Выявление агрессивных свойств газированных напитков марки The Coca-Cola Company | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экология

Опубликовано в Юный учёный №1 (10) февраль 2017 г.

Дата публикации: 02.02.2017

Статья просмотрена: 1519 раз

Библиографическое описание:

Боровкова, А. В. Выявление агрессивных свойств газированных напитков марки The Coca-Cola Company / А. В. Боровкова, О. Н. Воболис. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 1 (10). — С. 121-126. — URL: https://moluch.ru/young/archive/10/753/ (дата обращения: 16.11.2024).



1. Введение

Актуальность

Роль воды в организме сложно переоценить. Т. к. более половины массы тела здорового человека — это вода. Вода входит в состав всех соединений, участвует в качестве растворителя и среды для осуществления любых реакций в организме. Для поддержания водного баланса в организме человека необходимо рационально использовать различные источники пополнения запасов воды в организме. Приходит вода:

‒ с пищей — около 750 мл воды;

‒ в виде напитков и чистой воды — около 630 мл;

‒ метаболическая вода — около 320 мл, она образуется в организме при окислении белков, углеводов и жиров.

Для поддержания водного равновесия мы пьем каждый день. Кто-то предпочитает кофе, чай, сок, морс, а кто-то газированные напитки. Для старшего поколения — это стеклянные стаканчики с газированной водой за копейку и лимонадом за три. Для нынешнего поколения — это стеклянные или пластиковые бутылочки с шипучкой. Дети пьют разноцветную газировку литрами. [2]

Существует множество легенд и мифов по поводу свойств сладких газированных напитков. В своей работе мы не исследуем, вредны или полезны эти напитки — мы лишь предлагаем научными способами проверить некоторые сведения по поводу их свойств, которые давно «гуляют» в Сети, популярных развлекательных журналах. Такие исследования вовсе не бесполезны. Аудитория читателей Сети исчисляется миллионами и проверка информации, которую огромное число людей считают абсолютно достоверной, помогает научиться «перешагивать» барьеры стереотипов массового сознания.

За месяц мы проверим четыре распространённых «волшебных свойства» этих напитков: способность очищать ювелирные изделия; растворять жир; вымывать кальций; сохранять срезанные цветы.

Каждый из четырёх экспериментов будет отвечать вам на вопрос: «А правда ли, что донный напиток может…?» [1]

Цель: выявить агрессивные свойства газированных напитков «The Coca-Cola Company».

Задачи:

  1. Выяснить с помощью социологического опроса учащихся нашей школы, каким напиткам они отдают предпочтение и знают ли об их влиянии на организм.
  2. Провести эксперименты с газированными напитками.
  3. Сделать анализ полученных данных.

Объект исследования: сладкие газированные напитки.

Предмет исследования: некоторые свойства напитков: способность очищать драгоценные изделия; растворять жир; вымывать кальций; сохранять срезанные цветы.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. История создания газированных напитков марки «The Coca-Cola Company».

Кока-Кола, Спрайт, Фанта давно уже стали именами нарицательными во многих языках мира. Миллионы людей ассоциируют эти слова с освежающими напитками, вкус которых знаком им с детства. История Кока-Кола насчитывает более ста двадцати лет, и это история удивительных открытий, рискованных, но дальновидных поступков и нестандартных решений, которые принесли напитку всемирную известность.

1893 г. Патентное ведомство США регистрирует товарный знак Кока-Кола

1960 г. В семействе Кока-Кола происходит первое прибавление. Компания получает права на производство напитка Фанта, немного позже придумывают лимонный Спрайт.

1988. Высочайшее качество «Coca-Cola», помноженное на самую эффективную систему рекламы и маркетинга, дает закономерный результат. Три независимых опроса, проведенных компанией Landor & Associates по всему миру, свидетельствуют: «Coca-Cola» — самый известный и наиболее предпочитаемый товарный знак в мире. [3]

2.2. Характеристика материалов и методики исследования.

2.2.1. Социологическое исследование.

Социологический опрос проводился среди учащихся 5–11 классов (223 респондента) нашей школы, для того чтобы выяснить какие газированные напитки они употребляют, и знают ли об их влиянии на организм. Анализируя данные анкетирования, мы пришли к выводу, что запланированные нами эксперименты актуальны. (см Приложение № 1)

2.2.2. Материалы и оборудование.

  1. Для работы были взяты следующие напитки: Кока-Кола, Фанта, Спрайт; минеральная газированная вода (Аква минерале), чистая водопроводная вода (контроль).
  2. Ювелирные серебряные изделия, мельхиоровые ложки
  3. Лоскут светлой хлопчатобумажной (х/б) ткани
  4. Куриные яйца
  5. Цветы одинакового вида из одной партии

2.2.3. Состав газированных напитков.

Анализируя химический состав газированных напитков, указанных на этикетках, можно сделать вывод, что основу большинства газированных напитков составляет вода с добавлением кислых и сладких компонентов (кислоты и сахара). В Кока-Коле используется ортофосфорная кислота, в Фанте и Спрайте — лимонная кислота, минеральная газированная вода не содержит этих кислот, но она достаточно минерализована (310 мг/л). (см Приложение № 2)

2.2.4. Экспериментальная часть

Для более объективной оценки эксперименты повторяли три раза.

Эксперимент № 1.

«С помощью газированных напитков можно очищать ювелирные изделия».

Ювелирные изделия помещаем в газированные напитки, а контрольные образцы остаются в обычной среде комнатного воздуха. Через 24 часа образцы сравниваем визуально, и делаем вывод о способности газированных напитков удалять химическое загрязнение (налёт) с серебряных или мельхиоровых поверхностей. Данные занесли в таблицу № 2 (см. Приложение № 2)

Эксперимент № 2.

«Газированные напитки способны удалять жирные пятна с поверхности одежды».

В качестве образцов берутся одинаковые лоскуты х/б ткани (размер 5 х 5 см). На каждый лоскут наносится по округлому жировому пятну (сливочное масло) так, чтобы максимально четко была видна граница между испачканной и чистой тканью. Загрязнённые образцы погружаем в газированные напитки, а контрольный (с максимально идентичным жировым пятном) остается в обычной среде. Через 24 часа образцы сравниваем визуально, и делаем вывод о способности газированных напитков удалять жирные пятна с поверхности одежды. Данные занесли в таблицу № 3 (см. Приложение № 2)

Эксперимент № 3.

«Газированные напитки способны «вымывать» кальций из организма».

В качестве носителя кальция мы берём яичную скорлупу, снятую с сырого яйца. Можно взять образцы скорлупы с одного яйца, образцы скорлупы помещаем в газированные напитку, один образец — контрольный. Через 24 часа образцы сравниваем визуально, и делаем вывод о способности газированных напитков «вымывать» кальций из организма (скорлупа становится мягкой по сравнению с контрольным образцом или нет). Данные занесли в таблицу № 4 (см. Приложение № 2)

Эксперимент № 4.

«Газированные напитки помогают лучше сохранять срезанные цветы».

Берём одинаковые цветы. Для чистоты эксперимента у цветков срезаем самый кончик стебля и ставим их в ёмкости с одинаковым объёмом жидкости, покрывающей стебель не менее, чем наполовину. В одну ёмкость наливаем простую воду из-под крана. В другие — смесь воды и газированных напитков в соотношении 1:3. Продолжительность эксперимента 5 суток, далее образцы сравниваем визуально, и делаем вывод о способности газированных напитков лучше сохранять срезанные цветы. Данные занесли в таблицу № 5 (см. Приложение № 2)

Анализ результатов всех экспериментов показал, что не все «волшебные свойства» этих напитков (способность очищать ювелирные изделия; растворять жир; вымывать кальций; сохранять срезанные цветы) подтверждаются. Способность газированных напитков «вымывать» кальций из организма, способность газированных напитков лучше сохранять срезанные цветы не подтвердились для всех напитков.

3. Вывод: агрессивные свойства сладких газированных напитков «The Coca-Cola Company» зависят от их химического состава. Так наличие в напитке ортофосфорной кислоты (Кока-Кола), вместо лимонной (Фанта, Спрайт), позволяет использовать данный напиток для очистки ювелирных, для удаления жирных пятен с одежды.

Приложение № 1

Анкета:

1. Любите ли вы газированные напитки:

а) да

б) нет

4. Почему вы пьете газированные напитки:

а) просто люблю их

б) они утоляют жажду

в) из-за приятного вкуса

г) снимают усталость

2. Как часто вы пьёте газированные напитки:

а) ежедневно,

б) один раз в неделю пьют,

в) редко

г) не пьют совсем.

5. Что вы думаете о потенциальном вреде газированных напитков:

а) они не приносят никакого вреда

б) напитки полезны

в) вред есть, но небольшой

г) газировка очень вредна

д) не знают о вреде

3. Отдают свое предпочтение:

а) Коко-Кола

б) Фанта

в) Спрайт

г) Мин. газ. вода

д) другой напиток

6. Болел ли у вас живот, после того, как вы выпили газированную воду?

а) никогда

б) иногда

в) часто

г) всегда

По результатам опроса мы получили следующие данные:

1. Любите ли вы газированные напитки:

- 187 респондента ответили утвердительно

- 36 дали отрицательный ответ.

Рис. 1. Любите ли вы газированные напитки

2. Как часто вы пьёте газированные напитки:

- 24 респондентов употребляют их ежедневно

- 116 респондентов редко

- 69 респондентов один раз в неделю пьют

- 14 респондентов не пьют совсем

Рис. 2. Любите ли вы газированные напитки

3. Отдают свое предпочтение

- Коко-Кола — 57 респондентов

- Мин. газ. вода — 39 респондентов

- Фанта — 33 респондентов

- Другой напиток — 50 респондентов

- Спрайт — 44 респондентов

Рис. 3. Отдают свое предпочтение

4. Почему вы пьете газированные напитки

- Просто люблю их — 93 респондентов

- Из-за приятного вкуса — 77 респондентов

- Они утоляют жажду — 24 респондентов

- Снимают усталость — 29 респондентов

Рис. 4. Почему вы пьете газированные напитки

5. Что вы думаете о потенциальном вреде газированных напитков

- Они не приносят никакого вреда — 6 респондентов

- Газировка очень вредна — 68 респондентов

- Напитки полезны — 19 респондентов

- Не знают о вреде — 8 респондентов.

- Вред есть, но небольшой — 122 респондентов

Рис. 5. Что вы думаете о потенциальном вреде газированных напитков.

6. Болел ли у вас живот, после того, как вы выпили газированную воду?

- Никогда — 145 респондентов

- Часто — 6 респондентов

- Иногда — 67 респондентов

- Всегда — 5 респондентов

Рис 6. Болел ли у вас живот, после того, как вы выпили газированную воду?

Приложение № 2

Таблица 1

Химический состав газированных напитков, указанный на этикетках

Вещества

Содержание в 100 мл воды

Кока-Кола

Фанта

Спрайт

Мин. газ. вода

Очищенная газированная вода

+

+

+

+

Сахар

+

+

+

Натуральные ароматизаторы

+

+

+

Лимонная кислота

+

+

Ортофосфорная кислота

+

Аскорбиновая кислота

+

Апельсиновый сок (3 %)

+

Витамин С

+

Цитрат натрия

+

Натуральный краситель карамель

+

Кофеин (<130 мг/л)

+

Эфиры глицерина и смоляных кислот

+

Гуаровая камедь

+

Калий (10 мг/л)

+

Кальций (30 мг/л)

+

Магний (20 мг/л)

+

Фосфаты (100 мг/л)

+

Хлориды (50 мг/л)

+

Гидрокарбонаты (200 мг/л)

+

СО2 (0,2–0,8 %)

+

Таблица 2

Влияние газированных напитков на загрязнённую поверхность ювелирных изделий

Напитки

Результат эксперимента

Кока-Кола

поверхность изделий стала яркой и блестяще, вся чернота ушла.

Спрайт

чернота на поверхности изделий стала ярче.

Фанта

изменений не произошло

Мин. газ. вода

изменений не произошло

Таблица 3

Способность газированных напитков удалять жирные пятна поверхности одежды

Напитки

Результат эксперимента

Кока-Кола

пятно ушло, оставив малую часть пятна, но ткань приобрела коричневатый оттенок (который не смывается)

Спрайт

ткань стала немного светлее, но пятно не вывелось

Фанта

пятно осталось и ткань стала темно-желтого цвета

Мин. газ. вода

пятно осталось

Таблица 4

Способность газированных напитков «вымывать» кальций из организма.

Напитки

Результат эксперимента

Кока-Кола

скорлупа мягче не стала, но изменила цвет: стала темно коричневого цвета (с маленькими блестящими крупицами), внутри цвет изменился слегка

Спрайт

изменений почти не произошло, но от скорлупки очень хорошо отделялась пленочка

Фанта

скорлупа не стала мягче, не поменяла цвет, но на ней появились мелкие пятна оранжевого цвета, внутри пленка стала ярко-желтого цвета

Мин. газ. вода

скорлупа не изменила свои свойства, но внутри пленка отошла от стенок

Таблица 5

Способность газированных напитков лучше сохранять срезанные цветы

Напитки

Результат эксперимента

Чистая водопроводная вода (контроль)

цветок через 5 дней практически не изменился

Кока-Кола

лепестки стали немного коричневым на середине и концах, при это не так сильно увяли за 5 дней

Спрайт

лепестки стали светлее (будто бы из них «вымыли» цвет), за 5 дней заметно увяли

Фанта

цвет лепестков стал более темным, за 5 дней лепестки немного увяли

Мин. газ. вода

цветок не простоял в минеральной воде и двух дней, началось увядание

Литература:

  1. А. А. Азбель, Л. С. Илюшин Тетрадь кейсовых практик: опыты самостоятельных исследований в 7–8 классе. Санкт-Петербург, 2014г с. 6–11.
  2. Вода, водный обмен в организме, суточное потребление воды hudeem123.ru/physiology/water.html

3. История Coca-Cola в мире: Journey Russia coca-colarussia.ru

Основные термины (генерируются автоматически): напиток, респондент, газированная вода, ортофосфорная кислота, потенциальный вред, химический состав, организм, приложение, способность, цветок.


Задать вопрос