В современном мире значительно возросли требования к уровню практических умений и навыков медицинских работников в их повседневной деятельности. Современный уровень подготовки врачей требует более глубокого уровня профессиональной подготовки, свободного владения навыком и опыта многократного его выполнения.
Основной проблемой традиционной системы медицинского образования является объемная теоретическая подготовка студентов в течение всего периода обучения при низком уровне практической подготовки. Это может привести к врачебной ошибке.
Количество врачебных ошибок очень высоко. В России официальной статистики нет, по неофициальным данным, в РФ треть диагнозов неверны, а от ошибок медиков погибает 50 тыс. человек в год [6]. По информации западных СМИ риск умереть от врачебной ошибки в США в 33000 раз выше чем, погибнуть в авиакатастрофе.
В связи с этим, приоритетным направлением модернизации медицинского образования является необходимость значительного усиления практического аспекта подготовки будущих врачей при сохранении должного уровня теоретических знаний. Существующая система медицинского образования не в состоянии решить эту проблему, так как основным местом приобретения практических навыков для студента-медика является клиника, где студенты сталкиваются с целым рядом проблем.
Пациент сегодня оплачивает свое лечение и имеет право отказаться от «экспериментов над ним». В тоже время участие студентов в уходе за пациентом без должного навыка может привести к дискомфорту и доже осложнениям. Отдельные виды навыков невозможно сформировать на пациенте без риска для его жизни, например, остановка кровотечения или сердечно-легочная реанимация.
Цель исследования — изучить структуру симуляционного обучения и оценить уровень удовлетворенности студентов 1–2 курсов Оренбургского государственного медицинского университета внедрением симуляционных технологий в учебный процесс.
Задачи:
– Изучить историю симуляционного обучения
– Изучить основные методы и принципы симуляционного обучения
– Проанализировать классификацию симуляционного оборудования
– Уровни симуляционных центров
– Изучить структуру симуляционного обучения в ОрГМУ
– Оценить уровень удовлетворенности студентов 1–2 курсов внедрением симуляционных технологий в учебный процесс в ходе анкетирования
Степень изученности. Симуляционные методики прочно, но сравнительно недавно, вошли в систему медицинского образования и стали неотъемлемой частью практической подготовки медицинского работника. В связи с этим многие аспекты этого перспективного направления нуждаются в изучении и мониторинге.
Результаты исследования иобсуждение. Вусловиях современного рынка образовательных услуг все большую актуальность приобретает проблема управления качеством подготовки специалистов. Важным направлением в этой области является определение удовлетворенности студентов по различным аспектам деятельности ВУЗа, позволяющее выявить слабые стороны и целенаправленно осуществлять меры по их усовершенствованию.
Анкетирование является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии и педагогике, который позволяет быстро получать массовый материал и дает исследователю возможность проследить ряд общих изменений в зависимости от характера учебно-воспитательного процесса [1]. Большое значение при организации и проведении анкетирования имеет его тематическая направленность.
Рассмотрим полученные результаты. В анкетировании приняло участие 653 студента:
221 студент 1 курса лечебного факультета;
398 студента 2 курса лечебного факультета;
34 студента 2 курса медико-профилактического факультета.
Таблица 1
Анализ уровня удовлетворенности студентов 1–2 курса ОрГМУ внедрением симуляционных технологий вучебный процесс
№ |
Вопрос |
Да (%) |
Нет (%) |
Не знаю (%) |
|
|
Обучение в симуляционном классе должно предшествовать обучению у «постели больного» |
93 |
4 |
3 |
|
|
Обучение на симуляционном оборудовании облегчает переход к практике в клинических условиях |
84 |
5 |
11 |
|
|
Симуляционное оборудование повышает объективность оценки |
78 |
16 |
6 |
|
|
Зависит ли качество формирования практического навыка от количества повторов |
91 |
9 |
- |
|
|
Учебная среда в симуляционном центре ОрГМУ приближена к реальной больничной обстановке |
62 |
10 |
28 |
|
|
Имеет ли значение формирование максимально реалистичной больничной обстановки в симуляционном центре для формирования мануальных навыков |
58 |
35 |
7 |
|
|
Имеет ли значение формирование максимально реалистичной больничной обстановки в симуляционном центре для формирования нетехнических навыков |
93 |
1 |
6 |
|
|
Использование симуляционного оборудования в процессе обучения делает процесс обучения более интересным |
98 |
2 |
- |
|
|
Имеет ли для Вас значение уровень реалистичности используемого симуляционного оборудования? |
95 |
3 |
2 |
|
|
Удовлетворены ли Вы содержанием образовательной программы симуляционного обучения в ОрГМУ? |
73 |
21 |
6 |
|
|
Может ли простой макетный фантом помочь в приобретении практического навыка? |
61 |
33 |
6 |
|
|
Все практические навыки, необходимые для производственной практики были сформированы в симуляционном центре орГМУ? |
80 |
19 |
1 |
|
|
Была ли возможность регулярного повторения манипуляции для закрепления навыка? |
58 |
29 |
13 |
|
|
Вы отрабатывали в симуляционном центре парентеральные методы введения препаратов. Внутривенная инъекция. Оцените результат обучения: |
Не смогу выполнить / 18 |
Имею представление / 38 |
Могу выполнить / 44 |
|
|
Считаете ли Вы, что при наличии симуляционного оборудования участие преподавателя не требуется? |
15 |
79 |
6 |
|
|
Результат симуляционного тренинга зависит от профессиональных навыков преподавателя |
62 |
23 |
15 |
|
|
Должны ли использоваться симуляционные технологии в медицинском образовании на всех этапах обучения? |
100 |
- |
- |
|
84–93 % студентов отмечает, что симуляционные технологии играют положительную роль в процессе перехода в клинике от теории к практике. Понимание технологии манипуляции значительно снижает ощущение новизны и уровень тревожности для студента во время производственной практики.
58 % студентов считают, что для формирования мануального навыка желательно воссоздавать больничную среду в симуляционном центре, а в случае с нетехническими навыками (командная работа) значение реалистичности окружающей обстановки значительно возрастает. Соответствующее имитационное оборудование и медицинский инструментарий учебного зала позволяют многократно и точно воссоздавать типичные клинические сценарии и дают возможность адаптировать учебную ситуацию под каждого обучающегося. Обучение студентов на манекенах, тренажерах и имитаторах, имеющихся на базе симуляционного центра, дает возможность отработать редкие виды навыков, без риска для пациента [2, 3]. 29 % не смогли в полной мере в Центре отработать практические навыки по разным причинам (дефицит времени, симуляционного оборудования по отдельным позициям). 33 % не хотят формировать навыки на оборудовании низкого уровня реалистичности, считая, что это негативно влияет на процесс обучения.
Подавляющее большинство студентов (73 %) удовлетворены практической составляющей образовательной программы симуляционного обучения в ОрГМУ, которая позволяет сформировать необходимые для производственной практики умения и навыки.
Любопытно, что лишь 15 % студентов утверждают, что участие преподавателя в процессе симуляционного обучения не требуется, подавляющее большинство признают важную роль педагога, профессионализм которого влияет на результат обучения. Контроль качества знаний студентов является одним из основных элементов оценки качества образования [4, 5]. Преподаватели ежедневно контролируют учебную деятельность студентов путем различных методов, но в практике традиционного обучения обнаруживаются существенные отрицательные стороны системы оценок. 78 % обучающихся утверждают, что контроль с использованием симуляционных технологий один из способов устранения субъективности.
Результаты анкетирования демонстрируют, что 100 % всех опрошенных студентов согласны с тем, что симуляционные технологии должны использоваться в системе медицинского образования на всех этапах.
Опыт симуляционного центра ОрГМУ показывает, что использование симуляционных технологий в учебном процессе способствует мобилизации знаний студентов, привлекает техническим обеспечением и эмоциональной составляющей, облегчает переход к реальным практическим навыкам, снижая риск для пациента. В связи с этим, использование симуляционных технологий представляется разумным и перспективным направлением в медицинском образовании.
Литература:
- Мурзинова И. А. Анкетирование студентов как один из методов оптимизации учебно-воспитательной работы в организации учебного процесса // Вестник ВолГУ.- 2010, Серия 6. Вып. 12.- С. 105–107.
- Найговзина Н. Б., Филатов В. Б., Горшков М. Д., Гущина Е. Ю., Колыш А.Л Общероссийская система симуляционного обучения, тестирования и аттестации в здравоохранении // Москва, 2012.- С. 56 (6).
- Урбанский, А. С. Контроль клинических умений студентов медицинского вуза с использованием диагностического алгоритма. [Текст] / А. С. Урбанский, Н. Г. Коновалова // Наука и образование: Материалы 7 Международной научной конференции 1 февраля — 12 марта 2010.–Белово: изд–во КемГУ, 2010.–С. 253–256.
- Neuman, L. H. Creating new futures in nursing aducation: Envisioning the evolution of e-nursing education. Nurs. AducationPerspecfiveam, 2006, 27, 12–15.
- Электронный ресурс. http://www.aif.ru/society/healthcare/cena_zhizn_ezhegodno_ot_vrachebnyh_oshibok_umiraet_bolshe_lyudey_chem_v_dtp