Отличительные особенности выраженности формы мышления у юношей и девушек 10 и 11 классов | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Юный учёный №1 (1) февраль 2015 г.

Дата публикации: 06.02.2015

Статья просмотрена: 1062 раза

Библиографическое описание:

Снегирёва, В. О. Отличительные особенности выраженности формы мышления у юношей и девушек 10 и 11 классов / В. О. Снегирёва, Т. А. Синельникова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2015. — № 1 (1). — С. 106-108. — URL: https://moluch.ru/young/archive/1/25/ (дата обращения: 19.12.2024).

Во все времена на протяжении многих лет была и остается проблема взаимопонимания между мужчиной и женщиной. То, что женщине кажется очевидным, мужчине трудно понять, и наоборот. С точки зрения науки, мужчины и женщины — это два совершенно разных создания. У них разные интересы, взгляды на мир, социальные роли в обществе и т. д. Хоть мы и говорим на одном языке, иногда все-таки, не понимаем друг друга.

Может быть, все эти противоречия связаны в разновидностью выраженных видов и способов мышления мужского и женского полов? Если такие отличия существуют, тогда возникает вопрос: «Почему мужчины и женщины думают по-разному?». Оказывается, этим вопросом заинтересовались уже давно психологи, социологи, конфликтологи.

Изучив имеющие данные по проблеме: видеофильмы «Любовь глазами мужчин» и «Любовь глазами женщин», материалы исследований [4, 5, 8, 9 и др.], я узнала о том, что «среднестатистические» мужчины и женщины думают по-разному, а потому понять с точки зрения мужской логики ход размышления женщины, разумеется, трудно. Мужчина часто опирается на логику и чаще рассматривает происходящее объективно. У женщины же, все «пропитано» чувствами; она оценивает многие обстоятельства субъективно, часто опирается на свою интуицию, мыслит образами.

Из выше сказанного, можно предположить, что у женщин больше развито наглядно-образное мышление, а у мужчин — словесно-логическое мышление. Мне очень интересна эта тема, так как она затрагивает тему взаимопонимания разных полов.

В той связи, мною была выдвинута следующая гипотеза: у мужчин развиты по большей части словесно-логические виды мышления, а у женщин — наглядно-образные.

Изучая общие представления о понятии процесса мышления с помощью толковых словарей, мною были сделаны выводы о том, что мышление можно представить как процесс познавательной деятельности человека посредством его восприятия, переработки и воспроизведения полученной информации [1, 2, 3, 6, 7].

Рассматривая среди множества различных трактовок видов классификаций мышления [10, 11], особым образом выделила виды мышления по форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактное (словесно-логическое).

Наглядно-действенное мышление заключается в том, что решение задач осуществляется путем реального преобразования ситуации и выполнения двигательного акта. Так, в раннем возрасте дети проявляют способность к анализу и синтезу, когда воспринимают предметы в определенный момент и имеют возможность оперировать ими.

Наглядно-образное мышление основывается на образах представлений, преобразовании ситуации под определенный образ. Значение этого мышления заключается в том, что с его помощью полнее воспроизводится разнообразие характеристик объекта, происходит установка необычных сочетаний предметов и их свойств.

Абстрактное или словесно-логическое мышление происходит с опорой на понятие, суждение, без использования эмпирических данных.

Для проведения экспериментального исследования, я привлекла учащихся 10–11 классов общеобразовательной средней школы в возрасте 15–17 лет. Всего были обследованы: 31 ученик и 31 ученица старшего школьного (юношеского) возраста. Итого: 62 человека. Была использована методика «Тип мышления» (методика определения типа мышления в модификации Г. В. Резапкиной). В случае проведения данной методики, можно выявить выраженность у юношей и девушек выше перечисленные виды мышления. Диаграммы и выводы представлены ниже (Рисунок 1, 2, 3, 4).

Рис. 1. Диаграмма показателей выраженности предметно-действенного мышления у юношей и девушек 10–11 классов

 

Вывод: у большего количества девушек, чем юношей обладает предметно-действенное мышление.

 

Рисунок 2. Диаграмма показателей выраженности наглядно-образного мышления у юношей и девушек 10–11 классов

 

Вывод: большее количество девушек в сравнении с юношами имеют показатели преимущества выраженности наглядно-образного мышления.

Рис. 3. Диаграмма показателей выраженности абстрактно-символического мышления у юношей и девушек 10–11 классов

 

Вывод: если брать выборку показателей высокого уровня развития абстрактно-символического мышления, то количество девушек с такими показателями больше. Но если в общей сумме взять за основу высокие и средние результаты показателей девушек и юношей, то оказывается, что юношей с выраженностью данного феномена больше, чем девушек (58,05 % и 41, 92 % соответственно).

Существует мнение, что абстрактно-символическим мышление обладают люди, которые могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Также, говорится о том, что мужское мышление — цифровое, женское — аналоговое. У женщины нет такого абстрактного мышления, как у мужчины [12].

Сравнительные данные выраженности и преобладания определенных видов мышления у юношей и девушек, обучающихся в 10 и 11 классах школы, требуют дальнейших исследований. Имеющиеся показатели на данном этапе эксперимента, свидетельствуют о том, что отличия выраженности наглядно-образного, предметно-действенного и абстрактно-символического мышления у юношей и девушек все-таки, существуют.

 

Литература:

 

1.                 Ожегов. С. И. Словарь русского языка: Ок. 53000 слов /С. И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова.-24-е изд, испр.- М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2007. — 640с.

2.                 Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского. М. Г. Ярошевского.- 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990.- 494 с.

3.                 Советский энциклопедический словарь/ главный редактор А. М. Прохоров, стр.351

4.                 http://lurkmore.to/Женская_логика.

5.                 http://inosmi.ru/world/20120908/198829777.html.

6.                 https://ru.wikipedia.org/wiki/Мышление.

7.                 http://www.psychologos.ru/articles/view/vidy_myshleniya.

8.                 http://the-cinema.ru/film2011/1651-lyubov-glazami-muzhchin.html.

9.                 http://films-online.su/news/ljubov_glazami_zhenshhin_2011/2011–03–07–4949.

10.             http://psyznaiyka.net/view-michlenie.html?id=vidy-myshleniya.

11.             http://www.psychologos.ru/articles/view/chto_takoe_intuiciya_dvoe_zn__zhiznennyy_op ytzpt_mistika_ili_deshevaya_pridumka_vop_zn._

12.             http://inosmi.ru/world/20120908/198829777.html.

Основные термины (генерируются автоматически): наглядно-образное мышление, абстрактно-символическое мышление, диаграмма показателей выраженности, девушка, женщина, мужчина, юноша, предметно-действенное мышление, словесно-логическое мышление, вид мышления.


Похожие статьи

Особенности развития эмпатических способностей у студентов разных специальностей педагогического вуза

Особенности наглядно-образного мышления старших дошкольников с задержкой психического развития различного генеза

Особенности невербального интеллекта у старшеклассников (юношей и девушек)

Педагогические условия формирования качеств мужественности у мальчиков 6-го года жизни

Особенности и уровень развития культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях

Формирование познавательной сферы на уроках математики у учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида

Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным краем

Формирование орфографических навыков у учащихся 5–6-х классов

Диагностические особенности выявления уровня коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Психологические условия формирования навыков самостоятельного мышления у учащихся

Похожие статьи

Особенности развития эмпатических способностей у студентов разных специальностей педагогического вуза

Особенности наглядно-образного мышления старших дошкольников с задержкой психического развития различного генеза

Особенности невербального интеллекта у старшеклассников (юношей и девушек)

Педагогические условия формирования качеств мужественности у мальчиков 6-го года жизни

Особенности и уровень развития культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях

Формирование познавательной сферы на уроках математики у учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида

Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным краем

Формирование орфографических навыков у учащихся 5–6-х классов

Диагностические особенности выявления уровня коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Психологические условия формирования навыков самостоятельного мышления у учащихся

Задать вопрос