Учение о государстве и праве С. Е. Десницкого | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 мая, печатный экземпляр отправим 7 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: История государства и права

Опубликовано в Новый юридический вестник №4 (46) апрель 2025 г.

Дата публикации: 10.03.2025

Статья просмотрена: 37 раз

Библиографическое описание:

Тонких, А. А. Учение о государстве и праве С. Е. Десницкого / А. А. Тонких. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2025. — № 4 (46). — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/289/9998/ (дата обращения: 19.04.2025).



В данной работе рассматриваются основные идеи С. Десницкого по развитию государства и права, в частности описывается отдельный вид ветви власти, именуемый «наказательная власть».

Ключевые слова: теория государства и права, Российская империя, С. Десницкий, «наказательная власть», организация власти.

Фигура С. Е. Десницкого представляет собой одну из самых значимых для понимания эволюции управленческой мысли в России во второй половине XVIII века. В отличие от подавляющего большинства своих современников, которые активно занимались вопросами управления и находились на государственных должностях, Десницкий не был ни чиновником, ни государственным деятелем.

Его роль как профессора Московского университета, который часто привлекался к обсуждению вопросов управления, была уникальной. Он занимал редкую для своего времени позицию эксперта и советника, что предоставляло ему значительное преимущество в разработке концептуальных аспектов управления. Это позволило ему отвлекаться от множества конкретных проблем и сосредоточиться на более широких обобщениях, что в свою очередь привело к более глубокому пониманию управленческих процессов.

В отечественной литературе XX века фигура С. Е. Десницкого занимает видное место среди так называемых «просветителей». Эти деятели науки и образования стремились осмыслить и преодолеть «феодальную идеологию», продвигаясь от критики различных аспектов самодержавно-крепостнического строя к осознанию необходимости его революционного уничтожения.

Десницкий как представитель своего времени находился под влиянием идей просвещения, которые активно распространялись в Европе. Он осознавал необходимость преобразований в российском обществе и был сторонником реформ, направленных на улучшение управления и повышения эффективности государственного аппарата.

Его работы часто содержат критику существующей системы и призыв к внедрению новых методов управления, которые бы соответствовали современным требованиям. Одним из ключевых аспектов его концепции было понимание роли образования и науки в управлении. Десницкий подчеркивал, что только образованные и компетентные люди могут эффективно управлять государственными делами.

Он считал, что необходимо создать систему образования, которая бы готовила специалистов, способных мыслить критически и принимать обоснованные решения. Это, по его мнению, стало бы основой для создания более справедливого и эффективного государственного устройства. Кроме того, Десницкий акцентировал внимание на необходимости учета интересов различных социальных групп в процессе управления.

Десницкий также высказывался о необходимости реформирования правовой системы. Он полагал, что существующие законы не всегда соответствуют потребностям общества и требуют пересмотра.

Десницкий, в своих размышлениях о необходимости расширения законодательной деятельности, ссылается на важные аспекты, связанные с коммерцией и правами собственности. Это указывает на то, что он, вероятно, опирался на учение Гуго Гроция (или Гротиуса), которое, в свою очередь, стало основой для лекций Адама Смита по юриспруденции.

Гроций, как известно, исследовал множество вопросов, касающихся устройства государств и принципов гражданского законодательства, а также прав как правителей, так и подданных. Он обращался к таким основополагающим понятиям, как природа преступлений, контрактов, собственности и другим аспектам, которые составляют предмет закона.

Эта трактовка законодательного процесса, как целеполагания, так и его содержания, подразумевает обращение к более широкой, общеевропейской концепции «общего блага», которая служит основой для государственного управления. В этом контексте управление рассматривается как деятельность, направленная на согласование интересов различных социальных групп.

К примеру, он отмечает, что в Великобритании, пока оба парламента не достигнут согласия с королем, а во Франции, пока секретарь и парламент не подпишутся, никакое новое законодательство не может быть введено в действие и не будет иметь силы закона.

Он утверждает, что целостность государства и монаршеское состояние требуют, чтобы никакие указания не могли быть обнародованы и не имели силы, пока не получат одобрения монарха. Это утверждение подчеркивает уникальность российской системы управления, основанной на абсолютной власти монарха, которая требует предварительного одобрения для любых законодательных инициатив.

В системе власти, предложенной Десницким, одна из важнейших ветвей, именуемая «наказательной», играет важную роль в поддержании порядка и соблюдения общественных норм. Основная задача этой власти заключается в обеспечении спокойствия и тишины в тех районах, которые находятся под её контролем. Это выражается в необходимости выявления и задержания правонарушителей, таких как воры и разбойники, с последующим их наказанием в соответствии с решениями суда.

Осужденные должны содержаться в специализированных учреждениях, то есть в тюрьмах или в особых случаях подвергаться казни. То есть инструменты, с помощью которых происходит «наказательная власть» должны проходить с использованием силы с применением насилия, которое, в настоящее время числиться как лигитимное.

Интересно отметить, что концепция «наказательной власти» Десницкого во многом опирается на новейшие методы работы английской полиции, реформы которой начались в 1763 году.

В рамках этих реформ в Лондоне и его окрестностях были созданы специальные патрульные отряды, состоящие из пяти городских и тринадцати сельских команд, а также конного отряда, состоящего из восьми человек. Эти изменения были направлены на улучшение безопасности и порядка в обществе. Однако, несмотря на важность «наказательной власти», Десницкий подчеркивает, что её функции довольно ограничены.

Таким образом, система «наказательной власти», предложенная Десницким, представляет собой комплекс мер, направленных на поддержание порядка и безопасности, однако её возможности ограничены. Основное внимание уделяется передаче части функций на уровень гражданской власти, что, по мнению Десницкого, должно привести к более гармоничному и эффективному управлению обществом.

Литература:

1. Апрыщенко В. Ю. Национализм и институциональная идентичность: местное управление в Шотландии в XVIII — I половине XIX века // Известия вузов. СевероКавказский регион. Серия: Общественные науки. 2008. № 5. С. 78–83.

2. Ардашкин В. Д. К понятию государства (цивилизационный подход) // Вестник КрасГУ. 2006. № 3. С. 5–7.

3. Бошно С. В. Государство // Право и современные государства. 2013. № 6. С. 13–16.

4. Круглов А. Н. С. Е. Десницкий и дискуссии о естественном праве в России XVIII в // Историко-философский ежегодник. 2019. Т. 34. С. 178–221.

Ключевые слова

Российская империя, теория государства и права, С. Десницкий, «наказательная власть», организация власти
Задать вопрос