Мы — дети своих родителей, своего Сургутского района, Ханты-Мансийского округа — Югры. Развитие района тесно связано с деятельностью активных семей, проживающих в нём. В последние годы воспитание патриотизма становится задачей государственной важности. Почему же так мало патриотов в наше время?
Поэтому актуальность данного исследования определяется следующим:
- основой патриотизма для нас, школьников, должно стать изучение истории семьи и дела на благо своей малой Родины;
- имеется необходимость приобщения моих сверстников к социальной активности, к изучению родословной, как источника развития чувства семьи, рода и Родины.
Учёные считают, что государство сильно не только мощью своей армии, твёрдостью своих законов и богатством своей земли, но и крепостью входящих в него семей, а семейная летопись — это не просто рассказ о нескольких человеческих судьбах или о целом роде, это повествование об истории всего государства. Значит, летопись семьи будет моим вкладом в историю Сургутского района и ХМАО [3].
Целью исследовательской работы является изучение влияния социально-значимой деятельности семьи на социокультурное развитие Сургутского района. Была выдвинута гипотеза: активная деятельность семьи по изучению исторического родословия будет способствовать социокультурному развитию района.
Знакомство с историей необходимо каждому человеку. А история Сургутского района — это множество историй семей. Заинтересовавшись вопросом, откуда пошли родословные семей, была изучена детская литература по истории и генеалогии [3, с.12].
Как стало известно, в последние годы повысился интерес к неизвестным сторонам истории страны, семьи, фамилии, рода. Интерес людей к изучению родословных способствовал возрождению науки генеалогии. В настоящее время существуют историко-родословные, генеалогические общества, которые объединяют людей и целые семьи, желающие изучать родословные, продолжать династию своих предков. В то же время, родословные на сайтах историков содержат лишь наиболее важные факты из жизни предков, они не всегда интересны для нас, школьников. Думаю, что летопись моей семьи будет моим вкладом в историю района и моей великой Родины. Судьба Сургутского района — это во многом история семей в череде сменяющих друг друга поколений.
Прочитав в газете «Память рода», что трудности, которые встречали дети и их родители в жизни, привели к появлению неуважения к своей стране, её прошлому, культуре, истории, пришлось задуматься о моём будущем. Если люди вокруг меня не уважают традиции семьи и страны, то как мне в одиночку спасти память о своих родных, о своей малой Родине? Для данной проблемы было найдено решение: найти единомышленников, которые понимают, что без прошлого нет будущего. Поэтому было решено через изучение своей родословной, заинтересовать как можно больше детей историей семьи, ведь жизнь каждой семьи — это часть жизни района. Итак, можно сделать вывод, что знания об исторических корнях своей семьи и родины, чувство уважения к другим людям, любовь к своему родному краю и стремление показать себя в добрых делах способствует развитию района. У каждого члена семьи — своя история, а все вместе взятые они составляют историю района, края, области и страны. Вместе с ближайшими родственниками удалось изучить уклад жизни алтайских крестьян и казаков рода Тырышкиных по линии мамы Натальи, томских ханты Маргиных по линии папы Сергея, староверов Кондрашовых и найти сведения даже о графе Баранове, служившем при Иване Тёмном на коне и с саблей, ставшие основой герба графов Барановых. Найдя забытые фамилии и старые фотографии, удалось встретиться и побеседовать с удивительными людьми, узнать о двух династиях, семейных тайнах и легендах, восстановить связи с членами рода Кондрашовых-Сотниковых-Казазаевых, поучаствовать в туристических походах и поездках по историческим местам, где жили наши предки, отыскать родственников в Санкт-Петербурге и Магаданской области. Все полученные сведения удалось соединить в родословную книгу — Архив семьи Кондрашовых, оформленную с помощью родителей в виде старинного ларца, внутри которого — два тома семейной истории. Первый том описывает две трудовые династии — по четыре поколения учителей и пчеловодов. Во втором томе — описания жизни членов семьи, данные о трудовой деятельности и семейных ценностях. Заинтересовав исследованием всю семью, появилась возможность поучаствовать в создании рукотворного Дерева рода Кондрашовых.
Успешное участие в выставке старинных семейных документов и победа в номинации «Древо жизни» конкурса «Семья года-2009», участие в выставке «Моя семья в истории Победы» и победа в номинации «Древо жизни» конкурса «Семья года Югры-2010», звание лауреата в номинации «За верность Родине» на районном конкурсе детских проектов «Юниор» 2011 г., победа в конкурсе «Семья года Сургутского района -2012» и «Семья России» доказало важность проводимой работы и активный интерес окружающих к высоким идеалам сохранения семейных традиций и истории. Участвуя в фестивалях семейного творчества и концертных программах, я и мои родные призываем всех граждан Сургутского района и даже всей страны изучать историю семьи и своей малой Родины. А созданная семьёй летопись, заслужила Диплом I степени за изучение истории своего рода от губернатора Ханты-Мансийского округа. Участие в концертах г.Санкт-Петербург, г.Нягань, г.Сургут, г.Ханты-Мансийск, представление Сургутского района и округа в г.Екатеринбурге на Форуме семей показало значимость деятельности семьи для культурного развития района и округа. Активное участие в культурной жизни района, в свою очередь, способствует развитию членов семьи и всех его жителей. Итоговым результатом стало активное участие моих одноклассников в выставках семейного творчества, конкурсах для семей, проявление ими внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, участие в социально-значимых акциях, оказание посильной помощи людям, проживающим в Сургутском районе.
Много нового и интересного я узнал о своих предках, готовя этот материал, и моя гордость за них — это невидимая нить, которая называется связью поколений, проживающих в Сургутском районе.
Литература:
1. Бибикова Е. В. Занимательная генеалогия. -Ярославль, 2008.
2. Горбаневский, М. В. В мире имен и названий. — М.: Знание, 2001.
3. Данилов Д. Д., Белицкая Г. Э. и др. Человек и человечество. Вводный курс истории для детей. — М., 2003.
4. Интернет-ресурсы: сайт «Российские династии», «Всероссийское генеалогическое древо», www.softkey.info; kraevedenie.chat.ru.