Пути, приемы и средства улучшения памяти | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №1 (10) февраль 2017 г.

Дата публикации: 17.01.2017

Статья просмотрена: 5522 раза

Библиографическое описание:

Таранцов, А. А. Пути, приемы и средства улучшения памяти / А. А. Таранцов, А. В. Таранцова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 1 (10). — С. 145-147. — URL: https://moluch.ru/young/archive/10/729/ (дата обращения: 16.11.2024).



Существует множество способов управления и тренировки памяти. Каждый человек хотел бы улучшить память, но не всякий знает, что для этого нужно. Самое главное правило для улучшения памяти гласит: «Чтобы развить память ее надо развивать».

Самая большая ошибка людей состоит, как правило, в том, что они хотят сначала улучшить память, а потом уже начать ее применять. Из этого соответственно ничего не выйдет. Только все время тренируя, нагружая и используя память, все время, запоминая, воспроизведя запомненное раньше и вновь запоминая, можно совершенствовать свою память.

Также необходимо «кормить» мозг. Голодающий мозг то же, что голодный работник — он не будет работать хорошо. Самое главное «лакомство» для серых клеточек — кислород, и заполучить его очень просто: раз в неделю три часа отдыхайте на свежем воздухе, занимаясь спортом, бегая или просто гуляя. Британская писательница Вирджиния Вульф говорила: «Нельзя ни хорошо думать, ни хорошо любить, ни хорошо спать, если плохо поел». Плохо «накормленный» мозг никогда не сможет работать хорошо.

Вашей памяти не принесут никакой пользы однообразная еда, чипсы, белый хлеб и рис, но будут очень полезны фрукты, овощи, рыба, животные жиры и фолиевая кислота (в простонародье просто — зелень, печень и бобовые). Кстати, если вы думаете, что сигареты помогают развеяться, выбросите это из головы: никотин препятствует поступлению кислорода в головной мозг, а значит, ухудшает память.

Многие считают причиной школьной неуспеваемости плохую память. Как часто слышны жалобы родителей: «Современные учителя перегружают детей!». Как часто жалуются сами школьники: «Я просто не успеваю запомнить все, что мне задают!».

Конечно, частично все можно свалить на лень и на отсутствие познавательных интересов, но специалисты, исследующие механизмы памяти, в один голос заявляют, что плохой памяти не бывает. Бывают люди, которые не в состоянии «найти с ней общий язык», договориться о сотрудничестве, то есть максимально использовать ресурсы своей памяти.

Существуют приемы улучшения памяти, основанные на принципах запоминания, хранения информации, и ее воспроизведения. Такие приемы называются мнемотехническими.

Мнемотехника — искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Это возможность накапливать в памяти большое количество точной информации экономя время, т. е. процесс запоминания полностью контролируемый.

Мнемотехника — мощная тренировка внимания и мышления. Это просто отличная гимнастика для мозга, так как мозг нужно тренировать, чтобы он не атрофировался.

Рассмотрим некоторые приемы и упражнения для развития памяти, облегчения запоминания.

‒ Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации («Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» — о последовательности цветов в спектре: красный, оранжевый и т. д.).

‒ Ритмизация — перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой.

‒ Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов (например, для иностранных терминов ищут похожие по звучанию русские слова).

‒ Нужно находить яркие, необычные образы, картинки, которые по «методу связки» соединяют с информацией, которую надо запомнить. Например, надо запомнить набор слов: карандаш, очки, люстра, стул, звезда, жук — запомнить это будет легко, если вы вообразите их «персонажами» яркого, фантастического мультфильма, где стройный франт — «карандаш» в «очках» подходит к полной даме «люстре», которая сидит на «стуле», на обивке которого сверкают «звезды». Такой придуманный мультик забыть или перепутать трудно.

‒ Метод Цицерона. Представьте, что обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Информацию, которую вам надо запомнить, расставьте мысленно по ходу вашей прогулки по комнате. Вспомнить информацию вы сможете опять, представив себе свою комнату, — все будет на тех местах, где вы их расположили при предыдущем «обходе».

Если вы заметили ухудшение памяти, то есть простые средства, улучшающие память: здоровый сон, правильное питание и специальные упражнения для тренировки памяти.

Хорошая память — это не данность, а результат работы над собой. Необходимо только правильное питание для улучшения памяти, ограничивающие диеты для похудения отрицательно сказываются на работе мозга и часто приводят к депрессиям. Они создают дефицит жизненно важных питательных веществ в вашем теле, что приводит к ухудшению памяти. Стараться надо питаться разнообразно и качественными продуктами.

Очень полезны для работы мозга витамины, улучшающие память. Это витамин С, витамин Р (Омега-3) и витамины группы В. Они находятся в следующих продуктах, улучшающих память: мед, орехи, семечки, брокколи, помидоры, бананы, морепродукты.

Немало важен здоровый сон для улучшения памяти. Если человек спит недостаточно, то мозг не восстанавливается в полной мере, и снижаются все его функции, в том числе и память. Кроме того, очень важно спать именно в ночные часы, что соответствует естественному биоритму человека. В ночные часы происходит восстановление всех клеток организма из тех химических веществ, которые поступают с пищей, в том числе и строительство клеток мозга. Ночная работа и хроническое недосыпание могут серьезно расстроить здоровье.

Необходима физическая активность для улучшения памяти. При выполнении упражнений или ходьбе увеличивается поступление кислорода ко всем клеткам, в том числе и клеткам мозга. Это улучшает работу коры головного мозга. Также при работе мышц выделяются важные гормоны, которые участвуют в работе мозга и улучшают память.

И конечно, нужны положительные эмоции для улучшения памяти. Плохое настроение, стрессы и депрессии отрицательно действуют на состояние мозга вообще и в частности, ухудшают память. Хорошее настроение и положительные эмоции, чувство счастья и благополучия, наоборот, положительно влияют на мозг и улучшают память. Поэтому нужно использовать любой повод порадоваться и улучшить свое настроение.

Больше радости, смеха и улыбок!

Литература:

1. Вейн А. М., Каменецкая Б. И. Память человека. — М., 1973. — с.191–207.

2. Истомина З. М. Развитие памяти. Учебно-методическое пособие. — М., 1978. — с.62–86.

3. Развитие памяти. — Рига, 1991. Можно ли тренировать память? — с.43–47.

4. Ляудис В. Я. Память в процессе развития. — М., 1976. Развитие памяти в процессе обучения — с.220–246.

5. Ипполитов Ф. В. Память школьника. — М., 1978. Советы по улучшению памяти — с.28–45.

Основные термины (генерируются автоматически): улучшение памяти, память, работа мозга, головной мозг, здоровый сон, плохая память, правильное питание, поступление кислорода, тренировка памяти, ухудшение памяти.


Задать вопрос