Работа посвящена исследованию творчества Н. К. Рериха алтайского сегмента Центрально-Азиатской экспедиции, созданию на основе исследования и натурных этюдов картины из жизни Николая Рериха, восполняющей недостаток визуального материала по этому периоду жизни художника.
Ключевые слова: Николай Рерих, Центрально-Азиатская экспедиция, Алтай, пребывание Рерихов на Алтае, искусство, живопись Рериха, наследие Рериха
Никакой музей, никакая книга не дадут право изображать Азию и всякие другие страны, если вы не видели их своими глазами, если на месте не сделали хотя бы памятных заметок. Убедительность, это магическое качество творчества, не объяснимое словами, создается лишь наслоением истинных впечатлений действительности. Горы везде горы, вода всюду вода, небо везде небо, люди везде люди. Но, тем не менее, если вы будете, сидя в Альпах, изображать Гималаи, что-то несказуемое, убеждающее будет отсутствовать…
Н. К. Рерих [2, 12]
Творчество Николая Константиновича Рериха многогранно. В круг его научных интересов входили: история, археология, этнография, культурология. Мне, как художнику, была интересна именно творческая сторона наследия Н. К. Рериха. Однако, проведя исследование, я сделала вывод, что все области, которые увлекали Николая Константиновича, соединились в его живописи.
Исследуя творческое наследие Николая Рериха, меня заинтересовали его научные экспедиции, которые имели не только целый спектр научных целей, но также являлись материалом на создания живописных полотен. Особенно интересными мне показались картины, созданные по материалам Центрально-Азиатской экспедиции. Я обратила внимание, что Алтайский период Центрально-Азиатской экспедиции недостаточно освещен. В книге Н. К. Рериха «Алтай-Гималаи» путевой дневник путешествия по Алтаю занимает всего несколько десятков страниц. Посещая музеи в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Верхнем Уймоне, я обратила внимание, что этюдов с изображением горы Белухи нет ни в одном из них, хотя все биографы Николая Константиновича писали, что он рисовал даже по дороге, в седле, и постоянно возил с собой ящики для картона и этюдник. Фотографий этого периода также мало, хотя фототехника всегда использовалась Рерихами и другие периоды их жизни освещены большим количеством фотографий. Также не сохранилось никаких публикаций в газетах этого периода. Кинопленки, снятые Юрием Рерихом про жизнь на Алтае, погибли во время вынужденной зимовки на тибетском нагорье в 1927 году. Есть версии, что и документальные фотографии, и этюды Н. К. Рериха также или погибли, или не были сохранены и перешли в неизвестные руки.
Поэтому родилась идея создания картины из жизни Н. К. Рериха современными изобразительными средствами для восполнения недостатка визуального материала по Алтайскому периоду Центрально-Азиатской экспедиции, которая даст больше впечатлений об экспедиции тем, кто интересуется творчеством Николая Рериха.
Для этого в годовщину 90-летия пребывания Рерихов на Алтае было решено повторить алтайский сегмент маршрута Центрально-Азиатской экспедиции Рериха с целью создания серии натурных этюдов природы горного Алтая в местах, которые предположительно посетил Николай Рерих. Был разработан маршрут по Алтаю, схожий с маршрутом Н. К. Рериха в 1926 году в такие же сроки, как и экспедиция Рериха, чтобы достоверно передать состояние природы в это время года.
Экспедиция Николая Рериха выехала из Москвы 22 июля 1926 года: поездом до Новониколаевска (теперь Новосибирска), а оттуда 27 июля пароходом по Оби до Барнаула, далее в Бийск и в Верхний Уймон. Наша экспедиция вылетела из Москвы самолетом до Новосибирска также 22 июля. Вечером сели на поезд и к утру были в Бийске. Далее, сев на автобус, мы отправились в Усть-Коксу. Экспедиция Рерихов тоже там останавливалась. Зинаида Фосдик пишет: «… Поздно ночью, промокнув до костей, приехали Коксу или в Усть-Коксу…» [3].
Переночевав в Усть-Коксе, мы переехали в Верхний Уймон, где в доме Вахрамея Атаманова на две недели останавливалась экспедиция Н. К. Рериха, совершая радиальные выезды с исследовательской целью по округе. Точных данных об этих маршрутах нет. Зинаида Фосдик в дневниках упоминала, что намечаются две поездки к Белухе. Рерих писал: «…Вода в Аккеме молочно-белая. Чистое Беловодье. Через Аккем проходит пятидесятая географическая широта…» [1, 369]. Это говорит о том, что экспедиция скорее всего была у Белухи. К Белухе ведет три дороги:
− Тропа, проходящая вдоль реки Аккем, или Ороктойская тропа (протяженность маршрута 58 км).
− Тропа, идущая по долине реки Кучерлы (протяженность маршрута 73 км)
− Третья начинается в долине реки Кучерлы, а затем уходит по ее притоку ручью Куйлу на водораздельное плато и далее через перевал Каратюрек (3060 м) спускается к Аккемскому озеру у северного склона Белухи.
Все эти тропы начинаются в поселке Тюнгур, в 60 км от Верхнего Уймона.
Л. В. Шапошникова, повторяя маршрут Рериха, считает, что Центрально-Азиатская экспедиция прошла «… по реке Кучерле, к подножию Белухи… [4, 27].
Первая тропа проходит через перевал Кузуяк, который ниже и легче проходим, к тому же тропа короче. Но, тропа пешеходная. Так как экспедиция шла на лошадях, по этой тропе она пройти не могла.
Самая короткая тропа третья, она богата видами, но опасна в плохую погоду. Если Белуха открылась Рерихам и погода была хорошая, я полагаю, что экспедиция прошла именно по этой дороге, по которой на лошадях можно пройти за один переход.
Так как мы шли пешком и все вещи несли на себе, то решено было идти по Ороктойской тропе с полными рюкзаками, а по Кучерлинской тропе идти в обратную сторону. Так как практически каждый день шли дожди, и был туман, по верхней тропе идти было опасно.
Так как основной задачей нашей экспедиции было погружение в пространство, 90 лет назад преодоленное Николаем Рерихом, и передача художественными средствами своих впечатлений, решено было сделать серию работ маслом.
«…Описание Центрально-Азиатской экспедиции было бы неполным без упоминания еще одной из вех, не менее важной, чем предыдущие. С этой особенностью сталкиваешься буквально в первые же часы пребывания на маршруте рериховской экспедиции. Сталкиваешься с Красотой. … Это сочетание Красоты с большой буквы с исторической значимостью мест, по которым проходила экспедиция, поражало, заставляло задумываться и размышлять над ролью тех связей, которые существуют между природой планеты и историей обитающего на этой планете человечества…» [5].
Н. К. Рерих писал «… На Алтае гору Белуху называют Уч-Сюре, Уч-Орион. Сюре — жилище богов, соответствует монгольской Сумер и индийской Сумеру…» [1]. Передвигаясь вдоль реки Аккем, уже на второй день мы увидели Белуху. По пути было две точки, откуда при хорошей погоде она открывалась во всей красе. С обеих точек были сделаны этюды. И все-таки все великолепие центра Евразийского материка, равноудаленного от четырех океанов, ждало нас впереди. Раз увидев, понимаешь, что Белуха действительно представляет собой магнит, который манит к себе своей красотой. «…Алтай-Гималаи, два полюса, два магнита…», — писал Рерих в путевом дневнике [1].
Добравшись до подножия Белухи и разбив лагерь, мы ежедневно делали радиальные выходы в поисках наиболее живописных точек. Предгорья Белухи покоряют своей красотой и ощущением первозданности природы. Краски в горах в это время меняются настолько стремительно, что стоит лишь на минуту отвлечься, как, повернувшись, застаёшь уже другие цвета и картины, возникающие при преломлении солнечных лучей сквозь плывущие по небу облака. Эта игра солнечного света в содружестве с ветром, вызывала порой удивительные действа в театре неба и облаков. Горы могли открыться и закрыться за день несколько раз. Особенно мимолетен и живописен здесь закат: это всего несколько минут, когда белые горы окрашиваются в розовый цвет низко опустившимся солнцем. За неделю пребывания у подножия Белухи выдавались лишь редкие моменты, когда мы могли увидеть все вершины Белухи без шапки облаков или дымки, скрывающей её белоснежные пики. Лишь в первый день гора предстала пред нами на фоне синего неба в блеске ледников.
За время пребывания в пути и на Аккемском озере было сделано 12 этюдов горы Белухи и окрестностей. Обратным маршрутом был выбран путь вдоль реки Кучерлы через перевал Каратюрек, для того, чтобы пройти всеми возможными дорогами, какими мог в 1926 году пройти Николай Рерих и погрузиться в поток времени, идущий из глубокого прошлого в будущее через быстротекущий момент настоящего.
Я считаю, что воссоздание картины из жизни Николая Константиновича Рериха современными изобразительными средствами актуально, так как такое произведение восполнит недостаток визуального материала по Алтайскому периоду Центрально-Азиатской экспедиции и даст больше впечатлений тем, кто интересуется творчеством Николая Рериха. Композиция на тему пребывания Н. К. Рериха на Алтае, выполненная в цвете, в отличие от черно-белых архивных материалов, поможет передать атмосферу экспедиции, а также красоту этого уголка России, которую стремился увековечить сам Николай Константинович, объяснит его интерес к Алтайскому краю. А также мотивирует зрителя изучить наследие Н. К. Рериха, прикоснуться к нетронутым богатствам России, совершить путешествие к предгорьям Алтайских гор, в сложный для России период испытать гордость от того, что родился и живешь в такой огромной, красивой и богатейшей стране.
Литература:
- Рерих Николай. «Алтай-Гималаи»: [путевой дневник]. – СПб.: ООО «Торгово-издательский дом «Амфора», 2015. — 415 с.
- Рерих Николай. «Сердце Азии». В сб. Малое собрание сочинений. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2016. — 640 с, с. 5–123.
- Фосдик З. Г. Мои учителя. Встреча с Рерихами. (По страницам дневника: 1922–1934). — М.: Сфера, 1998. — 800 с. (По Алтаю стр. 257–271).
- Шапошникова Л. В. Алтай. По пути Рериха. Мир Огненный, 2/98, № 17. — с. 24.
- Шапошникова Л. В. Ученый, мыслитель, художник. — М: Международный центр Рерихов, Мастер-Банк, 2006. — с. 192.