Весной, когда природа просыпается от зимней спячки, а солнышко с каждым днем дает нам все больше тепла, многие из детей, как ни странно, вместо того, чтобы радоваться пробуждению природы, испытывают определенные неудобства. Это и повышенная раздражительность, хроническая усталость, и плохое настроение, а также чрезмерная восприимчивость к различным заболеваниям, особенно простудным. Здоровье человека во многом зависит от того, насколько полезную пищу мы употребляем. Польза продуктов основана на содержании в них полезных веществ — витаминов и микроэлементов. Особенно важны витамины в рационе детей. Им они необходимы для роста, правильного формирования мышечной, костной и других систем.
Именно поэтому я решила провести исследовательскую работу на тему: «Что такое витамины?»
Цель работы: узнать, что такое витамины, откуда они берутся, как их хранить и что бывает, когда их недостаток или переизбыток.
Гипотеза: Витамины необходимы для роста, развития и нормального функционирования организма человека, но можно исключить из питания некоторые из них.
Объект исследования: витамины.
Витамины (от лат. vita – «жизнь») – вещества, которые требуются организму для нормальной жизнедеятельности.
Во второй половине 19 века люди считали, что из полезных веществ, которые содержатся в продуктах питания, есть только белки, жиры, углеводы, минеральные соли и вода. Но от того, что люди не употребляли в пищу некоторые продукты и вместе с ними другие полезные вещества, кроме перечисленных, они умирали от непонятных болезней. Например, когда корабли отправлялись в долгое морское путешествие, очень много людей погибало от цинги при больших запасах продовольствия. Цинга — это болезнь, при которой человек чувствует себя уставшим, сильно худеет, теряет аппетит, у него болят мышцы в ногах, шатаются зубы и кровоточат десна. Позже обнаружили, что цинга развивается от недостатка витамина С.
Впервые, на неизвестные полезные вещества обратил внимание русский ученый Николай Лунин в 1880 году. Он проводил опыты на мышах и заметил, что те животные, которые питаются искусственным молоком худели и погибали. А те мыши, которые получали натуральное молоко, были здоровы.
Позже его опыт подтвердил другой ученый — врач Эйкман. В то время в Японии и Индонезии очень много людей страдали от болезни «бери-бери». Это такая болезнь, при которой поражается нервная система и сердце, может привести или к параличу или к смерти. Эйкман заметил, что кормит своих кур очищенным рисом, который также едят больные «бери-бери». Стоит дать им неочищенный рис, как они тут же выздоравливают.
Первым выделил витамин ученый Каземир Функ в 1911 году. Он и дал ему такое название. «Vita» переводится с латинского языка как «жизнь», амины — группа химических веществ, отсюда и появилось слово «витамин».
На сегодня известно около 20 витаминов. Все они изучены, известно в каких продуктах они содержатся и какие болезни бывают при их недостатке. Так же изучен их химический состав, что дает возможность получать витамины искусственным путем.
Болезни, которые появляются из-за нехватки витаминов, называются авитаминозом. Если организму не хватает нескольких витаминов, это называется поливитаминозом. Такое часто бывает в межсезонье — между осенью и зимой, например. Или между зимой и весной, когда наш организм «приходит в себя» после долгой зимы. Ведь именно в это время года мы получаем меньше всего витаминов, потому что едим меньше свежих фруктов и овощей. Симптомы авитаминоза у всех могут проявлять по-разному. Чаще всего это усталость, раздражительность, частые простуды, бессонница и более серьезные болезни. Иногда мы не обращаем на это особого внимания, но это не правильно. Авитаминоз может привести к серьезным последствиям. Например, большая нехватка витамина D может привести к размягчению костей.
Витаминов может не хватать в организме, а может наоборот быть слишком много, это называется гипервитаминозом. А недостаток — гиповитаминозом.
Таким образом, витамины — это необходимая для человека часть пищи, которая обеспечивает нормальное течение важных для жизни процессов в организме. Каждый витамин имеет своё название — букву латинского алфавита.
Витамины для детей.
Самые первые витамины ребёнок получает с молоком матери — самым естественным способом и в наилучшем сочетании. Мамы, осознанно лишающие своего ребёнка грудного молока, поступают крайне неблагоразумно.
У деток постарше основным источником витаминов являются продукты питания, поэтому нужно серьёзно подойти к составлению меню ребёнка. Необходимо помнить, что питание должно быть не только полезным, но и разнообразным и сбалансированным. Необходимо также знать о сочетаемости продуктов. В детском питании нужно широко использовать самые разнообразные продукты, так как все витамины жизненно необходимы детям.
Витамины в продуктах питания.
Основным источником витаминов для человека является пища. Содержание витаминов в пищевом рационе может меняться и зависит от разных причин: от сорта и вида продуктов, способов и сроков их хранения, характера технологической обработки пищи, выбора блюд и привычек в питании. Важную роль играет состав пищи.
Способы сохранения витаминов в пище.
В природе практически нет ни одного продукта, в котором находились бы все витамины в количестве, достаточном для удовлетворения потребностей организма взрослого человека и ребёнка. Поэтому необходимо максимальное разнообразие меню: наряду с продуктами животного происхождения и зерновыми, должны быть овощи и плоды, в том числе в сыром виде.
Для сохранения витаминов в пищевых продуктах, подвергнутых кулинарной обработке или хранению, необходимо соблюдать следующие условия:
1) Хранить продукты в тёмном и прохладном месте;
2) Не проводить первичную обработку пищевых продуктов под ярко горящим светильником;
3) Мыть пищевые продукты в целом виде или крупным куском, нарезать их непосредственно перед приготовлением пищи;
4) Не сливать воду, в которой замачивали бобовые или крупы, а использовать её при их варке;
5) Подготовленные овощи сразу подвергать тепловой обработке. При необходимости хранения очищенных овощей помещать их в прохладное место не более чем на 3–5 часов;
6) Для варки овощи и плоды помещать в кипящую воду;
7) Строго соблюдать время тепловой обработки, не допускать перегрева;
8) Плотно закрывать посуду, в которой проводят тепловую обработку;
9) Свести к минимуму перемешивание пищи при нагревании;
10) Шире применять те виды кулинарной обработки, которые не требуют длительного нагревания (овощи и картофель лучше варить в кожуре или в целом виде);
11) Необходимой составной частью каждодневного рациона должны быть сырые овощи, фрукты и ягоды. Резать и тереть овощи, смешивать их и заправлять майонезом, растительным маслом или сметаной только перед употреблением;
12) Квашеные и солёные овощи хранить под грузом, покрытым рассолом. Не надо промывать квашеную капусту, так как при этом теряется более 50 % витамина С;
13) Использовать овощные отвары для приготовления супов и соусов;
14) Хранить горячие готовые овощные блюда не более 1часа, срок их реализации должен быть минимальным;
15) Для овощных отваров, соусов, подлив и супов целесообразен использовать некоторые остатки овощей, богатых витаминами, минеральными и вкусовыми веществами (например, кочерыжки капусты, ботву петрушки и ранней свеклы, стебли укропа);
16) Для повышения витаминной ценности питания в рацион целесообразно включать напитки из сухих плодов шиповника, пшеничных отрубей (богатых витаминами группы В), из сушёных яблок и других фруктов и овощей);
17) Также важно не оставлять продукты в воде на длительное время.
Синтетические и натуральные витамины.
Безусловно, для укрепления здоровья и профилактики заболеваний следует отдавать предпочтение натуральным витаминам, которые содержатся в продуктах питания. Такая же проблема возникает при повышении потребности организма в витаминах, и особенно при заболеваниях, приводящих к нарушению их усвоения.
Хотя многие витамины могут быть синтезированы искусственно, большинство витаминных препаратов (таблеток, капсул, порошков, жидкостей) производят, используя естественные источники.
Например, витамин А получают из масла печени рыб; витамины группы В — из дрожжей или печени; витамин С считается самым лучшим, если он изготовлен из плодов розы, а точнее из ягод шиповника; витамин Е извлекают главным образом из соевых бобов, зародышей пшеницы или других зерновых и т. д.
Химический анализ показывает, что получаемые препараты не отличаются от природных витаминов, но, как правило, последние оказывают более выраженное положительное действие и не вызывают побочных реакций. Почему?
Во-первых, в пищевых продуктах обычно содержится целый комплекс веществ, обладающих сходной витаминной активностью, а не одно вещество. Например, натуральный витамин Е может включать в себя все существующие в природе токоферолы, а не только один токоферол, поэтому он более эффективен, чем его синтетический двойник.
Во-вторых, в продуктах питания содержатся различные витамины и биологически активные вещества, усиливающие действие друг друга (улучшающие усвоение и замедляющие выведение). Синтетический витамин С — это только аскорбиновая кислота и ничего больше. Натуральный же витамин С, извлеченный из плодов шиповника, содержит целый комплекс витаминов С, а также биофлавоноиды (витамин Р). Поэтому натуральный витамин С гораздо более эффективен.
Выводы:
Подводя итог, можно сказать, что витамины играют очень важную роль в жизни человека. Не употребляя их в пищу, мы можем очень сильно заболеть. Поэтому нужно питаться правильно и постоянно есть свежие фрукты, овощи и другие продукты, содержащие большое количество полезных веществ.
Для детей витамины особенно важны, от них зависит уровень умственной и физической работоспособности, выносливости и устойчивости организма к влиянию неблагоприятных факторов внешней среды.
Каждый витамин отвечает за свою часть организма: А — улучшает зрение и кожу, повышает иммунитет, группа витаминов В — способствует росту, уменьшает зубную боль и так далее. Поэтому все витамины одинаково полезны, нельзя исключить из питания ни один из них.
Литература:
- www.vitamini.ru
- www.vitaminov.net
- http://priroda.clow.ru
- http://www.brainmed.ru
- Смолянский Б. Л. Справочник по лечебному питанию. М., 1996.
- Павлоцкая Л. Ф. Физиология питания. М., «Высшая школа»., 1991.
- Петровский К. С. Гигиена питания. М., 1984.
- Припутина Л. С. Пищевые продукты в питании человека. Киев, 1991.
- Скурихин И. М. Как правильно питаться. М., 1985.
- Смолянский Б. Л. Справочник по лечебному питанию. М., 1996.