Путь, по которому многие идут всю жизнь, закаляя свое тело, укрепляя дух, открывая в себе все новые и новые способности и раздвигая границы своих возможностей. Если эти слова вас вдохновили, то срочно записывайтесь в секцию Каратэ. А теперь что же это такое…
О происхождении каратэ известно только из легенд. Так, по одной из легенд, создателем каратэ считается Бодхидхарма, основатель дзэн-буддизма, который в 520 г. н. э. перенес свою резиденцию из Индии в Китай, в монастырь Шаолинь, расположенный на склоне лесистой горы Шаоши в нескольких десятках километров от города Чжэнчжоу. Этот монастырь и стал центром его учения о Будде, а заодно и центром умственного и физического воспитания последователей этого учения.
В монастыре Шаолинь Бодхидхарма обучал своих учеников умению терпеть (выносливости), развивать силу, быстроту, ловкость, гибкость. Проводимые им тренировки основывались на принципе движений животных с элементами самозащиты и предположительно назывались «18 движений рук архата». Этими упражнениями укреплялась сила духа и тела, осуществлялась подготовка к испытаниям, каковыми являлись длительные сеансы медитации. Кроме того, эти упражнения служили средством защиты на дорогах за пределами монастыря. В дальнейшем методы физических тренировок Бодхидхармы развивались и совершенствовались и стали известны как боевое искусство монастыря Шаолинь. Впоследствии это боевое искусство вывезли в Японию, где оно смешалось с местными приемами борьбы жителей островов.
Документально подтвержденных исторических сведений о появлении каратэ в Японии не так уж много. Известно, что в XII в., когда самурайские дружины Тайра, разбитые в сражении при Дан-ноура (совр. Симоносэки) войсками Минамото, беспорядочно устремились на юг, многие переправились на Окинаву (крупнейший остров архипелага Рюкю, лежащий в 500 км от о. Кюсю, в 600 км от Тайваня и в 800 км от южно-китайского побережья) и там познакомили местных жителей со своим боевым искусством.
В 1392 г. в Наху, столицу острова, прибыла специальная миссия из 36 китайских колонистов (так называемые «36 принявших подданство»), имевших задание распространять среди местного населения начала знаний по мореплаванию, книгопечатанию и различным ремеслам. С 1392 г. китайская колония обосновалась в Кумэмуре, пригороде Нахи, а затем аналогичные поселения появились в городах Сюри и Томари. Именно от китайских колонистов, согласно одной из версий, местное население узнало о боевых искусствах Китая... [4]
В Японию карате попало с острова Окинава в конце XIX века. Окинава когда-то была центром независимого королевства Рюкю, имевшего тесные торговые связи с Китаем и Японией. В XVII веке королевство Рюкю было завоёвано самураями княжества Сацума и стало его вассалом. В настоящее время в западной литературе распространено мнение, что жители Окинавы вели постоянную партизанскую борьбу против японских захватчиков и ради этой борьбы создали искусство каратэ. Критики этой версии утверждают, что при трёхсоттысячном населении острова там размещалось всего полтора десятка самураев японского гарнизона, что свидетельствует о лояльности окинавцев. Боевые искусства на острове практиковались, в основном, среди потомков переселенцев из Китая, а от них постепенно попадали и к другим жителям [2].
В наше время каратэ очень распространено по всему земному шару. Оно разделилось на стили и направления, что привлекает самых разных людей.
В настоящее время существуют следующие направления каратэ: спортивное, прикладное и традиционное.
Стили каратэ стали возникать ещё во времена появления каратэ в Японии. Так, в 1930-х годах официально были зарегистрированы следующие стили каратэ:
1. Сётокан, основатель Гитин Фунакоси.
2. Годзю-рю, основатель Тёдзюн Мияги.
3. Вадо-рю основатель Хиронори Оцука.
4. Сито-рю основатель Кэнва Мабуни.
Стили возникают непрерывно, поскольку каждый выдающийся мастер привносит в стиль что-то своё, что зачастую приводит к созданию нового стиля. К тому же имели место случаи, когда тот или иной «мастер», пройдя одну из школ каратэ, откалывался от организации и создавал свой «стиль», на деле меняя лишь название. По этим и другим причинам различают более двухсот различных стилей и школ каратэ. Наиболее известные стили, кроме четырёх уже названных, приведены ниже.
В 1950-е появилось детище Масутацу Оямы — Кёкусинкай
В 1970–80-х возник ещё один уникальный стиль — Асихара-каратэ, развившийся из Кёкусинкай с добавлением бросковой техники и сабаки, основатель Хидэюки Асихара Косики основатель Кайсо Кори Хисатака
Фудокан — стиль каратэ, созданный в 1980 году югославским мастером Ильёй Йоргой.
Наиболее научно обоснованный с точки зрения медицины стиль карате-до Дзёсиммон (Оперативное каратэ), основатель Икэда Хосю, использовалось КГБ СССР.
Прикладное направление каратэ и боевых искусств, созданное в конце 70-х имеет три основные школы или направления:
1. Уэти Рю, основанный Камбуном Уэти на острове Окинава.
2. Кёкусин Будокай, основатель Йон Блюминг.
3. Конно-дзюку — интеллектуальное каратэ, возникло в 1999 году, основатель Конно Сатоси [1].
В каждом стиле существует система поясов и степеней, по которой определяется мастерство бойца.
В каратэ выделяют ученические степени — «кю» и мастерские степени — «даны». Обычно количество кю и данов равно десяти, однако в разных стилях и школах их число может отличаться. Номер кю уменьшается с ростом мастерства, номер дана –возрастает. Внешним атрибутом той или иной степени является пояс.
Степени в карате не зависят от результатов спортивных соревнований. Для получения более высокой степени необходимо продемонстрировать определённое мастерство выполнения ката и свободного боя.
Пояс в карате называется оби. Кроме его прямого назначения — удерживать куртку ги запахнутой, пояс имеет символическое значение: цвет пояса указывает на уровень мастерства. Как правило, более тёмный цвет означает более высокую степень. В большинстве школ самым младшим поясом является белый, самым старшим — чёрный. Цветные пояса соответствуют ученическим степеням, чёрные — мастерским.
Часто (например, в Сётокан) цвет пояса плавно темнеет от 10 кю до 1-го дана. Однако, в некоторых стилях в цвет пояса заложен особый смысл и светлый пояс может быть старше более тёмного. Например, в Асихара-каратэ жёлтый пояс старше синего. Как правило, смысловая нагрузка на цвета поясов в Кёкусинкай следующая:
1. Белый цвет — обозначает чистоту, неопытность, символизирует стремление учиться и познавать новое (Новичок).
2. Оранжевый пояс — цвет солнца при восходе(10 и 9 кю).
3. Синий пояс — цвет неба при восходе солнца (8 и 7 кю).
4. Жёлтый пояс — взошедшее Солнце, уровень утверждения, (6 и 5 кю).
5. Зелёный пояс — распускающаяся трава уровень зрелости (4 и 3 кю).
6. Коричневый пояс — зрелость, практический, творческий уровень (2 и 1 кю).
7. Чёрный — полнота, мудрость (Даны,10 дан дается посмертно).
В старых окинавских школах бытовала система градации из пяти поясов, имеющая более практическое объяснение:
1. Белый — чисто белый пояс новичка.
2. Жёлтый — ученик продолжительное время отрабатывал основную технику и его пояс становился жёлтым от пота.
3. Красный — ученик допускался до кумитэ и его пояс окрашивался кровью в красный цвет от пропущенных ударов.
4. Коричневый — ученик так долго практиковал кумитэ, что цвет его пояса становился коричневым от запёкшейся крови.
5. Чёрный — ученик так долго занимается каратэ, что цвет его пояса становится чёрным от времени [3].
В заключение можно отметить, что каратэ вдохновляет людей: музыкантов, художников, поэтов, актеров и благодаря этому рождаются замечательные произведения искусства.
Литература:
1. Haines В. A. Karate’s history and traditions. — Rutland, 1968.
2. Bishop M. Okinawan karate: teachers, styles and secret techniques, 2nd ed. — Boston, 1999.
3. Карате // Большая российская энциклопедия. — 2009. — Т. 13.
4. Каратэ. — Режим доступа: http://www.karate.by/index.php?do=cat&category==history_karate