Слова священные, слова времен былых,
Когда они еще знакомо нам звучали...
Увы! Зачем же, полн гражданственной печали,
Пред смертью не успел ты нам напомнить их?
Те лучшие слова, так людям дорогие,
В ком сердце чувствует, чья мыслит голова:
Отчизна, совесть, честь и многие другие
Забытые слова.
Жемчужников А. М.
В современном мире, когда общество поглощено проблемами освоения рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, все более разрушаются социальные и нравственные устои. Слова, настолько значимые и превозносимые в прошлом (честь, совесть, духовность, патриотизм, героизм, культура) обесцениваются в эпоху нравственного кризиса, не приобретая новых идеалов взамен. Все это не дает возможности людям четко различать понятия добра и зла, правды, достоинства. Происходит значительная переориентация общественного сознания — с духовных, гуманистических ценностей на ценности материального благополучия.
Возьмем ту же Книгу рекордов Гиннеса, выпускаемый ежегодно сборник мировых рекордов. Люди, рискуя собственными жизнями, преодолевая боль и физиологические потребности, делают то, от чего, лично у меня, волосы встают дыбом. И ради чего? До работы с данным эссе я считала, что обладателю рекорда предоставляют некое денежной вознаграждение, причем солидное (иначе зачем вообще творить все эти безумства?). Каково же было мое недоумение, когда я узнала, что никакого денежного вознаграждения они не получают вовсе! Максимум, чего можно добиться, если ваш рекорд необычен, грандиозен и невероятен — это прибытие официального представителя Книги Гиннеса, который воочию зафиксирует достижение. А после фиксации каждого нового бесполезного рекорда нам с телеэкранов уже весело машут эти «герои нашего времени». Давайте смотреть правде в глаза, Книга рекордов Гиннеса — совсем не летопись времен, хранящая имена своих героев, а сугубо коммерческое предприятие, чья основная цель — заработать денег и людей потешить. В современном обществе грань между подлинным и ложным героизмом совершенно стерлась. Те ли это герои, которые действительно заслуживают нашего восхищения и благоговения? Категорически нет! Герой — человек исключительной смелости и доблести. Такими были наши великие предки, проявившие небывалую стойкость, мужество и патриотизм в суровых условиях Великой Отечественной войны 1941–1945 года. Они теряли семьи, хоронили собственный детей, голодали и погибали... Погибали за Родину, за наше с вами светлое будущее. Вот, кто на самом деле источал героизм, а не эти шуты, которые в количестве четырнадцати человек поместились в телефонную кабину.
К сожалению, нравственное оскудение и отсутствие внешней культуры поведения также являются отличительной чертой нашего времени. Еще в XVI веке Ларушфуко, французский герцог и философ, утверждал: «Людям часто кажется, что они естественны, тогда как на самом деле они просто невоспитаны и грубы». Другими словами, модель вашего поведения, сложившаяся с годами, не всегда верна, даже если вы считаете ее своим непосредственным образом жизни. Во многих аспектах жизнедеятельности культура поведения способна пробуждать такой особый морально-психологический механизм, как совесть. Спустимся в метрополитен. Забитый донельзя вагон: здоровый парень сидит на сиденье, засунув в уши наушники, бормочет себе под нос играющую в плеере песню. Рядом, схватившись за поручень и покачиваясь от движения поезда, стоит старушка. Естественно каждый знает, что надо делать в таких ситуациях, но разве каждый делает? Зачастую, у тех личностей, которых все-таки просыпается совесть, хватает ее лишь на то, чтобы сделать вид, что он якобы спит. «В мою молодость этому здоровяку показали бы, где раки зимуют, увидев такое!».. — прокомментировал дед рассказанный мной случай. А сейчас?.. Что же сейчас? Что изменилось? Ответ простой — ценности.
Потеря человеком, особенно молодым, жизненных ориентиров, часто используется различного рода экстремистами для решения различных деструктивных задач, чему, обращаясь к событиям настоящего времени, ярким примером служит проведение так называемых «оранжевых революций» в немалом количестве стран. Этому во многом способствует кризис системы образования, политика средств массовой информации, которые внедряют в сознание в качестве нормы безнравственность, насилие, пренебрежительное отношение к профессии, труду, к браку, семье.
Каковы же все-таки причины духовного упадка сложившегося на данный момент рыночного общества? Русско-американский социолог и культуролог П. А. Сорокин насчитывал их несколько. Это: господство утилитарной позиции, согласно которой моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью, установка на чувственные наслаждения, подчинение всех стремлений личности погоне за деньгами, что ведет к моральному безразличию и бессилию. Живя еще в прошлом веке, социолог своими высказываниями совершенно точно, как ни странно, охарактеризовал предпосылки развития духовно-нравственного кризиса.
Однако все вышеперечисленные примеры не являются полным отображением картины современного общества. Все еще есть люди, способные на настоящие, героические и безвозмездные поступки. Чтобы их увидеть, порой достаточно выглянуть в окно или просто включить телевизор. Живы профессии: пожарные, спасатели, врачи, которым необходимо рисковать ежеминутно своей жизнью ради спасения чужих. Нет, «забытые слова» себя до конца не исчерпали в наше время. Имея за спиной такую великую историю и громаднейшее духовное наследие, хочется верить, что в нашем обществе такие идеалы, как честь, совесть, духовность, патриотизм, героизм, культура никогда не канут в лету.