Эзотерика в русских народных сказках | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Русский язык

Опубликовано в Юный учёный №2 (11) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.03.2017

Статья просмотрена: 1136 раз

Библиографическое описание:

Кабланбек, Кажымухан Темирханулы. Эзотерика в русских народных сказках / Кажымухан Темирханулы Кабланбек, Ш. К. Назарова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 2 (11). — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/young/archive/11/784/ (дата обращения: 16.11.2024).



Какая бы тень ни набежала на вашу жизнь; посетит ли вас тревога о судьбе России, придут ли к вам «мысли черные» о вашей личной судьбе, или просто жизнь покажется «несносной раной», вспомните о русской сказке и прислушайтесь к её тихому, древнему,мудрому голосу.

И. А. Ильин

«Что за прелесть эти сказки!..» Нет, наверное, ни одного человека, не знающего высказывание А. С. Пушкина о сказках. С самого раннего детства, как только мы начинаем осознавать себя, мама читает нам сказки. Сначала это русские народные сказки, затем литературные. В русских народных сказках заключена великая воспитательная сила. Они учат нас быть добру, скромности. Но по мере взросления начинаешь задумываться о том, почему в сказке всё не так, как в жизни. А нужны ли нам вообще сказки? Правильно ли мы их понимаем и истолковываем? Мне захотелось посмотреть на русскую народную сказку с другой стороны. Правильно ли мы ее истолковываем? Свое предпочтение отдал русским народным сказкам, потому что, во-первых, их мы знаем с детства, во-вторых, в настоящее время большое внимание уделяется формированию гражданских чувств, патриотизма, любви к родной земле. Изучение русских народных сказок позволяет привить любовь к чтению, анализировать прочитанное, уметь высказывать своё отношение к нему. Противостояние добра и зла, светлых и тёмных сил в русских народных сказках, где всегда побеждает добро. Поэтому при помощи сказок формируется любовь к Родине, толерантность, навыки справедливости, добра. Также тексты сказок расширяют кругозор, способствуют развитию его творческих, исследовательских и коммуникативных навыков.

Великий писатель, языковед, собиратель и толкователь русских слов В. И. Даль даёт два определения сказки: объявленье, весть, оглашенье, а также сказка — «мышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание». [1] Сказки — это коллективно созданные и традиционно хранимые народом устные прозаические художественные повествования такого реального содержания, которое по необходимости требует использования приемов неправдоподобного изображения реальности. Сказка — вид повествовательного фольклора, включающий различные жанры и повествовательный литературный жанр. Фольклорные, а также литературные сказочные жанры допускают известную долю художественного вымысла, повествуют о необычных в бытовом смысле событиях. Достоверность сказочных событий ставится под сомнение иногда самим сказителем или автором. Сказка — один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел, об этом говорит известный русский учёный, писатель, правовед, философ И. А. Ильин. [2]

Сказка необходимый элемент духовной жизни человека. Входя в мир чудес и волшебства, погружаешься в глубины своей души. Сказки учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного — «воспитать человечность — эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою». В сказках эти линии часто сближаются, пересекаются, синхронизируются. Герои выступают символами, их действия обретают ритуальный смысл, а путь определяет получение особых знаний и внутренней гармонии. Сказка по своей сути похожа на магические заклинания, которые нельзя произносить неправильно, иначе они потеряют силу.

Классики психологии неоднократно обращались к эзотерическому анализу сказок. Эзотерика — подразумевает знание тонких сил природы. Это тайные, скрытые знания. Знания — так называется всё то, что веками собиралось и хранилось у разных народов, передавалось из поколения в поколение, терялось и возникало вновь. Это вековая мудрость, понимание самого себя и знание жизни.

Русские народные сказки отличаются наличием двух миров: обычного и потустороннего. Обычно персонажи сказок находят то пространство, которое является границей между этими мирами. Как правило, такой границей является непроходимый лес или избушка Бабы Яги. Потусторонним миром оказывается «Тридесятое царство». Символизм перехода в потустороннее пространство означает гибель героя. Только благодаря этой символической гибели главный персонаж возрождается и становится более мудрым. Так и в жизни. Для того чтобы духовно вырасти, нужно убить в себе что-то устаревшее и ненужное.

Баба — яга представлена в двух основных ипостасях: как антагонист, негативный персонаж, и как помощница главного героя. Баба-яга символизирует границу перехода из одного — привычного герою, обычного мира — в мир иной, сказочный и волшебный. Выглядит она весьма пугающе и живёт в избушке на курьих ножках. Но отличается тем, что её дела полезны: Яга, костяная нога, знает прошлое и будущее, знает то, что неведомо главному герою — места, где спрятаны те диковинные вещи, которые герой на протяжении всего повествования ищет, так как волшебная сказка зачастую построена на мотиве поиска утерянного предмета. Часто Яга прямо помогает герою, даёт ему советы или волшебные предметы. [3]

Кощей — бессмертный — ещё один отрицательный персонаж русских народных сказок, который имеет свойство похищать прекрасных красавиц. Кощей обладает волшебной силой, он чародей и волшебник. Во многих сказках становится известна тайна победы над Кощеем (ведь смерть его в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, сундук зарыт под дубом, дуб растёт на острове, остров в море-океане). Главный герой добывает это яйцо, которое является символом жизни, и побеждает противника. Кощей — злой владыка подземного царства, который постоянно ворует прекрасных дев. Весьма богат, в его волшебных садах обитают волшебные животные и птицы. На службе у него состоит Змей Горыныч. Обладает массой тайных знаний, в связи с чем является могущественным чародеем. Имеет обыкновение превращаться в чёрного ворона. Бессмертен и не может быть побеждён обычными методами, но при большом желании можно разведать, где находится его смерть, и найти её. Обычно эту тайну Ивану- Царевичу в сказках рассказывает Баба Яга: «…нелегко с Кощеем сладить: смерть его на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережёт…». [4]

На самом деле в пантеоне славянских богов Кощей является одним из проявленных ликов Чернобога, он персонифицирует тёмную и холодную часть года, а девушки, которых он забирает в свои владения — весну, живительную силу природы. Герой — царевич подобен символу солнечного света, весеннего грома с дождём, которому на трудном пути поиска Кощея помогают все силы природы. Его победа — это победа над смертью, вечным мраком и холодом. Смерть Кощея спрятана в яйце, символе возрождения и потенциального существования всего, что может зародиться на Земле. Таким образом, Кощей находится у истоков начала и конца всего живого — его смерть равноценна возникновению мира. Игла со смертью Кощея на конце — это мотив мирового дерева, оси мира, которая соединяет небо, землю и подземный мир. Кощей как вершина зимы — «зимнее солнцестояние», Иван-царевич как вершина лета — «летнее солнцестояние». Между ними идёт непрекращающаяся борьба, смерть одного является жизнью другого, так и зиму сменяет лето, а затем наоборот. И вообще, какой же он бессмертный, если даже в его имени сказано — БЕС СМЕРТНЫЙ!

Как мы знаем, счастливый финал волшебных сказок традиционно указывает на торжество светлого начала, победу добра и справедливости. Мы, видим, что возможности неограниченны, что эту победу может одержать как Иван-Царевич, так и Иван-дурак, что делает доброту, открытое сердце и смекалку крайне важными качествами, как для героя, так и для слушателя сказки.

Как видим, русские народные сказки предоставляют нам огромное пространство для исследований и новых неожиданных открытий. Это увлекательный и интересный процесс, ведь сказки — не оторванные от реальности притчи, это хранители огромного объема информации о русском народе, его обычаях, верованиях, идеях. Порой кажется, что в сказке есть ответы на все вопросы. Возможно, так оно и есть.

Сказки — это «Душа народа», в них нашла выражение его вера в торжество добра и справедливости. Они пришли к нам из глубокой древности. Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Как и в жизни, герои сказок пахали землю, ловили рыбу, охотились, работали от зари до зари. Но, живя в нужде, страдая от холода и голода, мечтали о коврах-самолётах, о дворцах.

Сказка — гигантский источник древнейших сведений о событиях нашего прошлого. В ней нет ни одного случайного образа, слова, имени, названия, как нам иногда может показаться. Как в русской матрешке, один смысловой уровень сказки гармоничного нанизывается на другой, создавая целостную многослойность бытия. Каждый уровень сказки — вход в особый мир сведений об устройстве пространства, человека, общества, основных жизненных процессов целой Вселенной.

Какие-то из смыслов проявляются больше, какие-то сильнее спрятаны за простыми, как кажется, образами — и для многих из нас навсегда останутся тайной за семью печатями. Каждый может услышать только то, к чему готов, но не более! А иногда даже информация в сказках находится вне пределов современных представлений!

Как видим, русские народные сказки предоставляют нам огромное пространство для исследований и новых неожиданных открытий. Это увлекательный и интересный процесс, ведь сказки — не оторванные от реальности притчи, это хранители огромного объема информации о русском народе, его обычаях, верованиях, идеях. Порой кажется, что в сказке есть ответы на все вопросы. Возможно, так оно и есть. В русских народных сказках кроется огромный смысл. Возможно, их детальное изучение может дать ответы на многие жизненные вопросы. Все многочисленные сюжеты и темы сказка преподносит простым и поэтичным языком. Чтобы получить награду, герои сказки должны приложить немало усилий и проявить такие положительные человеческие качества как, например, доброта и храбрость.

Как известно, в русских народных сказках всегда побеждает добро и свет. Иван-Царевич является символом главных мужских ценностей, включая честь и совесть. Символами женской мудрости и любви является Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Царевна-Лягушка. Это женский вариант сильного героя народных сказок. Зачастую они владеют какими-то волшебными предметами, или умеют пользоваться чудесными силами.

Сказка — это образ из жизни, из той жизни, из того пространства, где живёт Душа, где живёт Дух, где нет ещё бессознательного, нет запрета, где всё возможно, где живут Боги, Герои и сказочные, как мы их называем существа. [5]

Сказки и малыми и взрослыми легко запоминаются, и все дети любят их, в них есть таинственная чарующая, захватывающая, притягивающая душу какой- то первозданной чистотой и цельностью магия. Сказки помнятся практически всеми и всплывают из памяти легко и ярко, весело и приносят с собой волну оптимизма, живой и светлой радости.

Психологи считают, человек повторяет сценарий своей любимой сказки. Поэтому пусть всех людей окружают добрые, оптимистичные, познавательные сказки.

Литература:

  1. Даль В. И. Толковый словарь русского языка современная версия.
  2. Ожегов С. И. Словарь русского языка М.: «Просвещение», 2006г.
  3. «Русские народные сказки». М.: «Правда», 1982г.
  4. Энциклопедия для школьников М.: «Лабиринт», 1998г.
  5. «Сказки» М.: «Советская Россия» 1989г.
  6. Тексты различных русских народных сказок.
Основные термины (генерируются автоматически): сказка, главный герой, русский, смерть, интересный процесс, русский народ, огромный объем информации, реальность притчи, Герой, жизнь.


Задать вопрос