Политические и правовые учения в России во второй половине XVII века | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 марта, печатный экземпляр отправим 26 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: История государства и права

Опубликовано в Новый юридический вестник №4 (46) апрель 2025 г.

Дата публикации: 04.03.2025

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Байрамов, М. Т. Политические и правовые учения в России во второй половине XVII века / М. Т. Байрамов. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2025. — № 4 (46). — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/289/9975/ (дата обращения: 10.03.2025).

Препринт статьи



В данной статье раскрыты основные идеи политико-правовых учений в России во второй половине XVII в., развиваемыми такими знаменитыми учеными, как С. Полоцкий, Ю. Крижанич, А. Ордин-Нащокин. Выделены концептуальные положения их идей.

Ключевые слова: государство, монарх, «просвещенный» абсолютизм, тирания, закон, суд.

Политическое развитие Русского государства во второй половине XVII века характеризовалось такими тенденциями, как укрепление самодержавной власти царя и появление идеологии «просвещенного» абсолютизма, преодоление феодальной раздробленности, повышение централизации и бюрократизации системы государственного управления, снижение роли церкви. В данный период было принято Соборное уложение 1649 года, которое способствовало дальнейшему усилению самодержавия и крепостного права. В сложившихся условиях нарастало недовольство крестьян по отношению к правящему классу.

Одним из первых идеологов, который во второй половине XVII века сделал теоретическое обоснование «просвещенного» абсолютизма (или «просвещенной» монархии), являлся Симеон Полоцкий, в миру Самуил Гаврилович Петровский-Ситнианович (1629–1680 гг.), известный белорусский просветитель международного уровня, богослов, поэт, драматург и педагог. Топонимический псевдоним «Полоцкий» он получил от названия города, в котором родился. До принятия монашеского пострига в 1656 году он получил образование и активно развивал свои знания. Им был создан ряд научных трудов («Жезл правления», «Ветроград многоцветный», «Рифмологион» и пр.). В 1664 г. он стал иеромонахом Заиконоспасского монастыря [2, c. 97].

В своих политических взглядах Симеон Полоцкий был схож с идеями Т. Гоббса, полагая, что государство, возглавляемое монархом, должно быть подобно крепкому телу со здоровой головой, и управленческие решения правителя должны быть взвешенными, грамотными и быть основанными на глубоких научных знаниях. Он должен также постоянно развиваться, совершенствоваться и повышать уровень своих знаний, а также способствовать просветительской деятельности среди граждан государства. Монарх должен знать историю возникновения и развития Российского государства и других государств, знать политическую ситуацию в мире, изучать существующие тенденции в развитии других стран. Как считал С. Полоцкий, царю нужно также перенимать лучшие практики государственного управления и использовать их в условиях российской действительности. Кроме того, монарх действовать на основе глубокой нравственности, воспитания и морали и не совершать противоправных поступков, судить о подчиненных по их поступкам, без предвзятости и субъективного подхода. Власть его имеет божественную природу, по мнению Симеона Полоцкого, и именно Бог наделил его теми качествами, которые необходимы для того, чтобы править на Земле. Божественная воля не может быть подвергнута оценке со стороны людей и должна беспрекословно исполняться. Так Полоцкий выводит естественность абсолютной власти правящего монарха, основанной на вселенском порядке, который, в свою очередь, установлен волей Бога, являющейся источником бытия [4, с. 24].

Помимо идей божественной власти монарха и «просвещенного» абсолютизма отдельного внимания заслуживают взгляды на развитие законодательной и судебной систем. Полоцким в его научных работах вместо слова «закон» применяется понятие «правда», и в данном контексте она должна быть на всех граждан едина, а царь должен быть ее хранителем, гарантом обеспечения законных прав и свобод граждан государства [1, с. 169]. Незыблемые и справедливые законы являются основой правового государства и наравне с абсолютной властью просвещенного монарха способны обеспечить суверенитет государства и высокий уровень безопасности и общественного правопорядка. Не должно быть «избранных» людей в государстве, которым достаются блага, недоступные для других. Социальное положение любого гражданина должно зависеть напрямую от него самого, т. е. от результатов его трудовой деятельности и заслуг [5, с. 56]. Суд должен быть беспристрастным и не допускать бюрократии. Если человек на самом деле невиновен, он должен иметь возможность восстановить свое доброе имя. Государство будет всегда процветать, если монарх будет грамотным и рассудительным правителем, заботящимся о благе своего народа, создавая законы, которые будут равными для всех и способствовать защите прав и легитимных интересов граждан как считал Симеон Полоцкий.

Таким образом, важнейшие аспекты в учении Симеона Полоцкого — это божественная природа власти монарха, наличие у него широкого спектра знаний, позволяющих ему эффективно управлять государством, верховенство и равенство закона, а также объективность судебных решений.

Последователем Симеона Полоцкого был Юрий Крижанич (1618–1683 гг.), хорватский богослов, философ, писатель, историй, лингвист, этнограф и священник-миссионер. Он окончил униатскую школу и долгое время был католическим миссионером, стоял на позициях унии двух церквей под главенством Папы Римского [1, с. 169]. Важнейшей работой, которая отражала его политические и правовые взгляды, был научный трактат «Политика», созданный им в 1663–1666 годах. Он был написан Крижаничем уже после того, как он познакомился с идеями Симеона Полоцкого, и поэтому в нем содержались положения, имеющие определенное сходство с его взглядами.

В частности, Юрий Крижанич так же, как и Полоцкий, считал, что власть монарха имеет божественную суть, и что он в обязательном порядке должен быть просвещенным, воспитанным, благочестивым, справедливым и принимать только взвешенные и тщательно продуманные решения, направленные на благо народа. Он также считал, что приближенные монарха должны быть похожими на него и развивать свои знания и иметь высокие морально-нравственные качества. Государство должно заботиться о народе, знать его проблемы и потребности.

Сходства во взглядах Крижанича и Полоцкого выявлены в следующих аспектах: абсолютная власть просвещенного монарха, повышение уровня знаний государственной элиты, проведение реформ, направленных на процветание государства. В отличие от Полоцкого Крижанич был более кардинальным реформатором и был более подкованным в экономической сфере. Он разработал ряд комплексных реформ, направленных на развитие торговли, промышленности, ремесел, земледелия, строительства флота, добычи руды и т. д. Крижанич был сторонником политики меркантилизма, считая, что главное богатство государства заключается в наличии полезных ископаемых, которые необходимо активно продавать, пополняя государственную казну [3, с. 13].

Выделяя такой аспект в учении Крижанича, как отношение монарха к закону, необходимо отметить, что здесь также наблюдается сходство его идей с идеями Полоцкого. В частности, Крижанич считал, что глава государства всегда должен принимать только справедливые и равные для всех законы, и его деятельность должна в полной мере им соответствовать. В связи с этим крепостное право он считал несправедливым и безнравственным, поскольку каждый человек должен распоряжаться своей собственностью самостоятельно и может свободно трудиться и пользоваться плодами своей трудовой деятельности по своему усмотрению. Это он считал истинной свободой. Однако, чтобы обладать ей, граждане должны жить по законам государства и добровольно подчиняться закону, монарху и Богу.

Кроме того, крепостное право, по мнению данного ученого, тормозило процессы социально-экономического развития государства. В связи с этим смягчение крепостного права или его полная отмена являлись важным шагом на пути к модернизации страны и формированию общества, живущего достойной жизнью [6].

Еще одним известным политическим деятелем второй половины XVII века являлся дипломат Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605–1680 гг.). Он принимал участие в русско-польской войне (1654–1667 гг.), а также в русско-шведской войне (1656–1658 гг.). За свои военные заслуги царь Алексей Михайлович взял его на службу в посольство. Именно он возглавлял российское посольство на мирных переговорах со Швецией и Речью Посполитой. Его политическая идеология была построена на усилении роли «просвещенного» монарха и государственной власти в целом.

Так же, как С. Полоцкий и Ю. Крижанич, он считал, что законы должны быть равными для всех и обеспечивать достойную жизнь граждан государства. Он также понимал, что крепостное право быстро отменять нельзя, и идеальным вариантом развития событий он считал постепенное смягчение крепостной зависимости. Он придерживался политики меркантилизма в своих экономических идеях. Для активного развития экономики государства, как считал Ордин-Нащокин, необходимо делегировать больше власти муниципалитетам, но при этом нужно повысить контроль за земскими избами и воеводами. Кроме того, по его мнению, было очень важно стимулировать развитие торгового права, что являлось основой торговых отношений как внутри страны, так и в сфере внешней торговли [3, с. 15]. Говоря о развитии судебной власти в политико-правовой доктрине Ордина-Нащокина, отметим, что он выделял в качестве одних из важнейших принципов деятельности судов справедливость, гласность и противодействие коррупции.

Таким образом, представленные в данном исследовании политико-правовые учения в России второй половины XVII в. отражали идеи «просвещенной» абсолютной монархии, равенства всех перед законом, справедливым и направленным на улучшение жизни общества, а также идеи, направленные на ограничение и постепенную отмену крепостного права, совершенствование деятельности судебной системы и разработку эффективных социально-экономических реформ.

Литература:

  1. Емельянов, В. С. Сопоставление идей Ю.Крижанича с идеями Н. Макиавелли и С. Полоцкого / В. С. Емельянов // Ноябрьские чтения-2021: сборник статей XIII Всероссийской конференции (Санкт-Петербург, 19–21 ноября 2021 г.). — Санкт-Петербург: ООО «Скифия-принт», 2021. — С. 167–171.
  2. Киселева, М. С. «Вертоград многоцветный»: благо и общий порядок мира Симеона Полоцкого / М. С. Киселева // Диалог со временем. — 2023. — № 85. — С. 96–109.
  3. Кулемина, Л. Б. Государственные деятели ХVII В. (ф.М. Ртищев, Ю. Крижанич, А. Л. Ордин-Нащокин) и их программы преобразований в России / Л. Б. Кулемина // Наукоемкие исследования в технических и естественных науках: сборник статей международной научной конференции (Великий Новгород, 10 октября 2022 г.). — Санкт-Петербург: ЧНОУ ДПО Гуманитарный национальный исследовательский институт «НАЦРАЗВИТИЕ», 2022. — С. 12–16.
  4. Тимин, Н. А. Политико-правовые взгляды Симеона Полоцкого: общая характеристика / Н. А. Тимин // Научные проблемы водного транспорта. 2013. — № 35. — C. 23–25. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politiko-pravovye-vzglyady-simeona-polotskogo-obschaya-harakteristika (дата обращения: 28.02.2025).
  5. Шавеко, Н. А. Идеал правды в Московском государстве (XVI-XVII вв.): политико-правовые аспекты / Н. А. Шавеко // Дискурс-Пи. — 2024. — Т. 21, № 2. — С. 49–71.
  6. Юсим, М. А. Лояльность и ксенофобия. Политические советы Юрия Крижанича / М. А. Юсим // Электронный научно-образовательный журнал «История». — 2024. — Т. 15, № 5(139). https://history.jes.su/s207987840031104–3–1 (дата обращения 27.02.2025).
Задать вопрос