Все любят сказки, благодаря им можно попасть в волшебный мир, полный чудес. Здесь тебя встречают прекрасные принцы и принцессы, удивительные и загадочные существа – единороги и эльфы, водяные и кикиморы, звери, которые умеют разговаривать и, даже обычные предметы в сказке обладают магическими свойствами.
Однажды я заметила, что сюжеты некоторых русских народных сказок и зарубежных схожи между собой. Это стало идеей для моего исследования «Сравнение сюжета русских народных и зарубежных сказок»
Цель– определить сходства и различия русских народных и зарубежных сказок с похожим сюжетом
Задачи: узнать что такое «сказка»; узнать какие виды сказок бывают; узнать особенности композиции сказки; прочитать сказки русские народные и зарубежные; сравнить сказки с похожим сюжетом.
Начиная работу над проектом, я задалась вопросом: что же такое сказка? Поиск информации я начала с интернет-ресурсов и узнала, что сказка — один из основных видов устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характер. Сказки бывают народные и авторские.
Изучая, какие виды сказок бывают, я узнала, что народные сказки делятся на:
- сказки о животных — самый древний вид сказки. В них свой круг героев. Животные разговаривают и ведут себя как люди. Лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, заяц труслив;
- бытовые сказки — герои этих сказок — крестьянин, солдат, сапожник — живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости;
- волшебные сказки — герои волшебных сказок борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или похищенной жены. Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические.
Наиболее любимым видом сказок для меня является волшебная сказка, т. к. в волшебной сказке перед слушателем возникает иной, чем в сказках о животных и бытовых, особый, таинственный мир, и сравнивать я буду сюжеты именно волшебных сказок. Поэтому я решила подробнее узнать о композиции волшебной сказки. Композиция — это построение сюжета произведения. Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет присказку (характерна для русских народных сказок), зачин, развитие сюжета, кульминацию и развязку (концовку).
В зачине определяются герои сказки, место и время действия. Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего. Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (или разгадывают трудные задачи, которые всегда разгадываются).Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.
Следуя задачам моего проекта, я прочитала русские народных сказок — 31, французских — 20, итальянских — 28 и испанских сказок — 26.Среди прочитанных мной произведений было волшебных сказок — 84, сказок о животных — 9, а бытовых — 12.
Проанализировав все прочитанные сказки, я выявила сказки с похожим сюжетом, которые отобразила в таблице. Например, у русской народной сказки «Волшебное кольцо» есть испанская «сказка — близнец» с таким же названием.
Таблица 1
Сказки спохожим сюжетом
Русские сказки |
Французские сказки |
Итальянские сказки |
Испанские сказки |
Волшебное кольцо |
Сказка о волшебном кольце |
||
Крошечка-Хаврошечка |
Прекрасная Аннетта |
||
Мальчик с пальчик |
Сказка о мальчике с сапожок |
Горошинка |
|
Сказка о молодильных яблоках и живой воде |
Цветок — страстоцвет |
||
Девушка в колодце |
Котята |
||
Морозко |
Звёздочка |
||
Аленький цветочек |
Белый волк |
||
Морской царь и Василиса Премудрая |
Прекрасная Жанетон |
Для определения сходства и различия сюжетов сказок, я выбрала наиболее интересные на мой взгляд сказки и сравнила их. Один из примеров сравнения сказок представлен в таблице 2.
Таблица 2
Русская народная иитальянская сказка
Название сказки |
Волшебное кольцо |
Сказка о волшебном кольце |
Главный герой |
Мартын — вдовий сын |
Юноша |
Зачин |
В некотором царстве, в некотором государстве жил да был старик со старухою, и был у них сын Мартынка. |
Жил-был на свете бедный юноша. Вот однажды говорит он своей матери |
Развитие сюжета Кульминация |
За доброе сердце получает в подарок волшебное кольцо. Но был обманут своей женой, которая украла кольцо. Помогли верные друзья — пёс и кот. |
За доброе сердце получает в подарок волшебное кольцо. Но был обманут своей женой, которая украла кольцо. Помогли верные друзья — пёс и кот. |
Развязка |
А Мартынка и теперь живет, хлеб жует. |
Юноша привез во дворец свою мать, и зажила она счастливо на старости лет, Собака и кот тоже остались во дворце, жили они мирно, хоть, случалось, и ссорились. Юноша иногда пользовался кольцом, но не часто, потому, что справедливо думал: Не годится человеку без труда получать все, чего он ни пожелает |
Выводы:
- Я узнала определение понятия «сказка», как литературного произведения. Сказка бывает народная и авторская.
- Я узнала, что народные сказки условно делятся на волшебные, бытовые и сказки о животных.
- Выяснила особенности композиции волшебных сказок.
- Я прочитала и сравнила русские, французские, испанские, итальянские сказки. Всего мной было прочитано 105 произведений.
- Среди прочитанных сказок я выявила, что у 8 русских народных сказок можно найти похожий сюжет в зарубежных сказках.
Выявив сказки с похожим сюжетом, я задумалась, почему такое стало возможно? Думаю, это связано с тем, что сказка настолько древняя и основа сюжета родилась, когда люди жили одним племенем. А потом, по мере того как шло развитие общества, рос и сюжет сказки, обрастая особенностями культуры того или иного народа. Или может быть сюжеты схожи потому, что, несмотря на различия между национальностями, есть общепринятые моральные ценности, такие как честность, смелость, благородность и любовь. Каким бы ни был правильный ответ, все мы любим сказки. Благодаря ним хочется верить в чудо! Я буду и дальше читать сказки, мне очень интересны авторские произведения, может быть, я и сама попробую сочинить свою сказку.
Литература:
- Волшебные сказки Италии: антология — Рипол Классик; 2014 г. — 184 с.
- Волшебные сказки Испании: антология — Рипол Классик; 2013 г. — 160 с.
- Волшебные сказки Франции: антология — Рипол Классик; 2014 г. — 216 с.
- Википедия Свободная энциклопедия Сказка [электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki
- Какие бывают сказки? Виды и жанры сказок [электронный ресурс] URL: http://fb.ru
- Литературно- педагогический блог Татьяны Саксон. Какие бывают сказки (классификация сказок) [электронный ресурс] URL: http://lit-dety.ru
- Лукошко сказок [электронный ресурс] URL: http://lukoshko.net
- Лучшие сказки, стихи, видео и игры для детей [электронный ресурс] URL: http://www.chitaikin.ru
- Ответы на популярные вопросы, школьные сочинения [электронный ресурс] URL: http://snipeclass.ru
- Сказки для детей [электронный ресурс] URL: http://skazki74.ru
- Хранители сказок Собрание авторских и народных сказок [электронный ресурс] URL: http://hobbitaniya.ru