Изучение права в старших классах с помощью цитат из произведений литературы | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Право

Опубликовано в Юный учёный №1 (1) февраль 2015 г.

Дата публикации: 15.01.2015

Статья просмотрена: 228 раз

Библиографическое описание:

Суняева, Ю. Л. Изучение права в старших классах с помощью цитат из произведений литературы / Ю. Л. Суняева, Р. Л. Наумова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2015. — № 1 (1). — С. 58-63. — URL: https://moluch.ru/young/archive/1/21/ (дата обращения: 16.11.2024).

Что может быть общего между правом и художественной литературой? В свете обыденного сознания они могут показаться очень далекими друг от друга сферами жизни — по способу отношения к реальности, по функциям и т. п. Но существует целый ряд литературных произведений, затрагивающих юридическую проблематику: «Преступление и наказание» Ф. И. Достоевского, «Процесс» Ф. Кафки и т. д. И само право по своей сути является риторической дисциплиной: речи великих судей часто обладают литературным измерением.

Изучение литературы и исследование литературных сюжетов произведений зарубежной и русской литературы не только духовно обогащает личность школьника, но и создает благоприятную почву для развития у него юридического мышления. Знакомство с различными произведениями благотворно влияет на формирование правосознания и правовой культуры у старшеклассников. В связи с этим необходимо обращаться к литературному наследию при изучении права. Все это дает большую возможность для проведения сравнительного анализа, уяснения тенденций развития и совершенствования законодательства, позволяет глубже и осмысленнее видеть роль права в регулировании отношений и значение закона для нормальной жизни любого гражданина России.

Далее в статье даны цитаты из различных произведений, а также вопросы и задания к ним в области права.

 

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»:

Меж ними все рождало споры

И к размышлению влекло:

Племен минувших договоры,

Плоды наук, добро и зло…

Что включает в себя предмет права? Определите, какие из перечисленных благ входят в область права.

 

В. Н. Топоров «Вещь в антропоцентрической перспективе (апология Плюшкина)»:

«Плюшкин собирает вещи, среди которых, как мы помним, огромное множество старых предметов с отломанными частями. … Отломленная ручка кресла, кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога оказываются дороже вещи утилитарной, пущенной в дело. «… Что ему в этих бумажках и перышках? Какая бессмысленная и расточительная любовь?».

Представляют ли ценность вещи, собранные Плюшкиным?

 

А. С. Пушкин «Вольность»:

Увы! Куда ни брошу взор –

Везде бичи, везде железы,

Законов гибельный позор,

Неволи немощные слезы…

Сохранился ли в настоящее время «законов гибельный позор»? Как «воля» и «неволя» субъектов сочетается в гражданском законодательстве? Как реализуются принципы гражданского права? Приведите примеры.

 

М. Ю. Лермонтов «Смерть поэта»:

Не вынесла душа Поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде… и убит!

 

А. С. Пушкин был «невольник чести», он пал жертвой бесчестных и злобных завистников. Защищая честь своей жены и свою честь, Пушкин вызвал на дуэль Дантеса, который сомнительным поведением мог опорочить доброе имя четы Пушкиных. Александр Сергеевич не мог жить «оклеветанный молвой» и положил конец бесчестью ценой собственной жизни.

В чем различие между честью и достоинством? Защищаются ли они российским законодательством? Знаете ли вы как?

 

Ю. Энтин «Спроси у жизни строгой»...:

Спроси у жизни строгой,

Какой идти дорогой?

Куда по свету белому

Отправиться с утра?

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра!

Прочитав данное стихотворение, ответьте на вопрос: «Как гражданин в России должен осуществлять свои права?» Как можно интерпретировать фразу «дорогую добра» на основании норм права? Вспомните о недопущении злоупотребления своими правами и нарушениями прав третьих лиц.

 

Э. Асадов «О смысле жизни»:

В чем смысл твоей жизни? — Меня спросили. -

Где видишь ты счастье свое, скажи?

— В сраженьях, — ответил я, — против гнили

И в схватках, — добавил я, — против лжи!

Как данное стихотворение отражает тему защиты прав человека в современной России?

 

«Лиса, заяц и петух» (народная сказка):

«- Отстань медведь! Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная; попросилась она ко мне да меня и выгнала».

Имеет ли право обманутый заяц обратиться в уполномоченные органы по защите прав за помощью, если у него не было государственной регистрации его собственности (его жилья)?

 

Александр Македонский, слушая обвинение против кого-то, заткнул себе одно ухо, и когда его спросили, зачем он это делает, ответил: «Поберегу это ухо для обвиняемого».

О каком способе защиты прав идет речь?

 

А. С. Пушкин «К портрету Чаадаева»:

Он вышней волею небес

Рожден в оковах службы царской…

Может ли гражданин родиться обремененным какой-либо обязанностью? Какие субъективные права и обязанности могут возникать с момента рождения?

 

Л. Кэрролл «Алиса в Стране чудес»:

— Ничего не поделаешь, — возразил Кот. — Все мы здесь не в своем уме — и ты и я.

— Откуда вы знаете, что я не в своем уме? — спросила Алиса.

— Конечно не в своем, — ответил Кот. — Иначе как бы ты здесь оказалась.

Должен ли субъект гражданских правоотношений обладать дееспособностью? Дайте определение дееспособности.

Что такое ограниченная дееспособность и недееспособность субъектов гражданских правоотношений? В чем их отличия?

 

М. А. Шолохов «Тихий Дон»:

«Аксинью выдали за Степана семнадцати лет. Взяли ее с хутора Дубровки, с той стороны Дона, с песков».

Могут ли девушку выдать замуж против ее воли? Со сколько лет в нашей стране разрешено выходить замуж и жениться молодым людям?

 

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (русская народная сказка):

«Жили-были старик со старухой, у них были дочь и сын. Дочь звали Алёнушкой, а сына Иванушкой. Умерли старик и старуха. Остались Алёнушка да Иванушка сиротами...

…А в ту пору ехал на охоту царь. Увидел он Алёнушку и стал спрашивать:

— О чём, красавица, плачешь?

— Как мне, царь-государь, не плакать! Батюшка и матушка умерли, остались мы с братцем Иванушкой одни на белом свете. Шли путём-дорогой по широкому полю, пить захотели. Не вытерпел братец Иванушка, напился водицы из козьего копытца и стал козлёночком.

Приглянулась царю Алёнушка.

— Поди, — говорит, — за меня замуж. Будешь ты царицей, и козлёночек будет с нами жить во дворце.

Вышла Алёнушка за царя замуж, и стали они жить-поживать.

Козлёночек с ними живёт, вместе с царём да с царицей ест и пьёт…»

В каком случае над несовершеннолетними устанавливается опека и попечительство? С какого возраста гражданин обретает дееспособность в полном объеме?

 

«Летучий корабль» (русская народная сказка):

«Жили-были старик со старухой. Было у них три сына. Двое старших ленивые только и заботы — как бы принарядиться, попить-поесть сладко, поспать долго, а работа им и на ум нейдёт. Младший брат, Иван, был тихий, смирный да работящий. Вставал раньше всех, а ложился последним. И с отцом в поле работал и матери помогал по дому управляться, за гулянкой не гнался, пил-ел что придётся, обновок не просил, а ходил в братниных обносках. Спал Иван на печи.

Братья над ним смеялись, дураком считали и прозвали Иваном Запечным. А вслед за братьями и соседи да и отец с матерью над Иваном подсмеивались. Он на то не обижался, работал с утра до вечера, а в праздники на печи полёживал.

В ту пору задумал Царь дочь замуж выдать и послал гонцов по всем городам, по всем волостям,

Едут гонцы во все концы да клич кличут:​

— Коли сыщется такой искусный мастер, кто сделает летучий корабль, да на том корабле прилетит во дворец, тому царским зятем быть. Через шесть недель на царском пиру будут женихам смотрины».

Вправе ли отец ограничивать дееспособность дочери? В каких случаях закон допускает ограничение дееспособности граждан?

 

«Матюша Пепельной» (русская народная сказка):

«В некотором царстве, в некотором государстве, на ровном месте, как на бороне, от дороги в стороне, жили-были старик со старухой. У них был сын по имени Матюша.​

Рос парень не по дням, а по часам, будто тесто подымался, а пуще того ума-разума набирался.

На пятнадцатом году стал он проситься у отца с матерью:

— Отпустите меня, пойду свою долю искать!

Заплакала мать, принялась уговаривать

— Ну, куда, сынок, пойдёшь? Ведь ты ещё совсем малый, нигде не бывал, ничего не видал.

И старик печальный сидит. А Матюша стоит на своём:

— Отпустите — уйду и не отпустите — уйду: всё равно дома жить не буду.

Потужили родители, погоревали, да делать нечего — напекли подорожников, распростились, и отправился Матюша в путь-дорогу…

…Вышел Матюша из лесу, и в скором времени показался на пути большой город. Только миновал заставу, как навстречу — царский дворецкий:

— Эй ты, деревенщина, посторонись!

Матюша посторонился, а царский дворецкий остановил коня и говорит:

— Что, молодец, дела ищешь, или от дела бежишь? Коли дела ищешь, пойдём, я тебя, в работу определю: будешь на царский двор воду возить

Стал Матюша царским водовозом. От утренней зари до позднего вечера воду возит, а ночевать ему негде. Нашёл себе место для ночлега на заднем дворе, куда всякий мусор да печную золу сваливали. И прозвали его на царском дворе Матюша Пепельной…»

С какого возраста несовершеннолетний может быть объявлен эмансипированным? Кто несет ответственность за причинение имущественного вреда несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет?

 

А. Беляев «Голова профессора Доуэля»:

«Профессор Керн кивнул головой.

— Алкоголиков, неврастеников, эпилептиков, сумасшедших не было в роду?

— Нет.

Керн ещё раз кивнул головой».

Если у человека есть в роду подобные лица, может ли он быть ограничен в своих правах? Ограничиваются ли в правах люди, страдающие алкогольной, наркотической зависимостью или психическим заболеваниями?

 

А. Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»:

— Мальчик, в таком случае возьмите за четыре сольдо мою новую азбуку…

— С картинками?

— С ччччудными картинками и большими буквами.

— Давай пожалуй, — сказал мальчик, взял азбуку и нехотя отсчитал четыре сольдо. Буратино подбежал к полной улыбающейся тете и пропищал:

— Послушайте, дайте мне в первом ряду билет на единственное представление кукольного театра.

Мог ли ребенок совершить подобные сделки?

 

Ф. М. Достоевский «Игрок»:

«<…> несчастная, но почтенная старушка выжила из ума, проигрывает последние деньги и т. д., одним словом нельзя ли выхлопотать какой-нибудь надзор или запрещение?».

О каком способе ограничения дееспособности указывается в данной цитате? Каков порядок подобного ограничения дееспособности расточителя?

 

Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»:

— А вы знаете, — вдруг сказала Галя, — сколько в нашем городе таких вот одиноких Чандров и Тобиков?

— Сколько? — спросил Чебурашка.

— Много, — ответила девочка. — У них совсем нет друзей…

— Так что же мы должны делать? — вскричал крокодил. — Я хочу помочь им!

— И я хочу помочь! — поддержал его Чебурашка. — Что мне жалко, что ли? Только как?

— Очень просто, — сказала Галя. — Надо их всех передружить между собой.

— А как их передружить? — спросил Чебурашка.

— Не знаю, — ответила Галя.

— А я уже придумал! — заявил Гена. — Надо, взять и написать объявления, чтобы они приходили к нам. А когда они будут приходить, мы их будем знакомить между собой!

Эта мысль всем понравилась, и друзья порешили сделать так. Они развесят по городу объявления. Каждому, кто будет приходить к ним, они постараются найти товарища. А дом, в котором живёт крокодил, решено было превратить в Дом дружбы.

— Итак, — сказал Гена, — с завтрашнего дня за работу.

На другой вечер работа закипела. Гена сидел за столом и как главный специалист по объявлениям писал:

ОТКРЫВАЕТСЯ ДОМ ДРУЖБЫ. КАЖДЫЙ, КТО ХОЧЕТ ИМЕТЬ ДРУГА, ПУСТЬ ПРИХОДИТ К НАМ.

Чебурашка брал эти объявления и выбегал на улицу. Он наклеивал их везде, где можно и где нельзя. На стенах домов, на заборах и даже на проходивших мимо лошадях. Галя в это время прибирала в доме. Закончив уборку, она поставила посредине комнаты стул и прикрепила к нему табличку:

ДЛЯ ПОСЕТИТЕЛЕЙ

…Через несколько дней, вечером, Гена устроил маленькое совещание.

— Может, это не совсем тактично, то, что я хочу сказать, — начал он, — но всё-таки я скажу. Мне очень нравится то, что мы с вами делаем. Это мы просто здорово придумали!

О создании какого вида юридического лица идет речь? Поясните порядок создания подобных юр лиц.

 

А. А. Милн «Винни Пух и Все-Все-Все» (перевод Б. Заходер, 1965): «…И вдруг ему [Пуху] пришла в голову мысль, и я считаю, что для медведя с опилками в голове это была очень хорошая мысль. Он сказал себе: «Раз бутылка может плавать, то и горшок может плавать, а когда горшок поплывет, я могу сесть на него, если это будет очень большой горшок».

Он взял свой самый большой горшок и завязал его покрепче.

- У каждого корабля должно быть название, — сказал он, — значит, я назову свой — «Плавучий Медведь». С этими словами он бросил свой корабль в воду и прыгнул вслед. Некоторое время Пух и «Плавучий Медведь» не могли решить вопроса о том, кто из них должен быть сверху, но в конце концов они договорились. «Плавучий Медведь» оказался внизу, а на нем — Пух, отчаянно болтавший ногами.

К какому виду имущества относится корабль? Корабль индивидуально-определенная или родовая вещь?

 

А. П. Чехов «Винт»:

«Карточек было много. Рассматривая их, Пересолин увидел себя, свою жену, много своих подчиненных, знакомых… один из игроков пояснил:

- Каждый портрет, ваше-ство, как и каждая карта, свою суть имеет… значение… Чиновники казенной палаты — черви, губернское правление — трефы, служащие по министерству народного просвещения — бубны, а пиками будет отделение государственного банка…»

Является ли подобная игра оскорблением чести и достоинства изображенных на карточках лиц? Обнаруживается ли в действиях игроков, изготовивших такие карты, состав гражданского правонарушения? Могут ли изображенные на картах лица требовать прекращения действий игроков и применения к ним имущественных санкций?

 

Р. Хайнлайн «Уплыть за закат»:

«Отец учил меня, как проверить, честную ли сделку тебе предлагают: поменяй стороны местами и посмотри — по-прежнему ли она честная. Метод зеркального отражения».

Раскройте содержание данной цитаты.

 

А. Н. Островский «Лес»:

Гурмыжская. Только мне деньги завтра же нужны.

Восьмибратов. Еще почитывать будете, принесем. А вы извольте приготовить записочку, чтобы завтра вам не беспокоиться, что за проданный на сруб лес в таких — то пустошах деньги сполна получены.

О какой «записочке» идет речь, и требует ли она нотариального удостоверения? Ответ обоснуйте.

 

Джеймс Крюс «Тим Талер, или Проданный смех»:

«Мальчик по имени Олаф, выполняя работу порученную мачехой, познакомился с бароном Тречем (дьяволом), который предложил ему следующую сделку: в обмен на смех мальчика барон делает так, что Олаф выигрывает любое пари, каким бы оно ни было. Если данное условие не выполняется, то сделка считается недействительной».

Будет ли эта сделки действительной или нет? Ответ обоснуйте.

 

А. С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»:

Поп ему в ответ: «Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник. А где найти мне такого

Служителя не слишком дорогого?»

Балда говорит: «Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелка тебе по лбу,

Есть же мне давай вареную полбу».

Призадумался поп,

Стал себе почесывать лоб.

Щелк щелку ведь розь.

Да понадеялся он на русский авось.

Поп говорит Балде: «Ладно.

Не будет нам обоим накладно.

Поживи-ка на моем подворье,

Окажи свое усердие и проворье».

Какая сделка имела место в данном случае? В какой форме она была заключена?

 

Ш. Перро «Кот в сапогах»:

Пошел он (Кот в сапогах) к королю и приказал,

Чтобы о нем немедля доложили.

Велел ввести Кота в свой кабинет

Король. Вошел, он поклонился в пояс;

Потом сказал, потупив морду в землю:

«Я кролика, великий государь,

От моего принес вам господина,

Маркиза Карабаса (так он вздумал

Назвать хозяина); имеет честь

Он вашему величеству свое

Глубокое почтенье изъявить

И просит вас принять его гостинец».

«Скажи маркизу, — отвечал король, -

Что я его благодарю и что

Я очень им доволен».

Назовите вид договора? Что такое «обычный подарок»? В какой форме может заключаться договор данного вида? Кто не может быть субъектом данного договора?

 

М. Твен «Приключения Гекльберри Финна»:

«Как только мы завидим, что кто-нибудь к нам подъезжает, сейчас же свяжем Джима по рукам и по ногам веревкой, положим его в шалаш, покажем вот это объявление и будем говорить, что мы его поймали выше по реке, а на пароход денег у нас нет, вот мы и взяли этот плот взаймы…»

Был ли заключен в данном случае гражданско-правовой договор? Ответ обоснуйте.

 

Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»:

«На другое же утро Гена, Галя и Чебурашка все вместе заявились во двор старухи Шапокляк. В руках они держали большие разноцветные красивые воздушные шары.

Шапокляк сидела в это время на лавочке и обдумывала планы очередных каверзных дел.

— Подарить вам шарик? — обратился к старухе Чебурашка.

— Задаром?

— Конечно, задаром!

— Давай, — сказала старуха и схватила все Чебурашкины ярко раскрашенные шары. — В руки берётся, назад не отдаётся! — тут же заявила она.

— А ещё надо? — спросила Галя.

— Давай!

Теперь у неё в руках было уже две связки шаров, и они буквально отрывали старуху от земли.

— А ещё дать? — вступил в разговор Гена, протягивая свои шарики

— Конечно! — И Генины шары тоже оказались в руках у жадной Шапокляк.

Вот уже не две, а три связки шаров поднимали старуху вверх. Медленно-медленно она оторвалась от земли и поплыла к облакам.

— Но я не хочу на небо! — кричала старуха.

Однако было уже поздно. Ветер подхватил её и уносил дальше и дальше

— Разбойники! — кричала она. — Я ещё вернусь! Я ещё покажу вам! Вам всем житья не будет.

— Может, и вправду она вернётся? — спросила Галя у Чебурашки. — Тогда нам действительно житья не будет.

— Не беспокойся, — сказал Чебурашка. — Ветер унесёт её далеко-далеко, и без помощи людей ей ни за что не вернуться. А если она останется такой же вредной и злой, как сейчас, ей никто помогать не станет. Значит, она просто не сможет добраться до нашего города. Ну что, хорошо мы её проучили

— Хорошо, — сказал крокодил».

Какой договор в данном случае был совершен? Назовите какую ответственность несет даритель за причинение вреда подарком одаряемому?

 

Э. Успенский «25 профессий Маши Филипенко»:

— Мы исследуем производство — колхозы, фабрики, магазины. Стараемся новыми глазами посмотреть на старый труд. Берём ребят с незамутнённым мышлением и сажаем на взрослую работу. Чтобы ребята делали открытия (авт. — сказал профессор Баринов).

— И у вас уже есть успехи

— Да, и очень большие. Вы слышали, что недавно у Савеловского вокзала подъёмный кран упал на электричку?

— Слышали.

— Это результат нашей работы.

— В чём же тут успех?

— На кране работал наш улучшатель мальчик Валера Петросов. Он грузил вагоны и увидел машину с квасом. И решил машину с улицы перенести на платформу к пассажирам. Кран упал, квас разлился. Но мы узнали, что устойчивость крана недостаточная, что её надо увеличивать. А главное — сработало противопадающее устройство мальчика Петросова.

— В чём же оно заключалось? — спросила засекреченная Маша Фэ. — Кран не до конца упал?

— Кран упал до конца. Но с мальчиком ничего не случилось. По его предложению кабина крана была оклеена надувными матрасами. И теперь все крановщики так работают.

Профессор Баринов попрощался и ушёл. Он только ещё зашёл в учительскую и спросил адрес незамутнённой третьеклассницы Филипенко М.

Определите о каком правовом понятии идет речь в отрывке произведения: открытии, изобретении, полезной модели? Назовите их отличия, обоснуйте свой ответ. Есть ли понятие «улучшатель» в современном ГК РФ?

Основные термины (генерируются автоматически): Пушкин, русская народная сказка, Чебурашка, старуха, гибельный позор, какая форма, какой возраст, царский двор, царский дворецкий, Успенский Крокодил Гена.


Похожие статьи

Изучение экологии в начальной школе

Использование тестовых форм контроля по иностранному языку в начальной школе

Использование различных форм деятельности на уроках английского языка в начальных классах

Использование мультимедийных технологий в начальной школе

Применение инструментов прикладной психологии для оценки качества образования в педагогическом колледже

Использование компьютерных технологий в обучении иностранному языку младших классов

Психолого-педагогические аспекты обучения студентов в колледже, как ступени к высшему образованию

Использование здоровьесберегающих технологий в рамках изучения химии в средней школе

Использование социальных сервисов Web 2.0 в обучении иностранному языку в старших классах

Развитие навыков устной речи на основе видео на средней ступени обучения английскому языку

Похожие статьи

Изучение экологии в начальной школе

Использование тестовых форм контроля по иностранному языку в начальной школе

Использование различных форм деятельности на уроках английского языка в начальных классах

Использование мультимедийных технологий в начальной школе

Применение инструментов прикладной психологии для оценки качества образования в педагогическом колледже

Использование компьютерных технологий в обучении иностранному языку младших классов

Психолого-педагогические аспекты обучения студентов в колледже, как ступени к высшему образованию

Использование здоровьесберегающих технологий в рамках изучения химии в средней школе

Использование социальных сервисов Web 2.0 в обучении иностранному языку в старших классах

Развитие навыков устной речи на основе видео на средней ступени обучения английскому языку

Задать вопрос