В сентябре 2017 года нашей школе (с момента основания школе № 9, а последние 26 лет — гимназии № 1 города Кирово-Чепецка) будет 50 лет. За это время здесь работало немало учителей, благодаря которым она стала одной из лучших не только в городе, но и в стране. У истоков ее стояли те, кто сегодня находится на заслуженном отдыхе, это ветераны педагогического труда.
В коридоре второго этажа нашей школы висит стенд «Ветераны гимназии». Чаще всего к нему подходят выпускники школы, т. к. им знакомы эти учителя, а вот нам, новому поколению гимназистов, эти лица почти ни о чем не говорят.
Нам стало интересно узнать, что это были за люди. Вместе с нашим учителем немецкого языка Михеевой Татьяной Васильевной мы решили лично познакомиться с ветеранами, взять у них интервью и узнать, как они работали в нашей школе.
Проблемный вопрос: Что мы знаем о ветеранах педагогического труда родной школы? Есть ли связь между поколениями?
Гипотеза:Если в ходе исследования мы соберем информацию о ветеранах педагогического труда нашей школы, представим ее на классных часах, то гимназисты будут знать, кто работал в родной школе, какой была школьная жизнь раньше.
Объект исследования: ветераны педагогического труда.
Предмет исследования: Жизненный путь, педагогический опыт и вклад ветеранов труда в становлении и развитии нашей гимназии.
То есть, целью нашего проекта было узнать жизненный путь, педагогический опыт и вклад ветеранов труда в становлении и развитии нашей гимназии и поместить полученную информацию в электронную «Книгу педагогической славы» школы.
Мы поставили перед собой следующие задачи: изучить школьный архив, встретиться с ветеранами педагогического труда гимназии, взять у них интервью, при личном согласии — записать встречу на видео, оформить полученную информацию для электронной «Книги педагогической славы» школы, а для ветеранов сделать на память буклеты.
Из «Энциклопедии» [2], выпущенной к 20-летнему юбилею в 2010 году, мы узнали историю становления, развития и расцвета гимназии, о достижениях учеников и учителей.
Мы спланировали работу над проектом, определили сроки, распределили обязанности. Был составлен список ветеранов педагогического труда гимназии, на сегодняшний день их 23 человека. Далее по телефону были определены сроки встреч с ветеранами для беседы и видеозаписи (с их согласия).
Чтобы выяснить, что думают гимназисты о профессии учителя, мы составили анкету и опросили 85 учащихся с 6 по 9 класс. Результаты показали следующее:
36 % учащихся находят эту профессию трудной, 18 %-ответственной и 18 % — хорошей, у 21 % опрошенных в гимназии учились родители, у 16 %- родные и двоюродные братья и сёстры.
Мы выяснили также, что почти над всеми ветеранами педагогического труда в нашей школе шефствуют определённые классы. Одни навещают своих подшефных 1–2 раза в месяц, другие — не чаще двух раз в год, как правило, на день учителя и женский день. Было отрадно узнать, что ветераны приглашаются в школу не только на день пожилых людей, день учителя и 8 Марта, но и на концерты, посвященные другим праздничным датам и событиям школьной жизни. Для них организуется чайный столик, возможность встречи с педагогическим коллективом.
На вопрос, хотели ли бы гимназисты познакомиться поближе с жизнью и педагогическим опытом ветеранов труда, 63 % опрошенных это было бы интересно.
Данный факт говорит о том, что многие гимназисты не равнодушны к истории нашей школы и судьбам тех, кто внёс определенный вклад в становление и развитие нашего образовательного учреждения.
Следующим шагом мы составили вопросы для интервью ветеранов:
- Где Вы родились и выросли?
- Кто были Ваши родители?
- Что помните из раннего детства?
- В каком году пошли в школу?
- В какой школе учились?
- Помните ли свою первую учительницу? Как ее звали?
- Как Вы учились?
- Были ли у Вас любимые предметы, учителя?
- Когда Вы закончили школу?
- Почему решили стать учителем?
- В каком учебном заведении Вы получили профессию учителя?
- Какой факультет закончили?
- В какой школе начали работать?
- Помните ли свой первый урок?
- Приходилось ли вести другие предметы?
- Если бы перед Вами снова встал выбор, кем быть, поменяли ли бы Вы профессию учителя на другую профессию? Почему?
- Чем Вам запомнилась работа в школе?
- С чем бы Вы могли сравнить Вашу педагогическую деятельность? Например, с каким-либо растением, предметом, животным?
- Кто из Ваших учеников Вам запомнился? Почему?
- Поддерживаете ли отношения с кем-нибудь из Ваших бывших учеников? Следите ли за их судьбами?
- Отличаются ли современные гимназисты от Ваших первых учеников?
- Что значит для Вас Ваша профессия?
- Что Вам в ней нравится? Что не нравится?
- Как Ваша семья относилась к Вашей педагогической деятельности?
- Поддерживаете ли Вы связь со школой?
- Навещают ли Вас кто-либо из Ваших бывших учеников или коллег?
- Чем Вы увлекаетесь, чем любите заниматься?
- Какие ассоциации вызывает у Вас посещение школы, где Вы проработали так много лет?
- Что бы Вы пожелали гимназистам 2016 года?
На сегодняшний день нам удалось встретиться и побеседовать пока с пятнадцатью ветеранами педагогического труда. В данной статье мы кратко расскажем лишь об одной из этих встреч, а именно с Сорокиной Марией Фёдоровной, которая работала в нашей школе учителем физики и математики.
Мы заранее созвонились и на осенних каникулах навестили Марию Федоровну у нее дома. Хозяйка приняла нас очень радушно, рассказала о своей жизни, работе, увлечениях, напоила чаем.
Мария Федоровна была девятым ребенком в семье, у нее было 8 старших братьев. Мария Федоровна закончила после школы сначала педучилище, а затем пединститут. Везде училась очень хорошо, была активной и спортивной.
С 1960 года работала в школе № 4, а в 1976 году перешла в нашу школу учителем физики и заместителем директора. Мария Федоровна была строгим, но справедливым учителем, очень любила детей.
За многолетний и добросовестный труд Мария Федоровна награждена знаком «Отличник народного образования», «Ветеран труда», «Ударник десятой пятилетки». Избиралась депутатом городского совета [3].
С 1994 года Мария Федоровна на заслуженном отдыхе, но она не сидит, сложа руки: много читает, занимается рукоделием: вышивает картины и по-прежнему, несмотря на возраст, решает ЕГЭ по физике. Как она сама признается, чтобы не забыть свой любимый предмет.
Работая над проектом, мы познакомились с замечательными людьми — ветеранами, узнали много нового из истории своей школы, о ее выпускниках, о жизни ученического и учительского коллективов. Мы сделали буклеты об учителях — ветеранах и подарили им на память, записали интервью с некоторыми из них на видео. Кроме того, мы выступили на конференции шестиклассников, перед одноклассниками на классном часе и на родительском собрании со своим проектом, передали его материалы в фонд исследовательских работ музейно-архивного центра города Кирово-Чепецка. Во время выступлений для «…визуализации графической и текстовой информации…» [1, с. 32] мы использовали средства интерактивной доски.
Став участниками проекта, мы получили первые навыки исследования, попробовали себя в социальной роли журналистов, получили опыт общения с людьми старшего поколения, повысили уровень владения информационно-коммуникационными технологиями.
Подводя итоги нашей работы над проектом, мы пришли к выводу, что мы на верном пути: нельзя забывать людей, которые всю свою жизнь посвятили школе и детям. Их объединяет то, что они работали в одном дружном коллективе единомышленников, а результат их совместной деятельности — достижения выпускников. Не должна теряться связь между поколениями. Надо чаще навещать ветеранов, беседовать с ними, поддерживать их, прислушиваться к их мудрым советам, рассказывать им о наших успехах и достижениях.
Литература:
- Машарова Т. В., Полушкина Г. Ф. Интерактивная доска как средство реализации технологий медиаобразования /Т. В. Машарова, Г. Ф. Полушкина // Образование в Кировской области. – 2016. — № 3 (39). — С. 30–35.
- Энциклопедия гимназии. Государственное образовательное учреждение «Гимназия № 1 г. Кирово-Чепецка Кировской области» / 20 лет: учись, твори, побеждай! [Текст], 2010.
- Документы и фотографии из личных архивов учителей-ветеранов.