Причины высокой агрессивности младших школьников | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №1 (10) февраль 2017 г.

Дата публикации: 17.01.2017

Статья просмотрена: 1587 раз

Библиографическое описание:

Косянчук, Е. И. Причины высокой агрессивности младших школьников / Е. И. Косянчук, О. Н. Косянчук. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 1 (10). — С. 139-141. — URL: https://moluch.ru/young/archive/10/683/ (дата обращения: 16.11.2024).



Тема агрессивности детей младшего школьного возраста заинтересовала меня, тем что, наблюдая за своими сверстниками (в том числе за собой), я выяснила, что агрессия в различных формах присуща любому ребенку, только у некоторых детей такие проявления выражены в большей степени.

Исследование темы повышенной агрессивности младших школьников дает возможность понять причины возникновения и последствия агрессивной реакции, что может помочь найти способы уменьшить степень агрессивности моих сверстников.

Необходимость уменьшения уровня агрессивности связана с тем, что повышенная агрессия влияет как на окружающих, так и на самого ребенка. На окружающих агрессия сказывается таким образом, что другие дети могут подражать агрессивному поведению и агрессивное поведение может подавлять окружающих. А на самого ребенка агрессивные срывы влияют, ухудшая здоровье, снижая развитие личности (например, у таких детей обычно низкая успеваемость в школе) и возможность общения с окружающими людьми. [2]

К тому же именно в младшем школьном возрасте закладывается агрессивная реакция дальнейшего поведения человека, как в старшем школьном возрасте, так и во взрослой жизни. [7]

В ходе изучения теории агрессивного поведения, я выяснила, что наиболее характерными формами такого поведения являются прямая и косвенная агрессия.

К прямой агрессии относятся:

– физическая — использование физической силы против другого лица с целью причинения боли или повреждения («щипки», драки, намеренные толкания);

– эмоциональная — прямое подавление свободы, мнения, личностного пространства другого человека;

– материальная — намеренная порча вещей (надписи на партах, стенах, школьных принадлежностях, личных вещах другого лица, воровство);

– вербальная — постоянные насмешки, «поддразнивание», ирония, выражение отрицательных эмоций в форме брани, ярости и ненависти, частое высказывание мыслей и желаний в форме угрозы («Я больше всего хотел бы его убить», «Я тебе еще покажу», «Ты у меня еще попляшешь», упреки, обвинения).

К косвенной агрессии относятся:

– частичное игнорирование — непринятие в некоторые виды деятельности (игры, сплетни, разговоры, обсуждения и т. д.);

– полное игнорирование (молчание, бойкот). [6]

Хотелось бы отметить, что по моим наблюдениям в одном классе младшей школы 1–2 ученика проявляют повышенную агрессию. Однако мои наблюдения не совпали с данными из других источников, так число детей с повышенной агрессией в одном классе (30 учеников) обычно составляет не меньше шести человек. [5; 3] Я думаю, что более низкое количество учеников с повышенной агрессией в моей школе может быть связано с внимательным отношением к этой проблеме учителей. Таким образом можно предположить, что частота агрессивных проявлений младших школьников может определятся обстоятельствами, в которых ребенок находится в данный момент.

Так же мои наблюдения позволили выявить обе формы агрессии среди моих сверстников, что дополнительно подтвердило необходимость разобраться в причинах агрессивного поведения младших школьников.

Изученные научные публикации позволили мне понять, что источниками возникновения агрессии могут быть различные причины. К таким причинам относятся некоторые заболевания, например заболевания головного мозга. [4]

Так же источником агрессии может быть телевидение, т. к. младшие школьники «примеряют» на себя поведение телегероев и воспринимает такое поведение нормальным.

Но наиболее частым источником детской агрессии считаются семьи в которых воспитывается ребенок. В том числе на формирование агрессивного поведения большое влияние оказывают наказания это касается как семей со строгим, так и семей с слишком мягким поведением. [1]

Я тоже считаю, что главным источником агрессивных реакций является воспитание в семье. Если к ребенку в семье относятся слишком строго, жестоко и агрессивно, то он понимает, что такое поведение нормально и так же относится к другим людям. К тому же, если родители агрессивно ведут себя по отношению друг к другу, ребенок может копировать такое поведение, ведь дети 7–11 лет подражают поведению взрослых, повторяя за ними их поступки и привычки. Если к ребенку в семье относятся слишком мягко без определения правил, то он не будет знать правила поведения. Тогда, в случае возникновения других источников агрессии, таких как агрессивное поведение сверстников, жестокие компьютерные игры, применение агрессии для него станет нормой.

Для исключения основных источников детской агрессии необходим общий взгляд на эту проблему всех участников формирования агрессивных реакций ребенка. Но, по итогам ряда исследований, подобной объективности достичь практически невозможно. Так по данным Маллаева С. Д. [6], отображенным на рис. 1. можно понять, что учителя считают одним из наиболее вероятных источников агрессии семью, не определив в виде такого источника школу. Родители определяют одним из таких источников школу, указывая в небольшой части лишь социальный статус семьи, и не учитывают агрессивной обстановки внутри самой семьи.

Основными причинами агрессивности детей обычно считают стремление показать свое превосходство, принизив другого, привлечение к себе внимания, желание получить то, что они хотят, стать лидером или отомстить, защитить себя.

На мой взгляд причиной такого поведения чаще всего является любое препятствие целям агрессора, например противоположное мнение, желание других сделать что — то по своему.

После изучения причин агрессивности детей младшего школьного возраста я пришла к выводу, что дети с сильно выраженной агрессией сами не являются источниками агрессивных реакций и они не могут повлиять на свое поведение. Этот вывод можно подтвердить результатами исследований Маллаева С. Д. [6], где определено, что наиболее вероятно неосознанное («я не знаю зачем это сделал») проявление агрессии. Таким образом, именно от родителей и учителей зависит степень агрессивности детей 7–11 лет. Поэтому, на мой взгляд, родители детей с высокой агрессивностью должны уменьшить степень агрессии внутрисемейных отношений, изменить свое отношение к ребенку, устранить дополнительные источники вызывающие агрессивное поведение, обратить внимание на агрессивные проявления ребенка и каждый раз останавливать чрезмерные проявления агрессивного поведения. Кроме семьи, в школе так же могут уменьшить количество агрессивных реакция детей. Для этого учителя должны относится ко всем детям справедливо и доброжелательно, останавливать всплески повышенной агрессии и любые проявления жестокости детей. К тому же я успела заметить, что от того как младшие школьники общаются между собой и реагируют на проявления агрессии своих сверстников зависит частота возникновения высокой агрессивности.

Литература:

  1. Бахирева Г. В. Причинный комплекс агрессивного поведения несовершеннолетних. //Современные проблемы науки и образования — 2008, № 3.
  2. Земская М. Семья и личность.— М.: «Прогресс», 1986 г.
  3. Кашаева Л. Ф. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения младших школьников.// Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015, № 10.
  4. Конева М. В. Педагогические условия снижения агрессии у младших школьников.: Алтайский государственный педагогический университет г. Барнаул, 2015.
  5. Лютова Е. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — Минск: Владос, 2003.
  6. Маллаев С. Д. Детерминация агрессивного поведения младших школьников // Известия. — 2009, № 3.
  7. Сидорова Е. Ю. Нейроэнергометаболизм у детей младшего школьного возраста с агрессивным поведением // Журнал экология человека. — 2015, № 2.
Основные термины (генерируются автоматически): агрессивное поведение, повышенная агрессия, ребенок, младший школьный возраст, семья, агрессивная реакция, высокая агрессивность, косвенная агрессия, мой взгляд, самый ребенок.


Задать вопрос