Я, Васильцов Серафим, учусь во 2 «Б» классе в первую смену. Каждое утро, собирая меня в школу, родители готовят мне завтрак. Каждый раз я им говорю, что есть не хочу, а они в ответ, что завтракать необходимо и всё тут… Почему мои родители каждое утро «мучают» меня своими завтраками? Почему? Почему??? Устав от наших ежедневных ссор и споров, я решил провести исследование «Так ли важен завтрак?» и разобраться в этом вопросе.
Цель, которую я перед собой поставил в исследовании — определить значение завтрака для учащихся начальных классов.
Задачи, которые необходимо решить для реализации цели:
– выяснить, что такое завтрак и каким он должен быть;
– завтракают ли дома ученики нашего класса;
– узнать количество завтракающих детей в нашей школьной столовой;
– оформить рецепты «Вкусной и здоровой пищи» и информационный буклет для учащихся и родителей «Берегите свое здоровье!»
Гипотеза исследования:
- Допустим, завтрак, также как обед и ужин, выдумали умные дяди и тёти, чтобы соблюсти этикет питания.
- Что произойдет, если на завтрак есть только то, что нравится и тогда, когда хочется?
Методы исследования:
– теоретическое исследование;
– наблюдение;
– анкетирование учащихся;
– собеседование.
Изучая данный вопрос в энциклопедической, научно — популярной литературе, в Интернет — сети, я выяснил, что питание ребенка-школьника стало с недавнего времени не только головной болью родителей, но и серьезной проблемой современной диетологии. Дети, недополучая витамины и минералы, хуже успевают в школе, медленнее соображают, быстрее утомляются и к окончанию средней школы приходят с целым букетом различных заболеваний. Доктор Рошаль считает: «Никогда у нас в стране, если не считать периода после Октябрьской революции, довоенных и послевоенных лет, а также самой войны, не было такого состояния, как сейчас. Это показала проведенная диспансеризация», — сказал Л. Рошаль.
Я выяснил, что завтрак влияет на работоспособность, оказываясь для детей настоящей «пищей для мозга». Это факт, научно доказанный специалистами в области питания. А специалисты считают, что завтрак для ребенка должен состоять из трех основных элементов: фруктов, зерновых и молочных продуктов. В детской энциклопедии здоровья «Расти здоровым» я узнал, какой должен быть среднесуточный набор продуктов, необходимый для школьников. В большом ассортименте они используются на завтрак.
Кроме того, режим питания школьника напрямую связан с распорядком его дня. Большую часть времени подростки проводят в школе. В связи с этим следует учитывать чередование умственных нагрузок и периодов отдыха. В период значительных умственных нагрузок питание должно быть дробным и легко усваиваться.
Я узнал, что существуюттиповые режимы питания школьников при обучении в первую и вторую смены.
В ходе исследования данного вопроса, я выяснил, что говорит о питании заведующая школьной столовой Ольга Андреевна и как относятся к завтраку учащиеся начальных классов в нашей школе?
В ходе анкетирования учащихся мне удалось выяснить:
Были опрошены 70 человек.
– Всегда завтракают в школе — 70 уч. (100 %)
– Всегда завтракают дома — 53 уч. (76 %)
– Отказываются от завтрака дома — 17 уч. (24 %)
Давайте узнаем, всё ли едят наши ребята?
– В школе едят всё — 61 уч. (87 %)
– В школе едят то, что нравится — 9 уч. (13 %)
– Дома едят всё — 33уч. (47 %)
– Дома едят то, что нравится — 37 уч (53 %)
Ученики считают:
– Завтрак необходим — 60 уч. (85 %)
– Завтрак не обязателен — 10 уч. (15 %)
По данным анкетирования, можно сделать вывод:
– В школьной столовой мы едим охотнее, чем дома. Может быть это связано с тем, что родителей легче уговорить не завтракать, сославшись на раннее время, на неохоту и т. д.
– Некоторые ребята не всегда завтракают по разным причинам (не желают завтракать — отсутствует аппетит и т. п.).
– Из беседы с классным руководителем я узнал, что дети, которые не завтракают дома, приходят в школу с плохим настроением, хуже работают на уроках, у них теряется внимание, снижается работоспособность, они часто жалуются на головную боль, на боль в животе.
Также я взял интервью у школьного врача и узнал, что нерегулярное питание, отказ от пищи, еда всухомятку — все это приводит к заболеванию желудочно-кишечного тракта.
В ходе проведенного мною исследования, я пришел к выводу, чтонеобходимо:
– обратить внимание родителей и учащихся на рацион питания детей;
– рекомендовать родителям и детям два завтрака. Познакомить родителей и учащихся с информационным буклетом;
– медицинскому работнику школы провести беседу о важности завтрака;
– подготовить и провести для учащихся начальных классов беседу «Так ли важен завтрак?».
Возвращаясь к выдвинутым гипотезам, на основе проведенного исследования можно сделать вывод, что первая гипотеза не подтвердилась. Она рассыпалась, не дойдя до финала моего исследования. Согласитесь, я ни разу не произнёс «этикет питания». Важность завтрака раскрылась не только с точки зрения учёных, врачей, но и с практической стороны. Как видно из проведённого анкетирования, большинство учеников и их родителей понимает значение горячего завтрака и старается поддерживать его полноценность.
Вторую гипотезу я отнёс бы к культуре питания. Воспитывать культуру еды нужно еще в раннем детстве. Даже дошкольнику вполне доступно представление о том, что в течение дня бывает завтрак, обед, полдник и ужин.
Отдельная тема — выбор правильных, здоровых продуктов. Конечно, ни один ребенок не откажется от шоколадного батончика в пользу овсяной каши. Но ведь культуру здоровой еды можно и нужно воспитывать!
Для того, чтобы вызвать интерес к данной проблеме, я оформил рецепты «Вкусной и здоровой пищи» и информационный буклет для учащихся и родителей «Берегите свое здоровье!».
В результате своего исследования я пришел к такому выводу: если мы научимся с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то наше поколение будет более здоровым. Я затронул пока только одну проблему «Так ли важен завтрак?» А кто из вас знает, насколько важны первые блюда?! Надо ли есть в одно и то же время? Над этим тоже можно поразмыслить! И возможноэто станет темой моего следующего исследования.
Литература:
- Детская энциклопедия здоровья «Расти здоровым», М.: Физкультура и спорт, 1992.
- Скурихин И. М., Шатерникова В. А. «Основы рационального питания. Как правильно питаться», М.: «Медицина», 1986.
- Змановский Ю. Ф. «Воспитаем детей здоровыми», М.: «Медицина», 1989
- Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Окружающий мир: Учебник для 4 класса. Самара: Издательство «Учебная литература», 2008.
- Секреты кухни Дональда Дакка. 20 рецептов вкусной и веселой пищи.