Практическое руководство по созданию флорариума | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Биология

Опубликовано в Юный учёный №2 (11) апрель 2017 г.

Дата публикации: 21.02.2017

Статья просмотрена: 1730 раз

Библиографическое описание:

Шилов, Н. М. Практическое руководство по созданию флорариума / Н. М. Шилов, И. К. Куцева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 2 (11). — С. 160-163. — URL: https://moluch.ru/young/archive/11/773/ (дата обращения: 16.11.2024).



Флорариум — это стеклянная емкость, специально предназначенная для выращивания растений. Изобретение это принадлежит доктору Натаниэлю Варду. Произошло это в 1829 году. Доктор обнаружил, что в закрытых сосудах растения могут существовать годами без ухода, не нуждаясь в поступлении воздуха и воды извне, и единственное, о чем следовало заботиться — это обеспеченность растений светом. [3]

Цель: освоить технику создания композиций для флорариума.

Для достижения цели были выдвинуты следующие задачи:

  1. Изучить литературу по теме исследования;
  2. Создать композицию для флорариума;
  3. Освоить правила ухода за флорариумом;
  4. Размножить вегетативным способом растения для флорариума.

Методы: практический метод, наблюдение.

Практическая значимость работы: работа является пошаговой инструкцией для желающих создать флорариум.

Этапы работы по созданию флорариума (практическая часть):

Прежде, чем приступить к созданию флорариума, я изучил немногочисленные литературные источники по этому вопросу.

Для композиций в природном стиле обычно требуется много пространства. Форма сосуда играет здесь второстепенную роль. Главное- подбор ассортимента растений, ведь такая композиция должно воссоздать лесной, полупустынный ил горный ландшафт. Важно подобрать почву, соответствующую экологическим потребностям растений тех или иных мест обитания. В качестве аксессуаров используют натуральные камни или коряги. Прямую противоположность природному представляет собой флорариум в абстрактном стиле. Если вы задумали создать нечто необычное, запоминающееся выразительными цветовыми сочетаниями, линиями и формами, начинайте свою работу с выбора подходящей посуды, оригинального субстрата и стильных аксессуаров. Растений в таких композициях обычно не бывает много: от одного до трех видов. [4]

Выбор емкости для флорариума.

Можно использовать почти любую посуду из прозрачного стекла. Наиболее важными для жизнедеятельности растений являются лучи видимого спектра, поэтому сосуды даже из слабо тонированного стекла для флорариумов совершенно непригодны. Емкость должна быть совершенно прозрачной и чистой. Комфортное произрастание растений во флорариуме будет зависеть от размеров и расположения отверстия. Нежелательная циркуляция воздуха снижается, если отверстие флорариума расположено не сверху, а сбоку. Это особенно важно, если композиция размещена вблизи отопительных приборов, в продуваемом сквозняками холле или другом неблагоприятном для растений месте. [4]

Освещение и выбор места в интерьере.

Можно использовать естественное освещение, но у него ряд недостатков. Во-первых, это существенно ограничивает возможности размещения емкости с растениями в интерьере. Для флорариума мало подходят северные окна, так как, преодолевая двойное остекление рам, рассеянный свет здесь уже существенно ослабевает, а ведь стенка флорариума, хотя и прозрачная, тоже отражает часть светового потока. Прямой солнечный свет на южных окнах способствует ожогам на листьях растений, и здесь вам придется заботиться о притенении, что тоже не совсем удобно. Во-вторых, на окне не видна красота ярусных посадок, ведь листовая мозаика будет выстраиваться параллельно плоскости освещения, то есть в обратную от вас сторону. Из-за этого во многом утрачивается декоративный смысл композиции, так что комбинированное или искусственное освещение во всех отношениях лучше. Специалисты рекомендуют флуоресцентные светильники с электронным пуском, которые не дают лишнего тепла.

Субстрат для флорариума.

Требования различных видов к почвенным условиям отличаются, и все же есть некоторые правила, общие для всех растений. Почвенная смесь не должна быть слишком питательной, так как это стимулирует быстрый рост, и композиция в скором времени теряет декоративность. Также следует позаботиться о том, чтобы субстрат был воздухопроницаемым- во флорариуме велик риск загнивания корней. [1]

Мы взяли готовый почвенный субстрат, добавили в него вермикулит и сфагновый мох, которые хорошо удерживают влагу. Песок (1/4 часть) смешали с почвой для улучшения воздухопроницаемости. Керамзит (3 см.) на дне флорариума предотвращает закисание почвы. Субстрат насыпали так, что ¾ объема сосуда остались свободными.

Выбор растений.

Для большинства композиции, особенно небольших по размеру, не подходят быстрорастущие виды. Скорость роста — характеристика, которая не всегда есть в справочниках по комнатным растениям, но можно судить о ней по внешнему виду самих экземпляров. Как правило, это виды, имеющие укороченные стебли, такие как сенполия, бегония, спатифиллум. [2]

И главное правило при подборе растений: вне зависимости от стиля флорариума в одной емкости группируются растения со сходным отношением к температуре, освещенности, влажности почвы и воздуха.

Для создания композиции из растений нужно учитывать и декоративные свойства растений. Это габитус — очертания, форма растений и размер листовой пластинки, фактуру листа (матовая или глянцевая), цвет, фактуру растения в целом(ажурная или плотная). Нужно использовать принципы контраста, нюанса или подобия. Наиболее заметны контрастные сочетания. [3]

Для композиции мы выбрали два сорта фиттонии: фиттонию серебристожилковую (Fittonia argyronewra) и фиттонию Вершаффельта (Fittonia vershaffeliti). Узор на листьях фиттонии привлекает своей оригинальностью. В первом случае характерный рисунок имеет серебристо-белый оттенок, во втором- красный. Гармоничный переход близких друг к другу оттенков зеленого мы создали, добавив в композицию педилантус (Pedilanthus tithymaloides) и церопегию Вуда (Ceropegia Woodii).

Таким образом, были соблюдены следующие принципы:

подобие рисунка и нюанс насыщенности окраски на листьях фиттоний. Сочетание педилантуса и фиттоний в композиции — контрастные формы габитуса. При создании композиции нами учитывалась и высота растений. Гармоничным считается высадка растений по правилу ряда Фибоначчи:

последовательность чисел в которой каждое новое число равно сумме двух предыдущих: 1,1,2,3,5,8,13,21,34,55,89,144…. [2]

Скорость роста педилантуса больше, чем у фиттоний, поэтому мы решили размножить это растение вегетативно стеблевыми черенками разной длины. В последующем можно будет заменять переросший или потерявший декоративность посадочный материал. Кроме того, мы нарезали черенки колеуса (Coleus x Blumei) и бегонии вечноцветущей (Begonia semperflores) для замены растений в композиции.

Таким образом, в композиции мы использовали принцип подбора растений с учетом деления их на группы: фоновые, среднего и переднего плана. На переднем и заднем плане, кроме церопегии мы использовали мох. Со временем он может потерять декоративные свойства, пожелтеть, погибнуть. Его можно будет заменить декоративным аксессуаром — камушками красного цвета, сочетающимися с листьями фиттонии Варшафельта. В качестве декоративных аксессуаров мы использовали мелкие натуральные камешки и ракушки.

C:\Users\-\Desktop\readmsg.png

Рис. 1. Флорариум

Уход за флорариумом.

Уход за флорариумом в емкости с широким отверстием во многом напоминает уход за комнатными растениями в горшках, но полив здесь производится реже. Нужно следить, чтобы субстрат не пересыхал, но не «кис», вызывая загнивание корневой системы. Азотные удобрения не вносят или используют умеренно, чтобы не стимулировать рост. Уход за растениями сводится к прищипыванию верхушек побегов (чтобы стимулировать кущение) и обрезке ветвей, при помощи которой вы можете придать растению нужную форму. [1] Регулярно опрыскивая растения теплой водой, можно снизить необходимость полива до минимума.

В целом растения во флорариуме поражаются вредителями и болезнями реже, чем при открытом содержании на подоконнике или в зимнем саду. Достаточная влажность воздуха препятствует заселению растений трипсами, щитовками и другими типичными для помещений вредителями. Если на листьях некоторых видов заметны пятна беловатого налета, подкормите посадки слабым раствором калийного удобрения и попробуйте снизить влажность. [3]

Заключение

Комнатные цветы подсознательно побуждают нас к творчеству. Растения воздействуют на нас, сотрудничают с нами, побуждая творческую активность. Составление композиций из комнатных растений — это работа с живым материалом, помогающая оторванным от природы горожанам избавиться от эмоциональной усталости и неврозов. Многие даже не подозревают, что обладают талантом фитодизайнера. Откройте для себя чудесный и волнующий мир комнатных растений, и вы почувствуете, насколько богаче стала ваша жизнь.

Литература:

  1. Воронцов В. В. Уход за комнатными растениями.Практические советы любителям цветов.- М.:ЗАО «Фитон+», 2005
  2. Ниссен Д. Комнатные растения. -М,: АРТ-РОДНИК, 2011
  3. Перепелова О. В. Флорариум. Тропики в доме.- М,: Профиздат,2009
  4. Попова Ю. Цветочные аквариумы.- М.: Росмен,2005
Основные термины (генерируются автоматически): растение, композиция, скорость роста, создание композиции, вид, уход.


Задать вопрос