Актуальность: Интересно узнать о самом первом русском алфавите. Расширение своего знания, кругозора по этой теме.
Цель работы:
– Найти в древнерусском алфавите изображение первой буквы своего имени.
– Создать первую букву своего имени в древнерусском стиле.
Гипотеза: Предположим, что если бы я жила 7 - 8 столетий назад мое имя звучало бы по-другому. Возможно, звуки, которые мы слышим, буквами красивыми пишем.
Задачи:
- Собрать информацию о своем имени;
- Изучить начертание и название букв древнерусского алфавита;
- Создать творческий продукт: букву, акростих.
Методы исследования:
– Поиск информации (энциклопедии, словари, интернет);
– Сравнение.
Этапы работы:
Подготовительный этап:
– выбор темы и уточнение названия;
– сбор информации (о своем имени).
Практический этап:
– анализ материалов;
– изготовление продукта.
Обобщающий этап:
– подготовка выступления;
– подготовка презентации проекта;
– защита проекта.
Ожидаемый результат:
Сравнительная характеристика древнерусского с новым алфавитом, конспект, сочинение акростиха, создание первой буквы своего имени в древнерусском стиле.
Введение
Почему я выбрала эту тему? Когда мы знакомились с алфавитом, мне стало интересно узнать о самом первом русском алфавите, и как бы читалось мое имя по-древнерусски. И я решила расширить свои знания, развить свой кругозор.
Цель моего доклада — найти в древнерусском алфавите изображение первой буквы своего имени и создать первую букву своего имени в древнерусском стиле.
Для достижения этой цели необходимо:
- Собрать информацию о своем имени;
- Изучить начертание и название букв древнерусского алфавита;
- Создать творческий продукт: букву, акростих.
Вначале были такие письма: пиктография (рисуночное письмо) и идеография (иероглифы). Потом люди научились не изображать предметы, а передавать их знаками названия. Так появилось звуковое письмо. Первоначально использовались только согласные звуки или дополнялись значками. Такое письмо называется слоговым и использовали их финикийцы. Греки ввели гласные звуки. В девятом веке на основе греческого был создан алфавит у славян, славянская азбука.
Объектом и предметом моего исследования является начертание и название букв древнерусского алфавита. Чтобы изучить его составили такой метод исследования:
– Поиск информации (энциклопедии, словари, интернет);
– Сравнение.
1. Основная часть.
1.1. Происхождение моего имени.
Алина — имя романо-германского происхождения, в переводе означает «величественная, возвышенная».
Долгое время в России это имя было экзотическим. В пушкинском «Евгении Онегине» имя Алина носит «московская кузина» Татьяны. Это конечно, её «светское салонное» имя, в противовес крестильному (княжну могли звать, например Александрой). По поводу настоящего происхождения этого имени до сих пор не утихают споры: одни выводят его из сокращения русского крестильного имени Акулина, другие — тоже как уменьшительный вариант, но уже французского Аделина или Ангелина. Имя Аделина имеет французские и германские корни, поэтому имени Алина родственны имена Али, Адель, Аделин, Аделаида. В славянских странах имя ассоциируется со словом «алый» и художественными образами Алых парусов и Аленького цветочка, то есть с ожиданием счастья и надеждой. В христианском крещении Алине присваивают имя Ангелина, реже — Алла. Есть вероятность, что Алина — это форма латинского имени Альбина и в переводе «аldus» белая, светлая светловолосая.
В Шотландии имени Алина дают толкование «честная» и используют его как парное имя к имени Алистер, а в Греции — «солнечный луч» (как одно из ласковых обращений к Елене).
2.2. Чем отличается старославянская азбука (кириллица) от алфавита?
Слово «азбука» произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: аз (аз) и б (буки). А слово «алфавит» произошло от названий двух первых букв греческого алфавита: альфа и бета (название второй буквы позже произносилось как вита).
Слово «азбука» применяется, когда говорят о русском алфавите. Слово «алфавит» используется в отношении любого языка, в том числе русского: немецкий алфавит, английский алфавит, русский алфавит.
Наш алфавит произошел от греческого алфавита. И на основе этого алфавита славянскую азбуку создали Кирилл и Мефодий. Славянская азбука впоследствии стала называться кириллицей — в честь Кирилла. В старославянской кириллице было 43 буквы. В Древней Руси быстро освоили кириллицу. Люди учили азбуку, чтобы уметь читать и писать. На протяжении многих веков кириллица использовалась в нашей стране. После реформы Петра Первого буквы стали выглядеть проще. И можно было быстрее печатать книги, чтобы читало как можно больше людей.
Новое изменение в русском алфавите произошло 1917 года. Отказались от лишних букв. В настоящее время мы пользуемся именно этим алфавитом, в котором 33 буквы.
Чтобы лучше понять, как выглядели русские буквы в древности, провели сравнение.
В итоге сравнения двух алфавитов выяснилось, что современные буквы пишутся легко и просто. В современном алфавите исчезли некоторые буквы древнерусского алфавита (Ять, фита, ижица).
В кирилловском письме большие буквы употребляются только в начале абзаца. Большая прописная буква называлась буквицей и затейливо разрисовывалась, поэтому первая строка абзаца называлась красной (то есть красивой) строкой. В мельчайший порошок растирались изумруды и рубины, а из них изготовлялись краски, которые до сих пор не смываются и не тускнеют. Использовались синяя, желтая, красная и зеленая краски. В буквицах можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, изгибы реки, контуры солнца и сердца.
Буквица не только украшалась. Само ее начертание передавало определенный смысл.
2. Практическая часть исследования
Состоит из двух этапов:
1 этап: Создание первой буквы имени в древнерусском стиле
Первую букву своего имени в древнерусском стиле изготовили из картона. При оформлении использовали семечки тыквы.
2 этап: Сочинение акростиха
Акростих (от греческого «крайний» и «ряд») — стихотворение, в котором первые буквы строк составляют слово.
А — Алиною зовут меня,
Л — Люблю играть и веселиться.
И — И, конечно же, учиться.
Н — Наведу порядок в доме,
А — А затем я сделаю уроки.
Вывод: Мы лучше поняли, как выглядели буквы в древности и как сложно их писать, читать. Современные буквы проще писать, они строгие и без завитушек. Нужно правильно, грамотно выбирать буквы для записи звучащей речи — это путь к грамотности.
Заключение
В ходе своего исследования подробно узнала историю письменности, искусство красивого написания букв, научилась писать акростих. Подводя итоги нашей исследовательской деятельности, я лучше поняла, как выглядели буквы в древности и как сложно их писать, читать. Современные буквы проще писать, они строгие и без завитушек. Нужно правильно, грамотно выбирать буквы для записи звучащей речи — это путь к грамотности.
Литература:
- Энциклопедия для детей, том 10. Языкознание. Русский язык. М., «Аванта +» 1999.
- Олейник О. В., Кабанюк Л. П. Проектная деятельность: методика обучения. Проекты по русскому языку. 2–4 классы. — М.: ВАКО, 2015.
- Интернет — ссылки