Координационное совещание как основная форма координации правоохранительной деятельности по борьбе с международной преступностью
Автор: Амбадыкова Гиляна Артуровна
Рубрика: Правоохранительные органы
Опубликовано в Новый юридический вестник №2 (2) ноябрь 2017 г.
Дата публикации: 31.10.2017
Статья просмотрена: 3278 раз
Библиографическое описание:
Амбадыкова, Г. А. Координационное совещание как основная форма координации правоохранительной деятельности по борьбе с международной преступностью / Г. А. Амбадыкова. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2017. — № 2 (2). — С. 38-41. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/70/2793/ (дата обращения: 15.11.2024).
Ключевые слова: координационное совещание, координационная деятельность прокуратуры
В современном мире международная преступность оказывает сильнейшее дестабилизирующее воздействие на жизнедеятельность каждого государства, общества и каждой отдельной личности. По этой причине особую актуальность приобретают вопросы выработки эффективных мер для устранения условий и причин, которые способствуют массовому распространению международной преступности, включая такие преступления, которые связаны с незаконным оборотом наркотиков и оружия, международным терроризмом, незаконной миграцией, торговлей людьми. Все указанные общественно опасные деяния в настоящее время приобретают транснациональный характер.
Каждое государство предпринимает различные попытки для того, чтобы помешать распространению международной преступности в своей стране, а также держать под контролем это явление. Для этих целей объединяются усилия всех правоохранительных органов, и осуществляется координационная деятельность. Координационное совещание является одной из форм координации правоохранительной деятельности по борьбе с международной преступностью, однако, несмотря на постоянное проведение таких совещаний, коренного перелома в борьбе с международной преступностью не произошло. Данная проблема особенно актуальна в наши дни, в условиях разрастания международной преступности, которая приобретает новые формы, виды и масштабы. Степень ущерба, причиняемого указанными международными преступлениями, государству, обществу, правам и интересам простых граждан, показывают, что меры по их пресечению, должны быть безотлагательными в совместной деятельности правоохранительных органов. Это обстоятельство свидетельствует о необходимости принятия мер по совершенствованию организации и проведения координационных совещаний для того, чтобы они стали одной из самых эффективных форм координации правоохранительной деятельности по борьбе с международной преступностью.
В статье 8 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» отмечается, что Генеральный прокурор Российской Федерации и те прокуроры, которые ему подчинены, координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов таможенной службы и других правоохранительных органов [1].
С целью обеспечения координации деятельности органов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, истребует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом Российской Федерации.
Таким образом, можно заключить, что проведение координационного совещания является одной из организационных форм координации. В состав такого координационного совещания входят прокуроры и руководители соответствующих правоохранительных органов. Если рассмотреть этот вопрос более детально, то необходимо отметить, что в состав таких совещаний входят:
‒ во-первых, руководители прокуратуры,
‒ во-вторых, руководители органов внутренних дел и органов ФСБ,
‒ в-третьих, руководители органов следствия, а также иных правоохранительных органов.
Возглавляют координационные совещания Генеральный прокурор Российской Федерации, а также прокуроры российских субъектов и прокуроры районов и городов по месту создания координационных совещаний. Все указанные лица также и в той или иной степени руководят работой таких совещаний.
Помимо вышеперечисленных участников координационного совещания, на него также могут быть приглашены руководители федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов России и их подразделений, а также представители отечественных СМИ, общественных объединений, педагогических и научных работников, органов военного управления.
Созывает координационное совещание председатель по мере поступления актуального вопроса, а также по мере необходимости. Однако такое совещание должно быть созвано не реже 1 раза в четыре месяца, либо по инициативе любого члена координационного совещания.
Следует особо выделить председателя координационного совещания, так как именно он наделен особыми полномочиями организационного характера. Председателем координационного совещания является руководитель соответствующего органа прокуратуры, который проводит такие совещания и при необходимости по согласованию с членами совета созывает внеочередные совещания. Председатель координационного совещания направляет всем его членам материалы, необходимые для обсуждения на нем, а также проекты решений. Кроме того, в полномочия председателя входит осуществления контроля за выполнением принятых решений и оказание необходимой практической помощи рабочим группам правоохранительных органов по подготовке материалов для обсуждения на совещании.
Что касается плана работы координационных совещаний, то в них включены самые актуальные проблемы, решение которых предполагает совместные усилия работников всех правоохранительных органов Российской Федерации.
На координационных совещаниях:
‒ во-первых, обсуждаются итоги согласованной деятельности правоохранительных органов, касающиеся вопросов предупреждения международной преступности за определенный период, а также определяются цели и задачи по усилению борьбы с международными преступлениями;
‒ во-вторых, рассматриваются проекты планов согласованных мероприятий по борьбе с международной преступностью на конкретный период времени, и происходит их дальнейшее утверждение;
‒ в-третьих, разрабатываются общие предложения по усилению борьбы с международной преступностью для того, чтобы внести их в программы борьбы с преступностью на местном, региональном и федеральном уровнях:
‒ в-четвертых, происходит изучение и дальнейшее распространение положительного опыта предупреждения международной преступности в других регионах и странах;
‒ в-пятых, разрабатываются рекомендации по осуществлению контроля за исполнением согласованных мероприятий;
‒ в-шестых, решаются различные вопросы о необходимости созыва межведомственных совещаний, а также о сроках проведения таких совещаний и их основных вопросах.
Этот перечень является далеко не полным, поскольку с учетом конкретной ситуации на координационном совещании рассматриваются и многие другие вопросы, которые касаются предупреждения международной преступности.
В качестве основных причин неэффективности проведения координационных совещаний по борьбе с международной преступностью можно выделить:
‒ во-первых, отсутствие концепции основ политики государства в сфере борьбы с международной преступностью,
‒ во-вторых, отсутствие эффективной системы взаимодействий всех ветвей государственной власти по предупреждению международных преступлений.
Помимо указанных причин, оказывает влияние также и нечеткость круга участников координационных совещаний, и недостаточность правового регулирования этой сферы. Помимо обозначенных проблем, также стоит отметить, что в настоящее время не имеет однозначного решения и вопрос о необходимости наделения полномочиями прокурора по постановке вопроса перед вышестоящими руководителями правоохранительных органов об ответственности членов координационного совещания за ненадлежащее исполнение обязанностей по выполнению решений координационных совещаний.
Таким образом, в целях совершенствования организации и проведения координационных совещаний для того, чтобы они стали одной из самых эффективных форм координации правоохранительной деятельности по борьбе с международной преступностью, предлагаются следующие пути решения.
Во-первых, выделение из всего многообразия международных преступлений, которые обсуждаются на координационном совещании, тех видов и форм, требующих принятия первоочередных мер со стороны правоохранительных органов. Так, в частности, предлагается решать данную проблему принятием государственных программ, посвященных борьбе с тем или иным видом международных преступлений, а также четкого плана проведения каждого координационного совещания с учетом заданного плана направлений координационной деятельности.
С учетом особенностей современной международной преступности можно назвать следующие направления координационной деятельности, которые должны обсуждаться на координационных совещаниях в первую очередь:
- Проблема предупреждения международных преступлений;
- Международный терроризм, торговля людьми, незаконная миграция;
- Международная организованная преступность и коррупция;
- Международные преступления в сфере экономики;
- Наркомания и преступность несовершеннолетних;
- Профессиональная преступность.
При этом главное направление — предупреждение международных преступлений относится к каждому из указанных видов преступлений.
Эти направления могут быть объединены в группы по видовым и организационным признакам. Представляется логичным выделить следующие группы:
- Деятельность по предупреждению международных преступлений;
- Противодействие международному терроризму, бандитизму и особо тяжким преступлениям, организованным преступным группировкам, преступлениям в сфере экономики, незаконной миграции и торговли людьми;
- Противодействие наркомании и преступности несовершеннолетних;
- Противодействие международной организованной и профессиональной преступности.
Необходимо помнить, что при проведении каждого координационного совещания следует иметь в виду, что концептуальные основы предупреждения международной преступности предполагают обязательное выделение наиболее важных приоритетов борьбы с ней.
Во-вторых, проведение межведомственных совещаний с обязательным приглашением работников органов прокуратуры, а также работников суда и оперативных работников внутренних дел, представителей местного самоуправления и вышестоящих правоохранительных органов.
Зачастую, в качестве самостоятельного повода для проведения межведомственного совещания следственных, прокурорских или оперативных работников становится нераскрываемость какого-либо опасного преступления в течение продолжительного промежутка времени. То же самое касается и аналогичных или сходных преступлений по способу совершения. Представляется эффективным приглашать на такие совещания, основной целью проведения которых являются проблемы предупреждения международной преступности общего характера, всех работников органов прокуратуры, а также работников суда и оперативных работников внутренних дел, представителей местного самоуправления и вышестоящих правоохранительных органов. Представляется, что проведение координационных совещаний по такому поводу и последующая разработка мер следственного и оперативного характера дадут положительные результаты.
Литература:
- Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. от 07.03.2017) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1995. — № 47. — Ст. 4472.
- Указ Президента РФ от 18.04.1996 № 567 (ред. от 07.12.2016) «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» (вместе с «Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью») // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996. — № 17. — Ст. 1958.
Похожие статьи
Некоторые проблемы организации органами прокуратуры координационной деятельности государственных органов в сфере борьбы с преступностью
В статье анализируются отдельные виды проблемные аспекты координирующей функции прокуратуры по борьбе с преступностью, а также рассматриваются вопросы взаимодействия в рамках осуществления данной деятельности с правоохранительными органами. Также ана...
Эффективность координационной деятельности прокуратуры
Актуальность темы статьи обусловлена тем, что от координационной деятельности прокуратуры зависит обеспечение эффективной профилактики и борьбы с преступностью в российском государстве. Эффективность координационной деятельности напрямую зависит от р...
Понятие координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью
В статье авторы пытаются определить проблемы деятельности прокуратуры и взаимодействия органов прокуратуры с иными правоохранительными органами.
Прокуратура как координирующее звено в борьбе с преступностью
В статье рассматривается деятельность прокуратуры в борьбе с преступностью. Автор отмечает большое значение органов прокуратуры в рассматриваемой сфере, а также отмечает необходимость внесения изменений в законодательство.
Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью
В рамках данной статьи рассматриваются вопросы роли прокуратуры в механизме координационной деятельности. Одним из вопросов, требующих особо тщательного изучения — общие вопросы осуществления органами прокуратуры координационной деятельности правоохр...
Органы прокуратуры и функция предупреждения преступности
Борьба с преступностью остается одним из важнейших приоритетов государственно-правовой политики, при этом для органов прокуратуры как надзорному ведомству отведено особое место в государственной системе по предупреждению преступности. Однако действую...
Роль прокуратуры в обеспечении законности оперативно-розыскной деятельности
В статье проведен анализ нормативной базы и юридической доктрины с целью выявления роли прокуратуры в процессе обеспечения законности при производстве оперативно-розыскной деятельности в современных реалиях.
Система прокурорского надзора за исполнением законов субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
Статья посвящена анализу сложившейся системы полномочий, которые применяются прокурорами в досудебной уголовно-процессуальной деятельности для выявления и пресечения нарушений закона со стороны органов предварительного следствия.
Основные направления проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов органами прокуратуры
В статье подчеркивается роль прокуратуры как особого субъекта проведения антикоррупционной экспертизы, а также освещаются актуальные направления осуществления прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов и их проектов.
Похожие статьи
Некоторые проблемы организации органами прокуратуры координационной деятельности государственных органов в сфере борьбы с преступностью
В статье анализируются отдельные виды проблемные аспекты координирующей функции прокуратуры по борьбе с преступностью, а также рассматриваются вопросы взаимодействия в рамках осуществления данной деятельности с правоохранительными органами. Также ана...
Эффективность координационной деятельности прокуратуры
Актуальность темы статьи обусловлена тем, что от координационной деятельности прокуратуры зависит обеспечение эффективной профилактики и борьбы с преступностью в российском государстве. Эффективность координационной деятельности напрямую зависит от р...
Понятие координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью
В статье авторы пытаются определить проблемы деятельности прокуратуры и взаимодействия органов прокуратуры с иными правоохранительными органами.
Прокуратура как координирующее звено в борьбе с преступностью
В статье рассматривается деятельность прокуратуры в борьбе с преступностью. Автор отмечает большое значение органов прокуратуры в рассматриваемой сфере, а также отмечает необходимость внесения изменений в законодательство.
Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью
В рамках данной статьи рассматриваются вопросы роли прокуратуры в механизме координационной деятельности. Одним из вопросов, требующих особо тщательного изучения — общие вопросы осуществления органами прокуратуры координационной деятельности правоохр...
Органы прокуратуры и функция предупреждения преступности
Борьба с преступностью остается одним из важнейших приоритетов государственно-правовой политики, при этом для органов прокуратуры как надзорному ведомству отведено особое место в государственной системе по предупреждению преступности. Однако действую...
Роль прокуратуры в обеспечении законности оперативно-розыскной деятельности
В статье проведен анализ нормативной базы и юридической доктрины с целью выявления роли прокуратуры в процессе обеспечения законности при производстве оперативно-розыскной деятельности в современных реалиях.
Система прокурорского надзора за исполнением законов субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
Статья посвящена анализу сложившейся системы полномочий, которые применяются прокурорами в досудебной уголовно-процессуальной деятельности для выявления и пресечения нарушений закона со стороны органов предварительного следствия.
Основные направления проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов органами прокуратуры
В статье подчеркивается роль прокуратуры как особого субъекта проведения антикоррупционной экспертизы, а также освещаются актуальные направления осуществления прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов и их проектов.