Актуальность исследования. Русская литература наполнена многочисленными упоминаниями о дуэлях между героями. Мы часто встречаем персонажей, которые вступив в конфликтные отношения между собой, бросают друг другу перчатку и идут на отчаянный шаг. Мы помним дуэль Гринева и Швабрина из романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка», дуэль Онегина и Ленского из романа «Евгений Онегин», дуэль Печорина и Грушницкого из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Помним мы и дуэль между Павлом Петровичем Кирсановым и Евгением Базаровым в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Во всех этих эпизодах нас захватывает как сама дуэль, так и чувства дуэлянтов.
Но какую же роль играют эпизоды дуэлей героев в произведениях русской литературы? До сих пор в учебниках по русской литературе, предназначенных для учащихся средних школ, нет точного толкования того или иного эпизода дуэли. А между тем, данный вопрос интересует многих учащихся старших классов, поскольку он включен в перечень вопросов ЕГЭ по русской литературе.
Цель исследовательской работы: Выявить роль эпизодов дуэлей героев в некоторых произведениях русской литературы 19 века и соотнести ее с идейно-художественным своеобразием всего произведения.
Задачи:
1. Систематизировать документальные знания о дуэли как исторической реалии жизни российского дворянства.
2. Проследить, как изображается дуэль в произведениях русских писателей 19 века.
3. Соотнести роль эпизода дуэли с идейно-художественным своеобразием всего произведения.
4. Сформулировать основные положения, связанные с ролью некоторых эпизодов поединков в русской литературе 19 века.
Главным методом исследовательской работы является метод сравнительного изучения.
Объект изучения — эпизоды дуэлей героев в некоторых произведениях русской литературы 19 века.
Гипотеза нашего исследования такова: все эпизоды дуэлей героев художественных произведений очень тесно связаны с идейно-художественным своеобразием произведения.
Чтобы выявить роль эпизодов дуэлей в некоторых художественных произведениях русской литературы, мы предлагаем следующий план исследований.
1.Систематизировать документальные знания о дуэли как исторической реалии жизни российского дворянства.
2.Проследить, как изображается дуэль в произведениях русских писателей 19 века.
3.Соотнести роль эпизода дуэли с идейно-художественным своеобразием всего произведения.
4.Подвести итог проделанной работы и сделать выводы.
В ходе исследовательской работы были получены следующие данные:
1.Выяснено значение понятия «дуэли», виды оскорблений из-за которых могла состояться дуэль (оскорбление легкое, оскорбление ударом, оскорбление обруганием).
2.Выявлены особенности дуэльного кодекса Петербургской России.
3.Выявлена роль дуэли Петра Гринева и Швабрина в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Этот поединок уточняет главную проблему романа — проблему чести и образ Петра Гринева, как человека, который смог сохранить и свою честь, и честь Маши Мироновой.
4.Выявлена роль дуэли Евгения Онегина и Владимира Ленского в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Дуэль Онегина и Ленского уточняет проблему «лишнего человека».
5.Выявлена роль дуэли Печорина и Грушницкого в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Поединок между Печориным и Грушницким уточняет негативную сущность Печорина и раскрывает его как «нравственного калеку», который не способен прощать людям их недостатки.
6.Выявлена роль дуэли Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова в романе И. С Тургенева «Отцы и дети». Дуэль между Базаровым и Кирсановым уточняет исторический смысл романа, то есть мысль И. С. Тургенева о том, что ни отцы, ни дети не способны вести за собой Россию.
В ходе исследовательской работы мы пришли к следующим выводам:
1.Авторы, описывающие поединки предыдущих столетий, смогли донести до нас весь трагизм дуэлей.
2.Писатели, изображающие эпизод дуэли в своих произведениях, уточняют этим образ главного героя, раскрывают его характер, идеологию, мировоззрение.
3.Многие писатели используют эпизод дуэли для того, чтобы уточнить главную мысль произведения, идею.
4.Многие писатели, описывающие поединки предыдущих столетий, уточняют этим философские проблемы, которые вскрываются в произведении.
Литература:
- Пушкин А. С. Евгений Онегин. – Санкт-Петербург: Издательская группа Лениздат. 2014. – 352 с.
- Пушкин А. С. 2 том Капитанская дочка.– М., 1995, — С.253–302.
- Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени. — М.: Эксмо, 2014. 320 с.
- Тургенев И. С. Отцы и дети. — М., 1982. – С. 390–560.