Сущность и историческое развитие концепции естественного права в научной юриспруденции
Автор: Тонких Алексей Александрович
Научный руководитель: Соловьева Виктория Викторовна
Рубрика: История государства и права
Опубликовано в Новый юридический вестник №4 (46) апрель 2025 г.
Дата публикации: 10.03.2025
Статья просмотрена: 13 раз
Библиографическое описание:
Тонких, А. А. Сущность и историческое развитие концепции естественного права в научной юриспруденции / А. А. Тонких. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2025. — № 4 (46). — С. 21-22. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/289/9997/ (дата обращения: 19.04.2025).
В данной работе проводится исследование, направленное на правильное понимание и применение инструментальной теории права. Анализ проводится на основе исследований ученых, специальностью которых является естественное право.
Ключевые слова: теория государства и права, естественное право, юриспруденция, методология, международное право.
Концепция естественного права как важного элемента правовой философии имеет глубокие исторические корни, уходящие в античные времена. Мыслители, такие как Платон и Аристотель, уже тогда задумывались о природе справедливости и морали, рассматривая их как неотъемлемые аспекты человеческого существования. Однако систематическое изучение и формулирование теории естественного права началось в XVII и XVIII веках, когда буржуазные идеологи начали осмысливать права человека в контексте новых социальных и политических реалий.
Основоположник естественного права голландский ученый Гуго Гроций (1583–1645) считается одним из первых теоретиков, систематизировавших учение о естественном праве. Его работы, такие как «О праве войны и мира», стали основополагающими для развития этой концепции. Гроций утверждал, что существуют универсальные моральные законы, которые должны регулировать поведение людей независимо от их культурных и социальных различий. Он подчеркивал важность разума как инструмента, позволяющего человеку осознавать свои права и обязанности.
Помимо Гроция, значительный вклад в развитие естественно-правового учения внесли и другие выдающиеся мыслители. Бенедикт Спиноза, например, рассматривал права как результат общественного договора, в то время как Томас Гоббс акцентировал внимание на необходимости сильной власти для обеспечения безопасности и порядка. Джон Локк, в свою очередь, стал известен своими идеями о естественных правах на жизнь, свободу и собственность, которые, как он утверждал, должны быть защищены государством. Шарль Монтескье и Жан-Жак Руссо также внесли свои идеи о свободе и равенстве, что впоследствии стало основой для формирования современных демократических институтов.
В XX веке учение о естественном праве вновь стало актуальным, особенно в контексте формирования концепции прав человека. После Второй мировой войны, когда мир столкнулся с ужасами войны и геноцида, идеи о естественных правах получили новое дыхание. Всеобъемлющая Декларация прав человека, принятая ООН в 1948 году, отразила многие принципы, заложенные в естественно-правовой традиции, такие как право на жизнь, свободу, личную безопасность и право на частную собственность.
В отличие от предыдущих концепций, в которых закон определялся как набор юридических норм, основанных на общем наследии человечества, его подход акцентировал внимание на моральной стороне права. Он утверждал, что право и закон не могут быть сведены к простому совпадению; они должны основываться на более высоких нравственных принципах, которые отражают идеалы справедливости и добродетели.
Историческое развитие концепции естественного права также играет важную роль в понимании его сущности. Ранее существовавшие интерпретации естественного права рассматривали его как нечто неизменное, однако, с течением времени, стало очевидно, что исторический процесс вносит свои коррективы.
В рамках существующей концепции естественного права исторические изменения, различия и особенности понимались как результат случайных факторов, а не как следствие глубоких нравственных изменений. В этом контексте важно учитывать индивидуальное развитие человека и его моральные устои, которые могут влиять на восприятие прав и свобод.
Российская философская и правовая мысль также подчеркивала, что естественное право связано с моралью, которую можно понимать как долг, установленный законом.
Несмотря на то, что форма предписаний остается неизменной, их содержание может трансформироваться в зависимости от потребностей общества и его моральных представлений. Эта форма предписаний, известная как категорические императивы, служит основой для понимания того, как естественное право может адаптироваться к новым условиям, сохраняя при этом свою сущность.
Важно отметить, что идея права в этом контексте заключается в том, что разрешение конфликтов между сторонами не должно сводиться к механическому восстановлению порядка. Вместо этого, разрешение конфликтов должно основываться на нравственном удовлетворении интересов обеих сторон, что подчеркивает важность моральных аспектов в правоприменении.
Естественное право в настоящее время не является субъективными этическим пониманием, а скорее представляет из себя объективное знание, которое совокупностью формирует идеальное правосознание.
Анализ показывает, что научная юриспруденция, основанная на принципах естественного права, включает в себя несколько ключевых составляющих. Во-первых, это познание или познавательная составляющая, которая подразумевает изучение и осмысление основополагающих принципов естественного права.
Во-вторых, служебное призвание, которое обеспечивает изучение, развитие и функционирование естественного права, играет важную роль в поддержании правопорядка и соблюдении законности в обществе. Эти аспекты подчеркивают, что на каждом этапе развития правовой системы важно учитывать как исторические, так и современные контексты, в которых осуществляется правоприменение.
Литература:
1. Винниченко О. Ю. Методология юриспруденции: кризис или новые возможности? // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. — 2015. — Т. 1. — № 2 (2). -С. 90–96.
2. Гроций Г. Пролегомены к трем книгам о праве войны и мира / Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права / Пер. с лат. А. Л. Саккетти. М., 1994. С. С.46–50.
3. Едронова В. Н., Овчаров А. О. Методы, методология и логика научных исследований // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 9. С. 14–23.
4. Сорокин В. В. Позитивистский подход к правопониманию: опыт, перспективы.// Юридическое образование и наука, 2006, № 4. С. 55.