Анализ уровня удовлетворенности студентов 1–2 курса Оренбургского государственного медицинского университета внедрением симуляционных технологий в учебный процесс | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Юный учёный №1 (10) февраль 2017 г.

Дата публикации: 06.12.2016

Статья просмотрена: 136 раз

Библиографическое описание:

Куланина, А. В. Анализ уровня удовлетворенности студентов 1–2 курса Оренбургского государственного медицинского университета внедрением симуляционных технологий в учебный процесс / А. В. Куланина, Ю. А. Юдаева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 1 (10). — С. 147-149. — URL: https://moluch.ru/young/archive/10/615/ (дата обращения: 16.11.2024).



В современном мире значительно возросли требования к уровню практических умений и навыков медицинских работников в их повседневной деятельности. Современный уровень подготовки врачей требует более глубокого уровня профессиональной подготовки, свободного владения навыком и опыта многократного его выполнения.

Основной проблемой традиционной системы медицинского образования является объемная теоретическая подготовка студентов в течение всего периода обучения при низком уровне практической подготовки. Это может привести к врачебной ошибке.

Количество врачебных ошибок очень высоко. В России официальной статистики нет, по неофициальным данным, в РФ треть диагнозов неверны, а от ошибок медиков погибает 50 тыс. человек в год [6]. По информации западных СМИ риск умереть от врачебной ошибки в США в 33000 раз выше чем, погибнуть в авиакатастрофе.

В связи с этим, приоритетным направлением модернизации медицинского образования является необходимость значительного усиления практического аспекта подготовки будущих врачей при сохранении должного уровня теоретических знаний. Существующая система медицинского образования не в состоянии решить эту проблему, так как основным местом приобретения практических навыков для студента-медика является клиника, где студенты сталкиваются с целым рядом проблем.

Пациент сегодня оплачивает свое лечение и имеет право отказаться от «экспериментов над ним». В тоже время участие студентов в уходе за пациентом без должного навыка может привести к дискомфорту и доже осложнениям. Отдельные виды навыков невозможно сформировать на пациенте без риска для его жизни, например, остановка кровотечения или сердечно-легочная реанимация.

Цель исследования — изучить структуру симуляционного обучения и оценить уровень удовлетворенности студентов 1–2 курсов Оренбургского государственного медицинского университета внедрением симуляционных технологий в учебный процесс.

Задачи:

– Изучить историю симуляционного обучения

– Изучить основные методы и принципы симуляционного обучения

– Проанализировать классификацию симуляционного оборудования

– Уровни симуляционных центров

– Изучить структуру симуляционного обучения в ОрГМУ

– Оценить уровень удовлетворенности студентов 1–2 курсов внедрением симуляционных технологий в учебный процесс в ходе анкетирования

Степень изученности. Симуляционные методики прочно, но сравнительно недавно, вошли в систему медицинского образования и стали неотъемлемой частью практической подготовки медицинского работника. В связи с этим многие аспекты этого перспективного направления нуждаются в изучении и мониторинге.

Результаты исследования иобсуждение. Вусловиях современного рынка образовательных услуг все большую актуальность приобретает проблема управления качеством подготовки специалистов. Важным направлением в этой области является определение удовлетворенности студентов по различным аспектам деятельности ВУЗа, позволяющее выявить слабые стороны и целенаправленно осуществлять меры по их усовершенствованию.

Анкетирование является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии и педагогике, который позволяет быстро получать массовый материал и дает исследователю возможность проследить ряд общих изменений в зависимости от характера учебно-воспитательного процесса [1]. Большое значение при организации и проведении анкетирования имеет его тематическая направленность.

Рассмотрим полученные результаты. В анкетировании приняло участие 653 студента:

221 студент 1 курса лечебного факультета;

398 студента 2 курса лечебного факультета;

34 студента 2 курса медико-профилактического факультета.

Таблица 1

Анализ уровня удовлетворенности студентов 1–2 курса ОрГМУ внедрением симуляционных технологий вучебный процесс

Вопрос

Да (%)

Нет (%)

Не знаю (%)

Обучение в симуляционном классе должно предшествовать обучению у «постели больного»

93

4

3

Обучение на симуляционном оборудовании облегчает переход к практике в клинических условиях

84

5

11

Симуляционное оборудование повышает объективность оценки

78

16

6

Зависит ли качество формирования практического навыка от количества повторов

91

9

-

Учебная среда в симуляционном центре ОрГМУ приближена к реальной больничной обстановке

62

10

28

Имеет ли значение формирование максимально реалистичной больничной обстановки в симуляционном центре для формирования мануальных навыков

58

35

7

Имеет ли значение формирование максимально реалистичной больничной обстановки в симуляционном центре для формирования нетехнических навыков

93

1

6

Использование симуляционного оборудования в процессе обучения делает процесс обучения более интересным

98

2

-

Имеет ли для Вас значение уровень реалистичности используемого симуляционного оборудования?

95

3

2

Удовлетворены ли Вы содержанием образовательной программы симуляционного обучения в ОрГМУ?

73

21

6

Может ли простой макетный фантом помочь в приобретении практического навыка?

61

33

6

Все практические навыки, необходимые для производственной практики были сформированы в симуляционном центре орГМУ?

80

19

1

Была ли возможность регулярного повторения манипуляции для закрепления навыка?

58

29

13

Вы отрабатывали в симуляционном центре парентеральные методы введения препаратов. Внутривенная инъекция. Оцените результат обучения:

Не смогу выполнить / 18

Имею представление / 38

Могу выполнить / 44

Считаете ли Вы, что при наличии симуляционного оборудования участие преподавателя не требуется?

15

79

6

Результат симуляционного тренинга зависит от профессиональных навыков преподавателя

62

23

15

Должны ли использоваться симуляционные технологии в медицинском образовании на всех этапах обучения?

100

-

-

84–93 % студентов отмечает, что симуляционные технологии играют положительную роль в процессе перехода в клинике от теории к практике. Понимание технологии манипуляции значительно снижает ощущение новизны и уровень тревожности для студента во время производственной практики.

58 % студентов считают, что для формирования мануального навыка желательно воссоздавать больничную среду в симуляционном центре, а в случае с нетехническими навыками (командная работа) значение реалистичности окружающей обстановки значительно возрастает. Соответствующее имитационное оборудование и медицинский инструментарий учебного зала позволяют многократно и точно воссоздавать типичные клинические сценарии и дают возможность адаптировать учебную ситуацию под каждого обучающегося. Обучение студентов на манекенах, тренажерах и имитаторах, имеющихся на базе симуляционного центра, дает возможность отработать редкие виды навыков, без риска для пациента [2, 3]. 29 % не смогли в полной мере в Центре отработать практические навыки по разным причинам (дефицит времени, симуляционного оборудования по отдельным позициям). 33 % не хотят формировать навыки на оборудовании низкого уровня реалистичности, считая, что это негативно влияет на процесс обучения.

Подавляющее большинство студентов (73 %) удовлетворены практической составляющей образовательной программы симуляционного обучения в ОрГМУ, которая позволяет сформировать необходимые для производственной практики умения и навыки.

Любопытно, что лишь 15 % студентов утверждают, что участие преподавателя в процессе симуляционного обучения не требуется, подавляющее большинство признают важную роль педагога, профессионализм которого влияет на результат обучения. Контроль качества знаний студентов является одним из основных элементов оценки качества образования [4, 5]. Преподаватели ежедневно контролируют учебную деятельность студентов путем различных методов, но в практике традиционного обучения обнаруживаются существенные отрицательные стороны системы оценок. 78 % обучающихся утверждают, что контроль с использованием симуляционных технологий один из способов устранения субъективности.

Результаты анкетирования демонстрируют, что 100 % всех опрошенных студентов согласны с тем, что симуляционные технологии должны использоваться в системе медицинского образования на всех этапах.

Опыт симуляционного центра ОрГМУ показывает, что использование симуляционных технологий в учебном процессе способствует мобилизации знаний студентов, привлекает техническим обеспечением и эмоциональной составляющей, облегчает переход к реальным практическим навыкам, снижая риск для пациента. В связи с этим, использование симуляционных технологий представляется разумным и перспективным направлением в медицинском образовании.

Литература:

  1. Мурзинова И. А. Анкетирование студентов как один из методов оптимизации учебно-воспитательной работы в организации учебного процесса // Вестник ВолГУ.- 2010, Серия 6. Вып. 12.- С. 105–107.
  2. Найговзина Н. Б., Филатов В. Б., Горшков М. Д., Гущина Е. Ю., Колыш А.Л Общероссийская система симуляционного обучения, тестирования и аттестации в здравоохранении // Москва, 2012.- С. 56 (6).
  3. Урбанский, А. С. Контроль клинических умений студентов медицинского вуза с использованием диагностического алгоритма. [Текст] / А. С. Урбанский, Н. Г. Коновалова // Наука и образование: Материалы 7 Международной научной конференции 1 февраля — 12 марта 2010.–Белово: изд–во КемГУ, 2010.–С. 253–256.
  4. Neuman, L. H. Creating new futures in nursing aducation: Envisioning the evolution of e-nursing education. Nurs. AducationPerspecfiveam, 2006, 27, 12–15.
  5. Электронный ресурс. http://www.aif.ru/society/healthcare/cena_zhizn_ezhegodno_ot_vrachebnyh_oshibok_umiraet_bolshe_lyudey_chem_v_dtp
Основные термины (генерируются автоматически): медицинское образование, навык, студент, учебный процесс, процесс обучения, центр ОрГМУ, оборудование, обучение, врачебная ошибка, лечебный факультет.


Похожие статьи

Результаты социально-психологического исследования на раннее немедицинское употребление психоактивных веществ, проведенного в Самарской области в 2017 году

Модель профессиональной подготовки студентов педагогического вуза к организации досуговой деятельности в рамках event-технологии

Анализ проблем развития местного самоуправления в регионе с выявлением административно-территориальных барьеров для развития МСУ в Акмолинской области

Формирование профессиональных компетенций у студентов факультета СПО Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ на основе самообразования

Реализация требований ФГОС СПО нового поколения к профессиональной подготовке студентов музыкального колледжа в аспекте компетентностного подхода

Формирование профессиональных компетенций студентов фармацевтического колледжа с ограниченными возможностями здоровья по зрению с применением информационных технологий

Результаты анкетирования по инновационным процессам сопровождения кодов безопасности в поликлинике г. Алматы

Формирование информационно-аналитических умений у младших школьников на уроках чтения в средней общеобразовательной школе № 6 г. Верхнего Уфалея Челябинской области

Оценка готовности и удовлетворенности производственной практикой студентов 4 курса стоматологического факультета

Формирование информационно-коммуникационной компетенции у студентов учреждений среднего профессионального образования

Похожие статьи

Результаты социально-психологического исследования на раннее немедицинское употребление психоактивных веществ, проведенного в Самарской области в 2017 году

Модель профессиональной подготовки студентов педагогического вуза к организации досуговой деятельности в рамках event-технологии

Анализ проблем развития местного самоуправления в регионе с выявлением административно-территориальных барьеров для развития МСУ в Акмолинской области

Формирование профессиональных компетенций у студентов факультета СПО Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ на основе самообразования

Реализация требований ФГОС СПО нового поколения к профессиональной подготовке студентов музыкального колледжа в аспекте компетентностного подхода

Формирование профессиональных компетенций студентов фармацевтического колледжа с ограниченными возможностями здоровья по зрению с применением информационных технологий

Результаты анкетирования по инновационным процессам сопровождения кодов безопасности в поликлинике г. Алматы

Формирование информационно-аналитических умений у младших школьников на уроках чтения в средней общеобразовательной школе № 6 г. Верхнего Уфалея Челябинской области

Оценка готовности и удовлетворенности производственной практикой студентов 4 курса стоматологического факультета

Формирование информационно-коммуникационной компетенции у студентов учреждений среднего профессионального образования

Задать вопрос