Актуальность. Как показывают исследования, сон младших школьников должен длиться 9-10 часов. В реальности некоторые дети спят меньше 7 часов. Это приводит к тому, что у детей снижается работоспособность, они становятся рассеянными, раздражительными. У детей появляются проблемы со здоровьем.
Цель нашей работы
- Установить фактическое количество часов ночного сна одноклассников.
- Соотнести эти данные с показателями успеваемости и физического здоровья одноклассников.
Задачи
1. Установить время начала отхода ко сну и время утреннего подъема учащихся нашего класса;
2. Установить продолжительность сна наших одноклассников;
3. Установить связь между успеваемостью, здоровьем учащихся и длительностью их сна.
Гипотеза: Длительный крепкий сон улучшает здоровье и успеваемость младших школьников.
Ученые заметили, что в среднем больше всего времени на сон тратят плотоядные животные.Собакам и ежам достаточно 10-11 часов в сутки. Некоторые грызуны спят до 19-20 часов! Например, обычная кошка может спать до 14 часов в сутки.
Что такое СОН? В словаре Ожегова. СОН – наступающее через определённые промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха.
В словаре В. Даля. СОН – состояние спящего; отдых тела, в забытьи чувств.Признаки спящего объекта: Неподвижность слабая реакция на мир.
Рис. 1. Функции сна
Рис.2. Анкетирование в 4 классе
Рис.3. Обработка анкет
Рис. 4. Время отхода ко сну в будни Рис. 5. Время отхода ко сну ввыходные дни
Рис. 6.Время утреннего подъема в будни Рис. 7.Время утреннего подъема в выходные дни
Рис. 8. Продолжительность сна исследуемых в выходные дни
Рис. 9. Продолжительность сна исследуемых в будни
Таблица 1
Связь между количеством часов сна и успеваемостью четвероклассников
Класс |
Длительность ночного сна (часы) |
Успеваемость (Средний бал) |
4 класс |
10,7 |
3,8 |
Таблица 2
Влияние длительности сна на здоровье школьников
Класс |
Длительность ночного сна (часы) |
Коэффициент здоровья |
4 класс |
10,7 |
0,03 |
Анализ анкетных данных показал, что ученики 4 класса недосыпают от 30 минут до 1 часа. Длительность ночного сна в среднем составляет 10 час. 7 минут. Средний показатель успеваемости составил 3,8 балл. Таким образом, продолжительность сна в будни укладывается в возрастные нормативы – 10 – 11 часов.
Анализ результатов анкетирования показал, что длительный здоровый сон уменьшает количество заболевших детей. В этом учебном году коэффициент здоровья составил 0,03. Кроме того, группа учащихся, которая дольше всех спала, имела и лучшие показатели в учебе.
Выводы
1. Длительность ночного сна учащихся 4 класса должна составлять 10 – 11 часов.
2. Нормальный длительный ночной сон способствует успехам в учёбе.
3. Нормальный длительный ночной сон снижает риск заболевания.
4. Успехи в учёбе нашего класса связаны с их умением правильно распределять дневное и ночное время суток.
Ночной сон и успеваемость школьника тесно взаимосвязаны и если ребенку будет обеспечена благоприятная обстановка для здорового отдыха, то он порадует родителей своими успехами.
Заключение. Полноценный сон – залог хорошей успеваемости школьника. Однако в последнее время из-за возросших нагрузок в школе, спортивных секций и кружков время бодрствования ребенка значительно выросло.
Это привело к тому, что время, отведенное на сон, резко сократилось.
Ночной сон и успеваемость школьника тесно взаимосвязаны если ребенку будет обеспечена благоприятная обстановка для здорового отдыха, то он порадует родителей своими успехами.
Предлагаем несколько рекомендаций для того, чтобы сон был длительным и здоровым:
- Правильно организовать спальное место школьника (индивидуальный подбор для него матраса и подушки).
- Перед сном проветривать комнату. (Температура в комнате в ночное не должна превышать 20).
- Нельзя перед сном смотреть телевизор или сидеть за компьютером.
- Соблюдать режим сна. (Когда идти в кровать следует в одно и тоже время).
- Взрослым нельзя ругать детей перед сном. (А тем более наказывать, эмоции не способствуют крепкому сну).
- Не играть перед сном в подвижные и шумные игры.
Дальнейшие планы
1. Провести анкетирование во 2-х и в 3-х классах;
2. Провести сравнительный анализ соблюдения режима сна в этих классах;
3. Подвести итоги.
Литература:
- Нарушения сна. Медицинский центр "Невромед". – Режим доступа: http://www.nevromed.ru/
- Сон. Википедия – универсальная интернет-энциклопедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Сон
- Вейн А. М. Сон – тайны и парадоксы. – М.: Эйдос-Медиа, 2003.
- Вейн А. М., Хехт К. Сон человека. Физиология и патология. – М.: Медицина, 1989.