Правовые аспекты социальной защиты и поддержки участников специальной военной операции и их семей
Автор: Васенина Вероника Леонидовна
Рубрика: Гражданское право
Опубликовано в Новый юридический вестник №5 (47) май 2025 г.
Дата публикации: 07.04.2025
Статья просмотрена: 17 раз
Библиографическое описание:
Васенина, В. Л. Правовые аспекты социальной защиты и поддержки участников специальной военной операции и их семей / В. Л. Васенина. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2025. — № 5 (47). — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/292/10078/ (дата обращения: 19.04.2025).
Препринт статьи
В статье рассматриваются некоторые социально-правовые вопросы, которые регламентированы законом и могут появиться во время проведения специальной военной операции. Военнослужащим, принимающим участие в специальной военной операции и их семьям на законной основе предоставляются льготы и гарантии, а также защита их прав. Исходя из того, что специальная военная операция проходит в настоящее время, важна оперативность и слаженность работы всех служб, с учетом предложений участников боевых действий и их семей, обеспечивающих надлежащий уровень жизни.
Ключевые слова: специальная военная операция, государственная помощь, законодательство, социальная защита, социальные выплаты, льготы, гарантии, судебная защита, юридическая ответственность.
Социальная поддержка граждан России — это государственная программа, направленная на предоставление отдельным категориям граждан социальной помощи в тех или иных случаях.
Особое внимание в настоящее время нужно обратить на меры социальной поддержки и защиты участников специальной военной операции (СВО) и их семей.
Добровольцам, мобилизованным и военнослужащим по контракту, принимающим участие в СВО, и их семьям предоставляются различные льготы и гарантии от государства.
Поддержка военнослужащих и членов их семей находится на особом контроле у государства с самого начала специальной военной операции.
К ключевым мерам поддержки участников СВО относятся: денежные выплаты, медицинская помощь, трудовые гарантии, банковские, налоговые льготы, а также льготы в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее — ЖКХ), привилегии в сфере образования и иные меры, предусмотренные законодательством.
В соответствии с законом все участники специальной военной операции получают статус ветеранов боевых действий [6]. Ветераны боевых действий имеют право на ряд дополнительных льгот, включая пенсионные льготы, компенсацию услуг ЖКХ, ипотека под 1 %, приоритет при приобретении земельных участков, медицинское обслуживание в прежних учреждениях, обеспечение необходимым личным медицинским оборудованием, выбор времени отпуска и дополнительные отпуска, приоритетное обслуживание в организациях культуры и спорта, профессиональное обучение за счет работодателя и другие.
Национальные проекты России — это стратегический план по улучшению жизни граждан. Для осуществления этого плана государство выделяет необходимые денежные средства; для участников СВО предусмотрено дополнительное финансирование, которое в скором времени предполагается объединить в единый национальный проект.
Данные меры поддержки находят свое отражение в нормативно-правовых актах Российской Федерации на федеральном, региональном и местном уровнях.
Основополагающим документом, определяющим общие принципы социальной защиты граждан, является Конституция Российской Федерации. Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это положение обязывает государство заботиться о тех, кто защищает его интересы. Статья 39 Конституции гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Это относится и к участникам СВО, получившим ранения или инвалидность, а также к семьям погибших, обеспечивая им право на пенсии, пособия и другие формы социальной поддержки [1].
В развитие конституционных положений принят ряд федеральных законов, регулирующих отдельные аспекты социальной поддержки участников боевых действий и членов их семей. К ним относятся: Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», устанавливающий правовые основы социальной защиты ветеранов боевых действий, к которым могут быть приравнены участники СВО, Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», определяющий права, обязанности, ответственность военнослужащих, а также гарантии их социальной защиты, Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», регламентирующий порядок прохождения военной службы и связанные с этим социальные гарантии.
Особое значение приобретают специальные федеральные законы, непосредственно направленные на урегулирование вопросов, связанных с СВО. Федеральный закон от 7 октября 2022 г. № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» расширяет перечень лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, и упрощает порядок их получения.
Для осуществления исполнения федеральных законов принимаются многочисленные подзаконные акты, которые издаются Правительством Российской Федерации, министерствами и ведомствами различных уровней.
Первоначальные меры, относящиеся к участникам СВО, были сформулированы в Указе Президента РФ от 5 марта 2022 года № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей» и продолжили развиваться через различные законодательные акты и региональные программы поддержки.
Указ Президента Российской Федерации от 03.04.2023 № 232 «О создании Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества».
6 марта 2025 г. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин встретился с сотрудниками и подопечными фонда «Защитники Отечества». Итог этой встречи — Президент поручил разработать единый стандарт социальной поддержки бойцов СВО с тем, чтобы обобщить практику мер поддержки во всех регионах страны и установить единые правила.
Указ Президента России от 10.03.2025 № 129 — создана комиссия Госсовета по вопросам поддержки ветеранов боевых действий — участников СВО и членов их семей.
20 марта 2025 г. Владимир Владимирович Путин подписал указ № 157 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 3 апреля 2023 г. № 232 «О создании Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества», который позволит фонду «Защитники Отечества» оказывать поддержку членам семей пропавших без вести участников СВО. Важным пунктом этого указа является конкретизация деятельности Фонда «Защитников Отечества» на оказание поддержки и помощи членам семей лиц, пропавших без вести в период участия в специальной военной операции либо признанных в установленном порядке безвестно отсутствующими в связи с участием в специальной военной операции, а также оказывать содействие в получении мер социальной поддержки, услуг, бесплатной юридической помощи.
В ходе рабочих встреч главы регионов подробно информируют Президента РФ о мерах поддержки участников СВО, которые находились и находятся на передовой.
На недавней встрече с главой Костромской области глава региона рассказал Президенту о мерах поддержки участников СВО. Так с 2022 года администрация региона выделяет земельные участки на строительство всем участникам СВО независимо от того, есть жильё или нет жилья. На сегодняшний день уже более 800 семей получили земельные участки.
В настоящее время порядка 47 регионов России включились в программу выдачи земельных наделов участникам специальной военной операции.
В марте 2025 года Президент РФ Владимир Владимирович Путин провел встречу с раисом Республики Татарстан Рустамом Миннихановым. За время проведения СВО в республике 15 Героев России, 1829 жителей Республики Татарстан награждены Орденом Мужества. Татарстан взял шефство над городами Лисичанск и Рубежное в Луганской Народной Республике, в рамках которого помогает восстанавливать необходимую для жизни людей инфраструктуру: детские сады, школы, жилые дома.
Такая работа показывает, что субъекты Российской Федерации принимают собственные меры, направленные на расширение социальной поддержки участников СВО и их семей.
Важными направлениями государственных гарантий являются образование и трудоустройство. В частности, пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков отметил, что участники СВО, при желании работать в государственных структурах, смогут пройти нужное обучение и войти в федеральный кадровый резерв.
В Татарстане с 18 февраля 2025 года стартовала кадровая программа для ветеранов и участников СВО «Батырлар. Герои Татарстана» для подготовки руководителей из числа бойцов СВО и последующей работы в органах государственной власти и госкомпаниях.
Указом Президента РФ Владимира Владимировича Путина Мария Костюк, сын которой погиб при выполнении воинского долга в ходе специальной военной операции, назначена главой Еврейской автономной области, одновременно с другими задачами региона занимается вопросами поддержки участников СВО и их семей [4].
Ветераны боевых действий, мобилизованные с военной службы, имеют возможность заняться предпринимательской деятельностью и получить финансовую помощь для осуществления предпринимательской деятельности. В настоящее время 22 региона нашей страны активно помогают участникам СВО открыть бизнес с господдержкой.
Медицинская помощь — неотъемлемая часть системы социальной защиты. Участники СВО и члены их семей получают доступ к качественным медицинским услугам и лекарственным препаратам, что особенно важно для тех, кто получил травмы в ходе боевой операции. В марте 2025 года в Санкт-Петербурге на базе Военно-медицинской академии имени Кирова начал функционировать единый центр протезирования и лечения участников спецоперации. Данный центр обеспечивает методологическое сопровождение и контроль за соблюдением единых стандартов оказания медицинской помощи, включая протезирование, на всей территории Российской Федерации. Введение единых стандартов Минобороны позволило расширить географию оказания помощи: теперь сложные случаи курируются центральными военно-медицинскими учреждениями, в 15 регионах функционируют специализированные реабилитационные центры на базе военных госпиталей. Медицинская забота об участниках боевых действий включает и заботу о родственниках, так 1 апреля 2025 года Государственная Дума РФ приняла закон о дополнительных отпусках родственникам, чьи близкие получили ранения в ходе СВО.
Меры, предусмотренные законодательством, должны осуществляться на практике. При нарушении должностными лицами законодательства участник СВО может обратиться в вышестоящие инстанции, в том числе суды.
Участник СВО обратился в суд с исковым заявлением к акционерному обществу «Государственный научный центр Научно-исследовательский институт атомных реакторов» (далее — АО «ГНЦ НИИАР») о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, признании незаконным бездействия ответчика по приостановлению действия трудового договора, взыскании гарантированных денежных выплат, компенсации морального вреда.
В городе Димитровград участник СВО перед уходом в зону боевых действий обратился к своему работодателю АО «ГНЦ НИИАР» о приостановлении трудового договора на время его нахождения в зоне специальной военной операции и гарантированных выплатах: единовременной и ежемесячной его семье. Работодатель не удовлетворил его заявление по этому поводу и уволил с работы. Участник СВО подал иск в Димитровградский городской суд о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, признании незаконным бездействия ответчика по приостановлению действия трудового договора, взыскании гарантированных денежных выплат, компенсации морального вреда. Были также апелляционный (заявление от истца) и кассационный (заявление от ответчика) суды. Суд признал увольнение незаконным, восстановил истца в прежней должности, а также взыскал с ответчика в пользу истца денежные выплаты, предусмотренные Временными правилами к организационным документам АО «ГНЦ НИИАР», регламентирующим отношения в сфере материального и социального обеспечения работников АО «ГНЦ НИИАР».
Кассационную жалобу АО «ГНЦ НИИАР» Шестой кассационный суд общей юрисдикции в декабре 2024 года оставил без удовлетворения, так как нарушений, связанных с доводами ответчика о том, что к заявлению истца не были приложены документы, указанные в части 2 статьи 351.7 Трудового кодекса РФ, а на момент разрешения вопроса каких-либо разъяснений по вопросу применения положения статьи 351.7 Трудового Кодекса РФ не было, то есть ответчик в суде первой инстанции не заявлял о необходимости этих документов от истца; кассационный суд не может осуществлять проверку законности в не обжалуемой части по правилам части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Несогласие стороны АО «ГНЦ НИИАР» с оценкой и выводами суда первой инстанции и апелляционного суда не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов кассационным судом. На основании ст. 379.5–379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия постановила: решение Димитровградского городского суда от 12.04.2024 и апелляционное определение Ульяновского областного суда от 13.08.2024 оставить без изменений, кассационную жалобу АО «ГНЦ НИИАР» — без удовлетворения [7].
Из этого постановления следует, что оставление заявления рядового о сохранении за ним рабочего места в АО «ГНЦ НИИАР» на время прохождения военной службы по контракту без удовлетворения является незаконным, также и в части единовременной выплаты сотруднику и ежемесячной денежной выплаты его семье.
2 апреля 2025 года генеральный прокурор России Игорь Краснов выступил с ежегодным докладом в Совете Федерации, где отметил, что в прокуратуру за прошедший год поступило более 30 тысяч обращений участников специальной военной операции по вопросам помощи в получении выплат и компенсаций. В таких случаях необходимы судебные решения, и прокуратура помогает участникам СВО собрать и оформить необходимые документы для обращения в суд. Таким образом права участников СВО были восстановлены.
Обязанность должностных лиц — своевременно и качественно исполнять свои функции. В противном случае, должностные лица и соответствующие органы могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности, включая дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и, в отдельных случаях, уголовную.
Социальная защита участников специальной военной операции и их семей является многогранной и сложной задачей, требующей комплексного подхода и постоянного совершенствования.
Права участников СВО и их семей должны быть защищены на всех уровнях, а любые нарушения должны своевременно исправляться. Эффективность социальной защиты участников СВО и их семей напрямую связана с оперативным откликом государства на предложения и пожелания участников СВО, их семей, что позволяет дополнить действующие нормативные акты и принять соответствующие законы для обеспечения надлежащего уровня жизни участников СВО и их семей, важной работой в этом направлении является создание единых стандартов, обеспечивающих заботу, контроль и защиту участников боевых действий и их семей.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 12.02.2025).
- Федеральный закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (ред. от 04.08.2023) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 9. Ст. 10, 14.
- Указ Президента РФ от 16.03.2022 № 126 «О дополнительных мерах социальной поддержки военнослужащих, сотрудников федеральных органов исполнительной власти, участвующих в специальной военной операции, и их семей» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202203160035 (дата обращения: 12.02.2025).
- Указ Президента РФ от 20.03.2025 № 157 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 3 апреля 2023 г. № 232 «О создании Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202503200012 (дата обращения: 12.02.2025).
- Постановление Правительства РФ от 09.03.2022 № 336 «О дополнительных мерах поддержки участников специальной военной операции и их семей» // Собрание законодательства РФ. 2022. № 11.
- Приказ Министра обороны РФ от 01.04.2022 № 200 «О порядке предоставления льгот и гарантий военнослужащим, участвующим в специальной военной операции» (зарегистрирован в Минюсте РФ 05.04.2022 № 67890) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2022. № 15.
- Определение Судебной Коллеги по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 19 декабря 2024 г. по делу N 8Г-28424/2024 [88–29493/2024] // СПС «ГАРАНТ». URL: https://ivo.garant.ru/#/document/343937024 (дата обращения: 14.02.2025).
- Бобков В. Н., Одинцова Е. В., Чащина Т. В. О социальных гарантиях участников специальной военной операции и членов их семей // Социально-трудовые исследования. 2024. № 1 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-sotsialnyh-garantiyah-uchastnikov-spetsialnoy-voennoy-operatsii-i-chlenov-ih-semey (дата обращения: 12.02.2025).
- Семянникова Д. А. Правовые нормы социального обеспечения военнослужащих — участников специальной военной операции // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2022. № 4 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-normy-sotsialnogo-obespecheniya-voennosluzhaschih-uchastnikov-spetsialnoy-voennoy-operatsii (дата обращения: 15.02.2025).
- Линхобоева М. Б. Социальная поддержка военнослужащих — участников специальной военной операции: практика применения // Вестник науки. 2024. № 3 (72). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-podderzhka-voennosluzhaschih-uchastnikov-spetsialnoy-voennoy-operatsii-praktika-primeneniya (дата обращения: 15.12.2024).
- Кузнецов А. В. Социальное обеспечение семей военнослужащих: учебное пособие. СПб.: Питер, 2023. 180 с.
- Министерство обороны РФ. Справочник по социальным льготам для участников СВО и их семей. М., 2024. 56 с.