Общественно-политическая лексика как средство общения политиков с молодёжью | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Русский язык

Опубликовано в Юный учёный №2 (11) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.02.2017

Статья просмотрена: 43859 раз

Библиографическое описание:

Бабий, Б. Э. Общественно-политическая лексика как средство общения политиков с молодёжью / Б. Э. Бабий, Л. В. Найденова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 2 (11). — С. 3-9. — URL: https://moluch.ru/young/archive/11/775/ (дата обращения: 19.12.2024).



Социальная значимость политики сегодня очень высока. Обострение политических отношений нашей страны с другими государствами, степень влияния политических решений на нашу жизнь — всё это заставляет задуматься о политике.

На мировой арене наша страна сегодня находится в центре внимания. На Россию смотрят, за Россией пристально следят, Россию боятся. Интерес общества к политике возрастает. Увеличилось количество политических передач, в которых участвуют представители различных политических партий. За речью политических лидеров следит вся страна, так как их речь не только показатель культуры страны, но и орудие для достижения целей, важных для всей страны, для общества в целом.

При достижении восемнадцати лет гражданин нашей страны обретает право политического голоса, т. е. может участвовать в голосовании, выбирая тех, кто будет управлять нашим государством. А значит, молодой человек просто обязан быть политически грамотным: компетентным, заинтересованным в политическом устройстве нашей страны, понимающим политические взгляды и намерения тех, кто устанавливает законы и порядки, по которым мы живём. Политическое устройство отражается в существующей общественно-политической лексике, поэтому молодежи жизненно необходимо понимать значение этих лексических единиц.

Какова же речь современного политика, насколько она отвечает основным ценностям молодёжи? Насколько понятна современной молодёжи? В поисках ответа на эти вопросы мы провели теоретическое и практическое исследование общественно-политической лексики как средства общения политиков с молодёжью.

Общественно-политическая лексика — это часть лексической системы языка, в которой особенно наглядно отражены социальная структура общества, мировоззренческие установки, способы организации общественной жизни страны [2, 83].

Политическую лексику изучали В. Н. Киселев, Н. А. Купина, В. И. Максимов, С. В. Молоков, А. Б. Новиков, Л. Г. Самотик, Т. Б. Крючкова. Что же входит в понятие общественно-политической лексики. В лингвистической литературе встречаются разные подходы — от включения в нее политической терминологии до рассмотрения всего лексического многообразия, касающегося политики [5]. По мнению А. П. Чудинова, необходимо разграничить понятия «политическая лексика» и «политическая терминология»: Политическая терминология «не относится к общеупотребительному словарному фонду и используется только в научных и иных специальных текстах, ориентированных на специалистов по политологии. Политическая лексика — это тематическое объединение общеупотребительных слов, понятых абсолютному большинству граждан» [6, 90]. В своей работе под общественно-политической лексикой (ОПЛ) мы будем понимать лексические средства, которые используются для выражения политических взглядов и интересов. Это лексика, которая используются для общения как между политиками, так и при общении политиков с народом.

Характеристика общественно-политической лексики

1) Делится на отдельные группы: просторечная, жаргонная, иноязычная, сложносокращенные слова;

2) Выполняет основную функцию языка политики — манипулятивную (управление обществом, общественным мнением; навязывание своей воли аудитории);

3) Эмоционально-оценочная: в ее состав входят политические метафоры, гиперболы, ярлыки, клички, штампы и клише, политические эвфемизмы и дисфемизмы.

Тематические группы ОПЛ: Номенклатурные наименования лиц (президент, премьер-министр); ведомств, органов (парламент); терминология электоральных и смежных технологий (баллотироваться, импичмент, инаугурация); наименования политических партий, движений, идеологических течений и их членов (национал-сепаратистский, плюралисты); политический жаргон (мандат, олигарх, харизма); термины права (легитимный, экстрадировать); правовой жаргон (грин-кард, прайвэси); экономические термины (брэнд, дефолт, дилер); религиозные термины (ваххабиты, талибы, ИГИЛ); философские, культурологические, социологические, лингвистические и психологические термины, обозначающие реалии, имеющие большую общественную значимость (истеблишмент, менталитет, пси-фактор, тинэйджер) [5].

Итак, общественно-политическая лексика — это лексика, которая используется как для общения между политиками, так и для общения политиков с народом. Она должна быть общеизвестна и понятна абсолютному большинству граждан. Основная функция ОПЛ — служить средством для управления обществом, общественным мнением. Язык политики отличается образностью, метафоричностью, эмоциональностью.

Практическая часть исследования проводилась методами анкетирования и анализа речи. Проанализированы особенности речи ведущих политических деятелей нашей страны во время их выступления на ежегодном молодёжном форуме «Территория смыслов» в 2015, 2016 гг.: При анализе речи выделены критерии оценки общественно-политической лексики, основанные на модели политического общения, которую предлагает В. И. Аннушкин [1]. Анкетирование проводилось на базе Кузбасского государственного технического университета. В анкетировании приняли участие 21 студент третьего курса горного института. Анкета была составлена на основании анализа речи политиков, в неё вошла ОПЛ, наиболее часто употребляемая политиками и в СМИ.

Для выявления основных ценностей современной молодёжи студентам предлагалось проранжировать ценности по степени значимости. В результате анкетирования выявлено, что главное для современной молодёжи — это семья, здоровье и любовь (1–3 места). Молодёжь ценит также возможность самореализации, получения хорошего образования, любимой работы (4 место). Важными факторами в жизни студентов являются личная свобода и независимость, на шестом месте — материальные блага и финансовое благополучие. Менее значимо для студентов общение, не являются приоритетными также религия, творчество, слава или известность.

Анализируя речь основных политических деятелей РФна ежегодном молодёжном форуме «Территория смыслов», мы акцентировали внимание на том, какие жизненные ценности учитывает политик в своём общении с молодёжью; какую ОПЛ использует в своей речи; а также обращали внимание на политические установки, эмоциональную окраску речи (эпитеты, сравнения, метафоры, пословицы и поговорки, шутки, фразеологизмы и т. д.) и другие особенности.

Результаты анализа речи президента РФ, В. В. Путина, мы внесли в таблицу 1.

Таблица 1

Анализ речиВ.В.Путина

п/п

Критерий

Показатель

Примеры (цитаты)

Учитывает ценности молодёжи

Коммуникативные ценности, общение, свобода и независимость, образование, самореализация, любимая работа, творчество, здоровье

«…думаю, что будет очень полезно вам и друг с другом поговорить, обзавестись хорошими, полезными связями, перспективы посмотреть на будущее»; «надо заниматься тем, чем хочется…»; «если человек чувствует, что занимается любимым делом, там его и ждёт успех. Неизбежно!»

Использует ОПЛ

Суверенитет, анархия, держава

«инновационная современная держава»

Политические установки

Либерализм, демократия

«давайте не будем говорить о врагах, давайте говорить об оппонентах, конкурентах», «нужно не запрещать, а самим активно продвигать нашу позицию»; «ограничения должны быть минимальными»; «нет врагов, есть конкуренты, оппоненты…давайте не будем называть врагами…»

Эмоциональная окраска речи

Шутки, фразеологизмы, эвфемизмы, поговорки

«пользуются нашей такой безалаберностью»; «кошмар», «рыба ищет там, где глубже, человек, где лучше»; «жёстко, своевременно, красиво и талантливо ответить»; «человек не может рассчитывать на какие-то коврижки»

Другие особенности речи

Хвалит, даёт возможность молодёжи высказать своё мнение, выслушивает предложения, часто благодарит, поддерживает инициативы молодёжи

«кроме того, ваш покорный слуга…»; «безусловно вы правы! По сути, вы правы!»; «мне ничего не остаётся, кроме как вас похвалить»; «хорошо бы было послушать от вас какие-то идеи, предложения, с целью, чтобы иметь в виду…»; «сформулировать какие-то задачи перед нами, проблемные вопросы»; «…заранее извините, если что-то невпопад скажу…»; «…садитесь, пожалуйста, садитесь, ради бога»..

В своём обращении В. В. Путин акцентирует внимание на многих ценностях, одна из них — «здоровье», такие темы, как «семья» и «любовь», не затрагиваются. Владимир Владимирович использует ОПЛ по мере необходимости, проявляет паритет в общении с молодёжью: поддерживает инициативы, благодарит, проявляет уважение, хвалит, даже заранее извиняется. Сообщает информацию, ссылаясь на документы, законы и т. д. Часто использует разговорную лексику, поговорки, фразеологизмы, приводит примеры.

Мы проанализировали речь такого яркого политика, как В. В. Жириновский, лидера партии ЛДПР, и занесли полученные результаты в таблицу 2.

Таблица 2

Анализ речиВ.В.Жириновского

п/п

Критерий

Показатель

Примеры (цитаты)

Учитывает ценности молодёжи

Свобода, независимость, религия, самореализация, образование, любимая работа

«разный смысл включает слово «свобода»; «играя в свободу, можно доиграться до войны!»; «религия — это оформленное чувство надежды»; «чтобы это всё понимать надо иметь знания»; «это наш вклад в образование»

Использует ОПЛ

Революция, демократия, либерализм, диктатор, теракт, перестройка, коммунизм, национализм, коррупция, резервация, экстрадиция, интернационализм, фашизм, НАТО, политика, большевики

«что такое революция? — это переворот»; «либерализм — актуальное, модное политическое течение»; «НАТО запугивает всю Европу Россией»; «слово политика у нас тоже неправильно понимают»; «политика — это управление городом»

Политические установки

Диктатура. Внешняя политика с позиции силы. Выступает против революции. Отношение к другим партиям и отдельным политикам негативное

«никогда не поддерживайте никакую революцию»; «у демократии должны быть ограничения»; «может быть я сумею вас в чём-то переубедить»; «зачем Миронов берёт мошенников»; «его нужно было уже тогда убрать»; «надо вниз спустить развитие спорта!»; «мы сможем!»; «чё другие не делают этого»; «я Ельцина ненавижу, он — идиот»; «а если бы я сейчас был в Кремле — сейчас бы никакой сессии не было в Варшаве, а стояла бы русская армия!»;

Эмоциональная окраска речи

Часто использует сравнения, политический жаргон, оценочную лексику, бранные слова, дисфемизмы, часто переходит на крик

«дебилы»; «мусор»; «идиоты»; «дураки»; «вор»; «сумасшедшие»; «недоумок»; «бандиты»; «зажравшааяся Москва»; «олигарх»; «криминальные элементы»; «всю старую команду вышвырнули»; «тебя куда — на помойку»; «пошёл вон»; «все взяли в свои ряды перебежчиков»; «мусор, который мы выметаем, в других партиях ценится…»; «они пользуются отбросами» (о людях); «ставить диагноз прошлому»; «для интеллекта допинг — быть в зоне риска»; «выкинули из академии»; «очистим депутатский корпус»; «развалюха»; «на мелочи не разменивайтесь»; «а Кудрин лезет потихонечку»

Другие особенности речи

Разговаривает с молодёжью с позиции силы и власти; проявляет высокомерное отношение

«…это я ещё должен перед тобой извиняться… это ты должен передо мной извиниться!»; «Садись! Садись!»; «это было, когда вы ещё не родились!»; «давайте быстрее вопросы»

Владимир Вольфович практически не обращается в своей речи к наиболее значимым ценностям современной молодёжи, очень часто использует ОПЛ, при этом расшифровывая многие понятия. Проявляет жёсткие политические установки, агрессивное настроение против других партий и политических взглядов. Разговаривает с молодёжью с позиции власти и силы. Часто оскорбляет и обзывает своих политических оппонентов.

Анализ политической речи С. М. Миронова, лидера партии «Справедливая Россия», приведён в таблице 3.

Таблица 3

Анализ речиС.М.Миронова

п/п

Критерий

Показатель

Примеры (цитаты)

Учитывает ценности молодёжи

Коммуникативные ценности, общение, семья, финансовые, материальные блага, свобода выбора

«мне важно, что вы общаетесь, знакомитесь, спорите»; «нужно выбирать мэров»; «повышать платёжеспособность»; «нужно увеличивать зарплату, стипендию»; «существует огромное социальное расслоение граждан»

Использует ОПЛ

Идеология, кворум, референдум, мандат, электорат, репрессии, десталинизация, легитимность, резолюция, либерал, фракция, суверенитет, супердемократия, санкции, разруха

«мы три года настаивали на лишении мандата»; «надо, чтобы у нас появилась государственная идеология»; «на той стороне воюют с идеологией»; «разруха в головах»; «больше всего женщин именно в нашей фракции»

Политические установки

Демократия, государственная идеология; склонен к конструктивному решению вопросов; проявляет уважительное отношение к другим политикам

«не надо никому ничего в обязаловку делать»; «мы людей учим становиться хозяевами»; «вот здесь мы помогаем строить гражданское общество»; «я за государственную идеологию, вот обязательная нет, не должна быть, а государственная…»; «нельзя называть мусором»; «оппоненты», «основа — это самоорганизация»; «нет, обязательно выбирать»; «нужно говорить правду, нужно отвечать за свои слова»

Эмоциональная окраска речи

Шутит, использует фразеологизмы, сравнения, метафоры, разговорную лексику, поговорки, анекдот

«зачатки государственной идеологии»; «наверное, это папка с компроматом»; «привет землякам!»; «Троянский конь образования»; «интеллектуальная закваска»; «хрен редьки не слаще»; «по башке»; «как хомут на шею одели»; «но шестерёнки то смазывались кровью»; «дух местного самоуправления выхолащивается»; «убойные аргументы»; «его величество рынок»

Другие особенности речи

Высказывает мнения по поводу развития политических событий, даёт молодёжи возможность поразмышлять

«я с вашего разрешения выскажу гипотезу…»; «поспорили бы со мной, между собой»

Сергей Михайлович в своём обращении часто останавливается на ценностях молодёжи, таких как семья, общение, свобода выбора, материальные блага. Регулярно пользуется ОПЛ, некоторые понятия расшифровывает. В целом, к молодым людям обращается уважительно, тактично, располагая к общению и совместным размышлениям. Его речь имеет довольно яркую эмоциональную окраску (старается пошутить, использует примеры, сравнения, поговорки).

В таблице 4 приведён анализ речи Г. А. Зюганова, лидера КПРФ.

Таблица 4

Анализ речиГ.А.Зюганова

п/п

Критерий

Показатель

Примеры (цитаты)

Учитывает ценности молодёжи

Здоровье, образование, семья, материальные, финансовые блага, спорт, труд, наука, работа

«мы подготовили закон образования для всех»; «мы подготовили программу по поддержке здоровья молодёжи»; «вкладывать в науку»

Использует ОПЛ

Держава, капитализм, революция, диктатура, консолидация власти, системный кризис капитализма, цитадель, государство, революция, диктатура, дума, санкции, НАТО, консолидация общества, ордынское иго, суверенитет, национализм, единое союзное государство, фракция, конституция, киевские бандеровцы

«бывает диктатура справедливости, бывает диктатура научно-технического прогресса»; «страну обложили санкциями»; «НАТО наваливается на нас всеми четырьмя колёсами»; «чтобы выбраться, нужна консолидация общества»; «суть нашей программы вытекает из сути развития нашей великой державы»; «мы с вами мирно должны вылезти из этого кризиса»

Политические установки

Коммунизм, патриотизм, терпимое отношение к другим партиям

«это была наша молодёжь — образованная, уверенная, храбрая, достойная»; «мы — можем, мы — правы!»; «мы готовы к конструктивному диалогу с каждой партией»

Эмоциональная окраска речи

Использует фразеологизмы, сравнения, метафоры, гиперболы, сопоставления, олицетворения, шутки, анекдоты

«мир лихорадит»; «суперклассная продукция»; «я прошёл огонь и воду»; «отремонтировать законы о выборах»; «в мире запахло новым пожаром»; «Европа сидит и кашляет»; «в эту яму провалились примерно 200 стран»; «один анекдот рассказывать нельзя, водиться не будут»; «это вопрос на докторскую диссертацию»

Другие особенности речи

Обращается к молодёжи с уважением, как к «гражданам своей страны», избирателям, возлагая ответственность за будущее страны

Примечание: во время монолога аудитория скучает, зевает

к молодёжи — «друзья, товарищи, коллеги, воспитанники, мои юные друзья», как к будущему «великой державы»; «я полностью поддерживаю данные требования»; «это будет зависеть от вашего чувства исторического оптимизма»; «вам придётся очень тяжёлого слона поднимать»

Лидер партии КПРФ в своём обращении к молодёжи затрагивает практически все сферы ценностей: это и семья, и здоровье, и образование (наука), и материальное благополучие, и работа. Речь Г. А. Зюганова пестрит огромным количеством политической лексики, политических формулировок, используемые понятия не поясняются. Во время выступления регулярно звучит призыв вступать в ряды КПРФ, критикует отдельных политиков, при этом Геннадий Андреевич проявляет готовность к «конструктивному диалогу с другими партиями». Много рассказывает о себе лично, о своём опыте, приводит примеры, не отвечает на вопросы прямо — переводит тему на рассказ о себе, стремится пробудить патриотические чувства у молодёжи, приводя массу исторических фактов. Речь монотонна, но насыщена фразеологизмами, сравнениями, сопоставлениями, олицетворениями. Ответы на вопросы дополняет анекдотами. Обращение к молодёжи подчёркнуто уважительное.

Мы прослушали речь Д. А. Медведева, председателя правительства РФ. Данные внесены в таблицу 5.

Таблица 5

Анализ речиД.А.Медведева

п/п

Критерий

Показатель

Примеры (цитаты)

Учитывает ценности молодёжи

Образование, общение, профессионализм, профориентация

«главное — контакты, связи, знакомства, которые у вас возникнут здесь»; «у нас есть такие проекты»; о рейтинге образования; сравнивает учителей и предпринимателей

Использует ОПЛ

Импортозамещение

Политические установки

Явно не выражает

«правительство вынуждено заниматься рутиной каждый день»; «государство должно создавать условия, чтобы бизнесу было интересно»; «это не проблема закона — это человеческая проблема»; «нам надо сделать всё, чтобы отношение к бизнесу в нашей стране изменилось»; «денег нет, но вы держитесь!»

Эмоциональная окраска речи

Редко шутки, жаргон

«вот я щас посижу, (я потыкаю) а вы мне чего-нибудь тут расскажите»; «постараюсь коротко, минут за 30»; «Ленин сказал: «Мы пойдём своим путём!»; «вопросы подготовить не сложно — вы бы мне ответ подготовили»; «нефть, газ, банки — что ещё брать будем»; «они не могут сказать — «да нет, это всё фигня», отгрести как-то»; «ну, давай, чё?»

Другие особенности речи

Общается в разговорном стиле; подчёркивает профессионализм молодёжи, достоинства

«привет, еще раз хочу это сказать!»; «Ау! Привет!... Привет!»; «А Вы сами как думаете-то?»; «Чем Вы занимаетесь?»; «На кого учитесь, а сами-то хотите быть социальным работником?»; «привет Дагестану!»; «вы все грамотные люди»; «всё у нас самих»; «педагог — это призвание, а если хочется деньги зарабатывать — идите в бизнес»

В своём общении с молодёжной аудиторией Дмитрий Анатольевич не использует понятия ОПЛ, только однажды прозвучало актуальное слово «импортозамещение». Много говорит о профессионализме, бизнесе, затрагивает такие темы, как образование, общение. Постоянно приветствует молодёжную аудиторию в дружеской форме: «Привет!». Выстраивает свою речь большей частью не в деловом стиле, а в разговорном («это всё фигня», «отгрести»; «ну, давай, чё?»).

Нам было важно узнать, насколько понятна для молодёжи ОПЛ, часто используемая представителями современной российской политической системы, а также СМИ. Мы попросили студентов КузГТУ сформулировать значение некоторых лексических единиц ОПЛ. В таблице 6 представлены обобщённые данные опроса студентов горного института КузГТУ как представителей молодёжи.

Таблица 6

Результаты анкетирования Знание молодёжи общественно-политической лексики

ОПЛ

Верное значение (%)

Не точное значение (%)

Не знают значение (%)

Суверенитет

57

33

Импичмент

24

10

66

Инаугурация

24

76

Кворум

5

95

Легитимность

10

90

Электорат

19

81

Референдум

24

76

Праймериз

5

95

Национализм

14

86

Экстрадиция

10

90

Результаты опроса показали, что самым понятным для студентов оказалось слово «суверенитет», большинство опрошенных указали верное значение (57 %). Самыми сложными для понимания стали: «кворум», «праймериз» (только 5 % дали верное определение), а также «легитимность», «экстрадиция», «национализм» (10–14 % верных ответов) — эти данные свидетельствуют о низком уровне владения студентами общественно-политической лексикой. Мы обнаружили нежелание определённой части кемеровской молодёжи вникать в ОПЛ, что затрудняет понимание ими речи многих политических лидеров.

В практической части исследования, мы выявили, что главные жизненные ценности студентов КузГТУ, представителей современной молодёжи, такие как «семья», «здоровье», «любовь» не учитываются при общении с молодёжью большинством политических лидеров страны. При этом часто останавливаются на менее значимых для студентов ценностях (религия, общение, материальные блага). Все выступающие обращаются к таким ценностям, как «образование» и «самореализация в работе», которые занимают четвёртое место в рейтинге у студентов. ОПЛ максимальна насыщенна у В. В. Жириновского, Г. А. Зюганова, меньше у С. М. Миронова, практически не используется В. В. Путиным и Д. А. Медведевым. Чем больше эмоционально насыщена речь политиков (использование шуток, фразеологизмов, поговорок, анекдотов, метафор и т. д.), тем большую заинтересованность она вызывает у слушателей. У каждого политика, конечно, присутствуют свои характерные особенности в речи, которые также оказывают влияние на аудиторию: способность ярко пошутить, вовремя похвалить; переходы на крик, оценочные суждения и бранные слова; либо, наоборот, подчёркнуто вежливое и уважительное отношение.

Итак, в ходе исследования мы пришли к выводу, что речь политических лидеров нашей страны не всегда отражает ценности молодого поколения. На примере исследуемой группы мы увидели, что для некоторых студентов г. Кемерово характерна аполитичность.

Полагаю, наше исследование имеет серьёзную практическую значимость. Важно определить ценности современной молодёжи, не ограничиваясь анкетированием студентов горного института КузГТУ. Хотелось бы, чтобы в своем общении с молодежью политики учитывали степень владения молодежью ОПЛ и выстраивали диалог с учетом ее ценностей. Может быть, наше исследование окажется полезным не только для аполитичной и политически «непродвинутой» части нашей российской молодежи, но и для политиков, которые примут результаты работы к сведению.

Безупречное владение русским языком в целом, и политической лексикой в частности, делает молодого человека способным аналитически мыслить, глубоко чувствовать, выражать свои мысли и чувства, убеждать других, добиваться успеха.

Литература:

  1. Аннушкин В. И. Политика как искусство речи и политическая риторика. // http://www.portal-slovo.ru Дата доступа 21.01.2017
  2. Бархударов Л. С. Язык и перевод. — М: Международные отношения, 1975–190с.
  3. Галанин С. Ф. Язык политической рекламы: обращение к молодёжи. // Государственное управление. Электронный вестник. — 2014. — № 46. С.196–206.
  4. Гейго Н. Р. Общественно-политическая лексика в публицистическом дискурсе // Вестник Челябинского государственного университета. — 2013. — № 1. Вып. 73. С. 194–197.
  5. Крючкова Т. Б. Особенности формирования и развития общественно-политической лексики и терминологии // Студенческая библиотека онлайн. // http://studbooks.net/ Дата доступа 13.01.2017
  6. Чудинов А. П. Политическая лингвистика. — Екатеринбург: Уральский гуманитарный институт, 2003. — 194 с.
Основные термины (генерируются автоматически): общественно-политическая лексика, современная молодежь, эмоциональная окраска речи, особенность речи, политический, общение, политик, государственная идеология, политическая лексика, речь.


Задать вопрос