Смежные составы организации незаконной миграции: отграничения и проблемы | Статья в журнале «Новый юридический вестник»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 мая, печатный экземпляр отправим 7 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Уголовное право и криминология

Опубликовано в Новый юридический вестник №5 (47) май 2025 г.

Дата публикации: 20.04.2025

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Начетова, И. А. Смежные составы организации незаконной миграции: отграничения и проблемы / И. А. Начетова, Е. А. Паршина. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2025. — № 5 (47). — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/292/10134/ (дата обращения: 25.04.2025).

Препринт статьи



В статье авторы исследуют проблемы отграничения смежных составов организации незаконной миграции и выделяют возникающие в связи с этим проблемы.

Ключевые слова : незаконная миграция, иностранный гражданин, незаконное пересечение границы.

В уголовном законодательстве содержатся несколько смежных составов преступлений в области незаконной миграции, которые имеют общие объективные и субъективные признаки. Уголовная ответственность за совершение преступлений ст. 322 УК РФ; ст. 322.1 УК РФ; ст. 322.2 УК РФ; ст. 322.3 УК РФ предусмотрена разделом 10 «Преступления против государственной власти», главой 32 «Преступления против управления» Уголовного кодекса Российской Федерации. Это обстоятельство определяет тот факт, что у всех сопоставляемых составов родовой и видовой объект един, различия заключаются в определении непосредственного объекта. Ввиду схожести данных составов преступлений целесообразно провести их анализ для разграничения и правильной квалификации.

Объект. Непосредственным объектом для организации незаконной миграции являются общественные отношения, обеспечивающие законный порядок въезда на территорию РФ и пребывания на данной территории, транзит через территорию РФ иностранных граждан и лиц без гражданства. Для незаконного пересечения Государственной границы РФ непосредственным объектом являются общественные отношения, определяющие режим Государственной границы РФ, устанавливающие порядок её пересечения физическими лицами. Для преступлений, предусмотренных статьями 322.2 и 322.3 УК РФ — общественные отношения, возникающие при осуществлении учета и регистрации иностранных граждан или лиц без гражданства по месту жительства или месту пребывания на территории РФ.

Объективная сторона. Объективная сторона организации незаконной миграции (ст. 322.1 УК РФ) выражается в совершении одного из альтернативных действий, направленных на организацию въезда, пребывания в РФ или транзитного проезда через территорию России иностранных граждан и лиц без гражданства. Для выполнения незаконного пересечения Государственной границы (ст. 322 УК РФ) достаточно пересечения Государственной границы России — любым способом и в любом направлении. Незаконным будет считаться такое пересечение, которое осуществляется без действительных документов с правом на въезд и выезд. Причем объективная сторона ст. 322.1 УК РФ заключается непосредственно в самой организации незаконного въезда, транзитного проезда в Российскую Федерация, а ст. 322 УК РФ будет применяться в случае самостоятельного пересечения границы иностранного лица или лица без гражданства, что следует из пунктов 6 и 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2020 N 18 «О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией». Если лицо, организовавшее незаконную миграцию, при совершении этого преступления само незаконно пересекло Государственную границу (например, выступив в качестве проводника), то его действия подлежат квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 322 и 322.1 УК РФ [2].

Статья 322.2 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за фиктивную регистрацию. Под фиктивной понимается регистрация на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов, регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в нем, регистрация без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это помещение для проживания регистрируемого лица. Заведомость — достоверное знание лица об отсутствии оснований для регистрации гражданина России, иностранного гражданина или лица без гражданства, однако ст. 322.1 УК РФ также обладает признаком заведомости, ведь как таковая организация невозможна без определения действий по выполнению данного состава.

Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ, состоит в фиктивной постановке на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в РФ. Фиктивность постановки означает, что постановка на учет производится на основании предоставления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов, а также постановка на учет без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).

Если организация незаконной миграции наряду с другими действиями организационного характера включает фиктивную регистрацию (постановку на учет) иностранных граждан или лиц без гражданства по месту жительства или месту пребывания в Российской Федерации, содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных соответствующей частью статьи 322.1 УК РФ и статьей 322.2 УК РФ или статьей 322.3 УК РФ. В случаях, когда действия лица состоят только в фиктивной регистрации (постановке на учет) иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства или месту пребывания, содеянное квалифицируется по статье 322.2 или статье 322.3 УК РФ и не требует дополнительной квалификации по статье 322.1 УК РФ [2].

Возникает вопрос об определении понятий «организации» и «других действий организационного характера». Законодатель точно не определяет содержание самой «организации» незаконной миграции, из-за чего появляется возможность свободного причисления деяний к данному составу. Организация из Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2020 N 18 представляет собой умышленное совершение действий, создающих условия для выполнения объективной стороны преступления — то есть любые действия. Обращаясь к практике, можно отметить специфику содержания ст. 322.1 УК РФ: организация и управление бригадой для выполнения работ на предприятии; поиск помещения для незаконного пребывания; получение разрешений на временное проживание вне квот; обеспечение необходимыми условиями для проживания (предметы обихода, техника, спальные места и т. д.) и получение дохода; незаконное оформление трудовых отношений; подлог документов.

В то же время диспозиция статей 322.1 УК РФ и 322.2, 322.3 УК РФ соотносятся как часть и целое, так как на практике фиктивная регистрация, постановка на учет по объему охватываются организацией незаконной миграцией, что нарушает принцип справедливости.

Для правильного разграничения ст. 322.1 УК РФ с иными правонарушениями и смежными составами следует отказаться от широкой трактовки «организации». Организаторская деятельность ст. 322.1 УК РФ, шире, чем «организация», используемая КоАП РФ, так как включает комплекс разноплановых действий, направленных на обеспечение совершения иностранными гражданами и лицами без гражданства незаконного въезда, пребывания и транзитного проезда. Такими действиями могут выступать поиск иностранцев, подлог документов, обеспечение условиями жизни и другие.

Подход к определению не позволяет правильно отграничивать составы миграционных правонарушений от организации незаконной миграции, вследствие чего распространены случаи разной юридической оценки одних и тех же деяний или привлечения лица к уголовной и административной ответственности по одному и тому же факту.

Незаконная сдача жилья иностранному лицу квалифицируется судами как по ст. 322.1 УК РФ, так и ст. 18.9 КоАП РФ. Пример из практики [3]: за организацию незаконного пребывания гражданского мужа — гражданина иностранного государства с проживанием по месту жительства супруги без регистрации квалифицировалась по ч.1 ст. 322.1 УК РФ, однако те же действия суды квалифицируют по ч.3 ст. 18.9 КоАП РФ.

Субъект. Субъектом организации незаконной миграции, незаконного пересечения Государственной границы РФ, является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, являющееся гражданином РФ либо иностранным гражданином или лицом без гражданства. Для пункта «б» части 2 данной статьи предусматривается специальный субъект — с использованием своего служебного положения.

Для преступлений, предусмотренных статьями 322.2 и 322.3 УК РФ, выступает специальный субъект. Собственник или наниматель соответствующего жилого помещения, уполномоченное ими лицо, руководитель или иной уполномоченный работник (член) организации, в которой иностранный гражданин или лицо без гражданства в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность, либо иные лица, действующие от их имени, могут быть субъектами преступления, предусмотренного статьей 322.2 или статьей 322.3 УК РФ, если они представили в органы регистрационного (миграционного) учета для регистрации (постановки на учет) заведомо недостоверные (ложные) сведения или документы либо при представлении сведений или документов осознавали наличие иных обстоятельств, препятствующих регистрации (постановке на учет) [2].

Субъективная сторона. Субъективная сторона преступлений характеризуется виной в форме прямого умысла. Мотивы и цели совершения преступления не имеют значения для квалификации, однако для ч. 2 ст. 322.1 УК РФ предусматривается цель совершения на территории Российской Федерации конкретного преступления.

Незаконная миграция является более широким аспектом, который включает себя преступления, связанные с подделкой документов, уклонением от уплаты налогов и так далее. Понимание различий между ст. 322.1 и смежными составами преступлений помогает выявлять и пресекать не только случаи незаконной миграции, но и связанные с ними преступления, тем самым создавая более безопасную среду для общества. Правильное отграничение ст. 322.1 УК РФ от административных правонарушений позволит не только оптимизировать правоприменение, но и грамотно распределить нагрузку между уполномоченными органами, создавая целенаправленность работы.

Углубляя понимание взаимосвязи незаконной миграции с другими преступными действиями, а также четкое разграничение на уровне законодательства между преступлениями и административными правонарушениями позволит создать действенную стратегию для борьбы с незаконной миграцией.

Литература:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 06.04.2024) — Текст: электронный // pravo.gov.ru. — URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102041891&intelsearch&ysclid=lvl4v3atgx2471976 (дата обращения: 18.03.2025).
  2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией» от 09.07.2020 N 18. — Текст: электронный // consultant.ru: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357060/?ysclid=m3e4etarhm787163207 (дата обращения: 18.03.2025).
  3. Приговор Ленинск-Кузнецкого городского суда от 24.07.2019 по делу 1–551/2019 // Судебные и нормативные акты РФ. Ленинск-Кузнецк. 2019. — URL:https://sudact.ru/regular/doc/s0Mqa0796cQ1/?ysclid=m3e4qf74jb705682790 (дата обращения: 18.03.2025).
Задать вопрос