4 ноября — День народного единства, который Россия отмечает с 2005 года. Праздник имеет богатую, насыщенную историю и глубинный смысл.
Цель работы — выявить, насколько молодое поколение осведомлено об истории праздника День народного единства. Для этого проведено анкетирование среди учащихся разных учебных заведений города Ухты.
Задачи: 1) Изучить историю праздника — День народного единства (I часть); 2) Исследовать уровень информированности и восприятия этого праздника среди учащихся среднего и старшего звена, среди лицейских и кадетских классов г. Ухты (II часть).
Методы исследования: поиск и анализ информации об истории возникновения праздника, систематизация, анкетирование и обработка данных, обобщение.
Часть I. История возникновения праздника. Почему День народного единства празднуется 4 ноября? В чем глубинный смысл этого нового для России государственного праздника? На эти вопросы мы нашли ответы в истории нашего государства [2; 3]. На основании изученных материалов мы пришли к выводу, что история праздника 4 Ноября охватывает три этапа:
1) Предыстория (IX — XIV века);
2) Истоки праздника (1612 год);
3) «Возвращение» праздника (2005 год) (периодизация и название периодов наше).
1) История древнерусского государства служит доказательством того, что единение сплачивало государство, а его отсутствие — ослабляло. В 882г. произошло политическое объединение севера (Новгород) и юга (Киев) под властью князя Олега. Объединение двух сильных центров служит предпосылкой к единению всего государства. В 988г. по инициативе князя Владимира Красно Солнышко Русь приняла христианство. Произошло объединение разнородных славянских племен на религиозной основе. В 1185г., в период феодальной раздробленности, неизвестный автор создает «Слово о полку Игореве», в котором содержится призыв к единению князей накануне монголо-татарского нашествия. В «Золотом слове» Святослава наиболее громко звучит эта идея: князь Святослав призывает потомков Ярослава Мудрого прекратить враждовать между собой, объединиться и защитить Русь от половцев. В конце XIV века как призыв к спасению Руси, обессилевшей под гнетом монголо-татар, прозвучат слова преп. Сергия Радонежского, духовного наставника Дмитрия Донского: «Любовью и единением спасемся» [1]. В 1425г. эту идею Андрей Рублев отразит в своей иконе «Троица». Троица станет для русских людей символом единства — религиозного, государственного, общечеловеческого. Именно Сергий Радонежский даст своему духовному ученику Андрею Рублеву художественный замысел для будущей иконы, «дабы, — как сказано в житии чудотворца, — воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего». Параллельно с этими событиями (конец XIV века) благодаря святителю Стефану Пермскому происходит присоединение Коми к Московскому княжеству в эпоху Дмитрия Донского. Это событие, идея единения и всеобщего Бога будет отражена в иконе «Зырянская Троица» самим же преп. Стефаном Пермским. Таким образом, есть смысл рассматривать истоки современного праздника День единства намного раньше XVI века, с которым традиционно связывают этот праздник. Названные нами события IX — XIV веков имеют огромное значение в истории единения Руси — России.
2) Традиционно День единства связан с историей освобождения Москвы от польских интервентов. В 1598 г. смертью Федора Иоанновича заканчивается династии Рюриковичей. Положение нового царя, боярина Бориса Годунова, было шатким. В стране начались беспорядки. В 1605 г., после смерти Годунова, Совет 7 бояр (Семибоярщина) присягнул польскому королевичу Владиславу. В 1609 г. польский король Сигизмунд начал против России военную интервенцию, значительная часть страны оказалась под контролем польско-литовских отрядов. Над Русью нависла угроза потери национальной независимости. Государство спас простой народ, объединившийся в ополчение. Первому ополчению не удается изгнать польских интервентов из-за отсутствия единства между дворянами и казаками. Второе ополчение возглавили нижегородский староста Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. В рядах освободителей страны объединились люди самых разных сословий (крестьяне, казаки, стрельцы, дворяне и др.) и национальностей (русские, чуваши, мордва, коми и др.). 4 ноября 1612г. народное ополчение освободило Москву. Народная армия вошла в Москву со списком чудотворной иконы Казанской Божией Матери. Поэтому 4 ноября отмечается и как день Казанской иконы Божьей Матери. Сегодня на Красной площади стоит собор Казанской иконы Божией Матери в память о героях, освободивших столицу, и памятник Минину и Пожарскому. В 1613г. царь Михаил Федорович учредил День очищения Москвы от польских интервентов.
3) Советская власть отменила царские праздники. В советский период праздничным днем считалось 7 ноября — День Великой Октябрьской социалистической революции, переименованный в 1996 г. в День примирения и согласия. В сентябре 2004 года Госдума поддержала идею Межрелигиозного совета России объявить 4 ноября праздником. И уже в 2005 году эта дата получает название как День народного единства. Хотя вернее будет сказать, что праздник не ввели, а «вернули». При этом глубинный смысл в названии праздника отражается в слове ЕДИНСТВО — «цельность, нераздельность», «неразрывность связи», как поясняет это слово Малый Академический Словарь [8, с. 463].
Часть II. Практическая часть работы (опыт самостоятельного исследования)
В ходе практической части работы с целью выявления уровня знаний об исторической предпосылке праздника 4 Ноября и восприятия этого праздника был проведен социологический опрос среди учащихся двух учебных заведений г. Ухты: Гуманитарно-педагогического лицея (три 11-х класса, один 10 кл, три 6-х класса) и кадетских классов школы № 18 (два 10-х класса и два 6-х класса). Общее число респондентов составило 210 человек.
Ниже представлены предложенные вопросы и выводы по анкетированию.
- Считаете ли Вы 4 ноября праздником? Почему?
Ученики 6-х классов на 24,4 % чаще признают 4 Ноября праздником, но национальную значимость этого праздника не отмечает ни один респондент (соотношение кадетских и некадетских классов составляет 69,8:53,5=16,3 %).
- С какого года в России отмечается этот праздник?
% правильно ответивших на вопрос (с 2005 года) составляет всего 2,3 %.
- Как называется этот праздник?
а) День народного единства;
б) День согласия и примирения;
в) День Великой Октябрьской социалистической революции;
г) День освобождения России от польской интервенции.
Правильно назвали этот праздник 71,8 % старшеклассников и 59,6 % учащихся среднего звена, при этом информированность учащихся кадетских классов на 9.6 % выше; неправильные ответы (Б, В, Г) распределились в диапазоне 7–10 %.
- Почему этот праздник так называется?
Смогли объяснить название праздника лишь 2,8 % респондентов.
- Почему этот праздник отмечается 4 ноября?
Смогли объяснить дату праздника только 4,3 % респондентов. Среди неправильных ответов обращают на себя внимание следующие: «Народы объединились, чтобы защищаться от монголо-татар», «Распад СССР», «Стефан Пермский крестил Коми», «Люди любят условности».
- С какими другими историческими и религиозными праздниками он связан?
С удивлением констатируем абсолютный ноль правильных ответов: никто не связал праздник с освобождением Москвы от польских интервентов народным ополчением под предводительством Минина и Пожарского, среди абсурдных ответов: «Освобождение России от германских интервентов», «На Русь напали монголо-татары», «9 Мая», «День независимости».
- Как Вы отметили этот праздник в этом году?
Только 4,3 % опрошенных отметили этот праздник: «Смотрел демонстрацию по телевизору», «Участвовала в городском флешмобе», «Поздравил знакомых».
- Откуда Вы узнали об этом празднике, его традициях?
А) Семья; Б) Школа; В) Городская реклама; Г) Интернет; Д) Телевидение; Е) Газета.
Источником информации для 88,2 % знающих об этом празднике является семья (40 %), школа (28,5 %), TV (10 %), Интернет (5,7 %), реклама (3). С огорчением констатируем, что газета не оказывает влияние на знание о государственном празднике (1 %).
Рекомендуем учителям проводить классные часы, посвященные истории праздника 4 Ноября, и обращать внимание учеников на связь исторических и современных событий на уроках истории. При подготовке можно использовать источник № 3 (см. раздел «ЛИТЕРАТУРА»).
Заключение:
1) Анкетирование учащихся города Ухты выявило: плохое знание истории России, скептическое восприятие учащимися государственного события, газета не служит для школьников источником общественно-значимой информации; отсутствие интереса к событиям, имеющим большую социальную значимость; неумение соединить прошлое и настоящее своей страны, одиннадцатиклассники не разбираются в исторических событиях, изученных в курсе истории в 7 и 10 классах, необходимость гражданско-патриотического воспитания в России.
2) В 1612, 1812, 1941–1945 годах Россию всегда спасало единение народа. Не случайно праздник 4 Ноября назвали Днем народного единства, взяв за образец единство всего русского народа под предводительством купца Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Только единение, а не экономические, социальные, исторические, политические распри и дебаты делают государство сильным. И особенно важно помнить об этом в год 100-летия Великой социалистической революции.
Проанализировав исторические события, связанные с возникновением праздника День народного единства, составив собственную периодизацию становления 4 Ноября как государственного события, мы убеждаемся в том, слова Сергия Радонежского («Любовью и единением спасемся «), произнесенные в XIV веке, правдиво-вечны. Идея единства народа выражена и Львом Толстым незадолго до его смерти: «Единение людей…есть не только важнейшее дело человечества, но…и смысл, и цель, и благо человеческой жизни», «ибо «соединенные люди сильнее разъединенных», «ибо соединенное патриотизмом государство сильнее разрозненных народностей» [4]. В словах великих философов прошлого залог нашего сегодняшнего и завтрашнего государственного благополучия, а значит, и благополучия каждого из нас.
Литература:
- «Любовью и единением спасемся». На 700-летие преподобного Сергия Радонежского [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/05/22/lyubovyu_i_edineniem_spasemsya_na_700letie_prepodobnogo_sergiya_radonezhskogo/
- День народного единства России: история и суть праздника [Электронный ресурс]/Режим доступа: http://sputnik-georgia.ru/spravka/20161103/233707035/Den-narodnogo-edinstva-Rossii-Istorija-i-sut-prazdnika.html
- День народного единства: что мы отмечаем 4 ноября [Электронный ресурс]/Режим доступа: http://tass.ru/obschestvo/3753396
- Журнал «Толстовский Листок/Запрещенный Толстой», выпуск пятый, издательство «Пресс-Соло», Москва, 1994.
- История России c древнейших времен до конца XVII века. Ч. 1: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / А. Н. Сахаров. — 9-е изд. — М.: «ТИД «Русское слово — РС», 2011. — 336 с.: ил. ISBN 978–5-9932–0656–1 (ч. 1)
- История России. Конец XVI — XVIII век. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2015. — 272 с.: ил., карт. — ISBN 978–5-09–034587–3.
- Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. — М. «ПБОЮЛ Л. В. Рожников», 2000. — 528 с.
- Словарь русского языка в четырех томах под редакцией А. П. Евгеньевой. — М.: «Русский язык», 1985. — Т. 1, 699 с.