другие правовые системы. Более значимым фактором глобального распространения французского права стала его рецепция другими странами.
Ярким примером является Япония, которая в 1890 году приняла Гражданский кодекс, во многом основанный на французской модели. Этот кодекс, прошедший многочисленные модификации с учётом японских реалий, продолжает оказывать влияние на современное японское право. Подобные примеры можно найти и в других странах Азии, Африки и Латинской Америки. Важно подчеркнуть, что рецепция не являлась слепым копированием. Заимствованные элементы адаптировались к местным условиям, традициям и правовой культуре, что привело к формированию смешанных правовых систем, сочетающих французские и национальные черты.
Влияние французской правовой системы не ограничивается только прямым заимствованием кодексов. Французская правовая доктрина, юридическая наука и судебная практика оказывают существенное воздействие на развитие права во многих странах мира. Французские юридические концепции, например, концепция свободы договора, принципы разделения властей, идеи естественного права, проникают в правовые системы других государств через научные публикации, учебники, международное сотрудничество юристов и обмен опытом.
Это так называемое «мягкое право» (soft law) играет значительную роль в формировании глобального правового пространства. Отличительной чертой французского права является его особая трактовка римского права. В отличие от других романо-германских правовых систем, французское право подвергло римские правовые нормы глубокой трансформации. Это обусловлено влиянием идей французских просветителей, которые подчеркивали свободу личности, равенство перед законом и защиту частной собственности.
В частности, французское право уделяет особое внимание формальному равенству сторон в договорных отношениях, свободе заключения договоров, защите прав собственности, при этом развивая институты контроля за злоупотреблением правами и поддерживая социальную справедливость путём правовой регуляции социально-экономических отношений.
Французская правовая система, будучи частью романо-германской правовой семьи, демонстрирует уникальное сочетание общеевропейских традиций и собственных специфических черт. Это влияние распространилось на правовые системы целого ряда стран, включая Бельгию, Люксембург, Нидерланды, Италию, Португалию и Испанию, сформировав так называемую романо-французскую правовую группу.
Конституция 1958 года, являющаяся высшим законом Франции, не просто устанавливает основные права и свободы граждан, она также определяет пределы законодательной власти парламента. Статья 34 Конституции, часто называемая «статьей компетенции», перечисляет области, в которых парламент имеет право принимать законы. Этот перечень, как подчеркивают многие юристы, является исчерпывающим, не допускающим расширительного толкования. Любое законодательное регулирование за пределами этих пунктов считается неконституционным.
Это принципиальное отличие от систем права, допускающих более свободный подход к законодательному процессу. Однако, утверждение о том, что Конституция 1958 года существенно сузила сферу действия законов, требует более детального анализа. Хотя статья 34 и ограничивает парламентскую власть, представленное в ней описание компетенции парламента достаточно обширно. Законодательная власть может, например, устанавливать гарантии основных прав и свобод граждан (свобода слова, собраний, религии и т. д.), определять налоговую систему и бюджетные расходы государства, регулировать образование, здравоохранение и другие сферы общественной жизни. Более того, многие формулировки статьи 34 достаточно абстрактны, что оставляет пространство для судебного толкования и расширяет, в итоге, сферу применения законов.
Значительную роль играют подзаконные акты, издаваемые правительством и различными административными органами. Эти акты, в отличие от законов, не могут противоречить Конституции и законам, но имеют большое значение для детализации и конкретизации правовых норм. Система декретов и постановлений правительства, а также различные административные регламенты образуют сложную и разветвлённую сеть правовых норм, регулирующих множество аспектов жизни общества.
Судебная практика, в особенности решения Конституционного совета (Conseil constitutionnel), играет важную роль в интерпретации и применении правовых норм. Конституционный совет, созданный в 1958 году, имеет право проверять конституционность законов до их вступления в силу (априорный контроль) и отменять акты, противоречащие Конституции. Его решения являются обязательными для всех государственных органов и оказывают существенное влияние на развитие французского права. Кроме того, значительную роль в толковании права играют обычаи (хотя и не в такой мере, как в англосаксонской правовой системе) и прецеденты (судебные решения), которые могут оказывать влияние на развитие законодательства.
Обычаи присущи многим правовым системам государств, однако обычай secundum legem (в дополнение к закону) по сути старается не дополнить закон, а именно толковать его. Данный термин напрямую играет значительную роль. Его целью является дополнение закона положениями какого-либо правового обычая. Так, с помощью данного инструмента конкретный спор может решиться по разному именно за счет толкования обычая. Обращая же внимание на правовую систему Франции данный вид используется в подавляющем большинстве при рассмотрении семейных или коммерческих спорах.
Таким образом, утверждение об ограничении сферы действия законов Конституцией 1958 года является упрощенным. Хотя статья 34 и устанавливает четкие рамки парламентской компетенции, сама по себе эта компетенция достаточно широка, а абстрактный характер формулировок позволяет судам давать широкое толкование законодательным нормам. Более того, влияние подзаконных актов, судебной практики и других источников права делает французскую правовую систему динамичной и способной адаптироваться к изменяющимся общественным потребностям.
Литература:
1. Вениосов А. В. История государства и права зарубежных стран: учебник / А. В. Вениосов [и др.]; под ред. А. В. Вениосова. — 2-е изд. — Минск: ТетраСистемс, 2012. — 544 с.
2. Кузьмина А. В. К вопросу о реформировании гражданского законодательства Франции // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки, Самара, 2018. № 4(20). С. 3–4.
3. Нагдалян Д. А. Особенности Конституционного права Франции // Вестник науки — 2018. № 9. С. 2–3.
4. Юрзин П. Н. Субсидиарная ответственность в частном праве Франции // Гражданское право. 2017. № 5. — С. 44–46.