Условные рефлексы и цветовое зрение пчел | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Биология

Опубликовано в Юный учёный №2 (11) апрель 2017 г.

Дата публикации: 11.03.2017

Статья просмотрена: 513 раз

Библиографическое описание:

Бован, И. С. Условные рефлексы и цветовое зрение пчел / И. С. Бован, С. Н. Перевалова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 2 (11). — С. 124-127. — URL: https://moluch.ru/young/archive/11/788/ (дата обращения: 16.11.2024).



Мед — ценный для здоровья продукт. Еще с древности мед применялся для лечения различных заболеваний. Мыслители и врачи древности придавали мёду большое значение. Они полагали, что употребление его в пищу содействует продлению человеческой жизни. Часто люди, постоянно питающиеся мёдом, достигают глубокой старости. Великий математик и философ Пифагор утверждал, что достиг преклонного возраста благодаря регулярному употреблению мёда.

Я очень люблю мед, и мама его покупает у знакомых моего деда. Я побывал у них на пасеке, и мне захотелось расширить свои знания о пчелах и их жизни.

Для того, чтобы было удобнее наблюдать за пчелами в любое время, мы попросили на пасеке один улей с пчелами, привезли его домой, установили на огороде у дедушки. Я решил понаблюдать за жизнью пчел и изучить способность пчел различать цвета.

Мною были изучены ряд справочных пособий по пчеловодству, энциклопедии о пчелах и интернет-ресурсы. А также я беседовал с пчеловодом, который рассказывал об особенностях жизни пчел.

В своей работе мне захотелось проверить научные выводы ученых, применить их на практике и с помощью этой работы улучшить и разнообразить процесс собирания меда, а также провести наблюдения за пчелами.

Медоносные пчелы еще в глубокой древности вызывали интерес у человека. Началом их научного изучения можно считать XVII в., когда были выполнены работы голландским ученым Иоганном Сваммердамом. Его имя заслуженно стоит в начале протянувшегося через века ряда имен исследователей, жизнь которых была посвящена изучению медоносных пчел. Он был первым исследователем пчелиной семьи и его открытия имели большое значение для будущего развития биологической науки и, в частности, познания законов жизни и развития медоносной пчелы.

Иоганн Сваммердам в совершенстве владел техникой микроисследований и от него часто не могли укрыться даже мельчайшие особенности внутреннего строения насекомых. Это тем более удивительно, что микроскоп в то время был только изобретен и был далеко не совершенен.

Прошло более трехсот лет и ещё многие ученые исследовали и наблюдали за жизнеустройством пчелиной семьи, но и сейчас опыты и исследования по данной теме не прекращаются.

Медоносные пчёлы, как и большинство живых существ на Земле, обладают зрением (только оно неясное и неострое). Иначе, как им летать по цветкам и собирать душистый нектар и цветочную пыльцу. На вопрос же, сколько глаз у пчелы можно ответить просто — пять! Да-да. Не два, не три, а целых пять! Причём два глаза сложных и три простых [5].

При беглом осмотре головы пчелы невооружённым глазом отчётливо просматриваются два глаза (по бокам головы), которые называются сложными и состоят из множества ячеек (фасеток). У рабочей пчелы таких фасеток насчитывается пять-шесть тысяч в каждом глазу. Предполагается, что сложными глазами пчела видит изображение предмета в виде мозаики из отдельных точек.

У пчёл хорошо развито цветовое зрение (гораздо лучше, чем у других насекомых). Так, они различают следующие цвета: синий, жёлтый, оранжевый, зелёный, белый. С красным — проблема, этот цвет они смешивают с чёрным и тёмно-серым, поэтому рекомендуется окрашивать ульи в цвета, различимые пчелами.

Всю пищу для себя и своих личинок пчелы собирают с цветков растений. Посещая их, пчелы оказывают неоценимую услугу растениям — они переносят пыльцу с одного цветка на другой, совершая перекрестное опыление. Цветки, кроме яркости, привлекают пчел и разнообразнейшими запахами. Все это помогает им ориентироваться и отыскивать цветки определенного вида растений. Лишь при слабом взятке, когда в цветках мало нектара, а растений одного и того же вида немного, пчелы переходят с одного вида растений на другие в течение одного вылета.

Большое значение в жизни пчелиной семьи имеют приспособления, направленные на совместное и эффективное использование появившегося в природе взятка. Стоит лишь одной пчеле из семьи найти обильный источник взятка, как через несколько минут его будут собирать сотни, а через 1–2часа тысячи пчел этой семьи.

Собирая нектар, пчелы ориентируются по цвету, запаху и форме цветков. Пчела летит за пищей в силу врожденного безусловного рефлекса, но когда пчела найдет корм на цветке с определенным сочетанием цвета, запаха и формы, то эти признаки становятся для нее условными пищевыми сигналами. Они действуют на пчелу на расстоянии, указывая ей на наличие корма. В данном случае у пчелы вырабатывается условный рефлекс на определенный цвет, запах и форму цветков. Он приобретается пчелой в процессе жизни и существует до того, пока она будет находить пищу в цветках данного цвета, запаха и формы. Вот откуда берется липовый, гречишный, подсолнечный, цветочный мед и многие другие.

Условные рефлексы у пчел дают им возможность быстро находить цветущие растения, выделяющие нектар, по ясно различимым признакам, собирать нектар в течение всего периода цветения растений данного вида и переключаться на другие растения, когда прежние отцветают.

Знание условных рефлексов у пчел помогает искусственно создавать у них условные рефлексы на цветки, которые обычно ими не посещаются или посещаются слабо. Если пчел подкормить сахарным сиропом с запахом цветков красного клевера, то этим можно создать у них условный рефлекс на сбор нектара и опыление клевера.

D:\IMG_7697.JPG

В начале июля я решил провести эксперименты над пчелами, поставил тарелочку с медом недалеко от улья и стал наблюдать, но пчелы не обращали никакого внимания на кормушку. К кормушке прилетало много ос, мошек и приходило много муравьев, но только не пчелы. Знакомый пчеловод объяснил, что сейчас цветение подсолнечника, и пчелы активно работают на поле с подсолнухами, которое находится в 100 метрах от нашего улья.

Я отложил свои эксперименты до августа. Подсолнечник убрали с полей, мед с нашего улья выкачали. Я научился качать мед с помощью медогонки, меда с нашего улья собрали 11,5 килограмм, так что пчелки потрудились на славу, я узнал очень много нового и интересного.

  1. Описание как вырабатывается иугасает условный рефлекс упчел.

После выкачки меда я решил начать эксперименты. Каждое утро в 9 часов я выставлял кормушку недалеко от улья. В первый день уже через 20 минут появилась первая пчелка. Затем в течение часа появилось 12–15 пчел.

В течение 5 дней в 9 часов утра я выставлял блюдце с медом недалеко от ульев и оставлял до 11 часов. В 11 часов кормушку убирал. На следующий день количество пчел прибавилось. В течение пяти дней я наблюдал, как пчелы прилетали к кормушке за кормом. Количество их было приблизительно одинаково.

Через пять дней я не выставил корм в 9 часов утра. Но пчелы все равно прилетели приблизительно в том же количестве и кружились над местом, где должен быть корм в течение 2-х часов. Я не выставлял корм еще четыре дня. С каждым днем пчел в указанное время прилетало все меньше и на 9-й день эксперимента пчелы перестали прилетать вообще.

Из этих наблюдений я сделал вывод, что пчелы способны запоминать время и место, где расположен корм и проверил, что условный рефлекс у пчел может угаснуть.

  1. Наблюдение за условным рефлексом упчел.

D:\IMG_7770.JPG

Я решил проверить, способны ли пчелы запоминать время кормления, место нахождения корма и сообщать об этом другим пчелам, для этого переставил кормушку подальше от улья, и изменил время и продолжил свои наблюдения. Выставил кормушку с медом и стал наблюдать. В течение часа прилетели несколько пчел, затем их количество увеличилось.

Я выставлял кормушку с медом 3 дня, и пчелы прилетали с каждым днем все в больших количествах.

D:\IMG_6209.JPG

Из энциклопедии я узнал, что у пчел есть «разведчики» которые когда находят большое количество нектара для сбора, возвращаются в улей и начинается своеобразный танец (пчела бегает на соте среди других пчел маленькими кругами).

Такой танец длится не более 1 минуты, завершив танец, пчелка улетает обратно к источнику нектара. Такие танцы мобилизуют сидячих пчел. Некоторые из них летят вслед за заводилой.

В ходе эксперимента, мне удалось понаблюдать, что пчелы хорошо чувствуют изменения погоды. Перед началом дождя, пчелы массово возвращались в улей, они садились на прилетную доску, и не останавливаясь стремились в гнездо.

После массового возвращения пчел в улей, буквально через 3–4 минуты начинался дождь, то есть пчелы чувствуют, что пойдет дождь заранее. Также в ходе наблюдений я заметил, что даже если с утра пасмурная погода, но пчелы активны и вылетают из улья, то погода вскоре налаживалась.

Когда погода установилась, я продолжил свои эксперименты.

  1. Наблюдение за способностью пчел различать цвета.

D:\IMG_7710.JPG

Рядом с ульем я установил столик, на которым, расположил 14 блюдец. Тринадцать стояли на бумажных квадратах от светло-серого до черного цветов. В четырнадцатое блюдце я положил мёд и поставил его на квадрат голубого цвета.

D:\IMG_7714.JPG

Пчелы появились у столика, но сначала просто летали вокруг. Затем активно подлетали к кормушке на голубом квадрате. В течение 3 дней, каждое утро, пчелы садились на блюдце с медом.

D:\IMG_7749.JPGD:\IMG_7773.JPG

На 4 день я решил посмотреть, что будет, если во все блюдца положить немного меда. В результате этого эксперимента, я увидел, что пчелы в основном прилетали к кормушке на голубом квадрате, однако интересовались и другими блюдцами.

Через 2 дня я голубой квадратик переставил в другое место, и увидел, что пчелы без труда находили нужную кормушку.

D:\IMG_7777.JPG

Еще через 2 дня я вообще убрал блюдца и оставил только листы бумаги, в течение следующих трех дней я наблюдал, как пчелы прилетали к столику и садились на голубой лист бумаги.

Проведя наблюдения и эксперименты, описанные выше, можно сделать выводы о том, что у пчел хорошо вырабатываются условные рефлексы, связанные с пищей, а также хорошо развито чувство времени, которое имеет важное биологическое значение. Условный рефлекс быстро образуется у пчел и после закрепления сохраняется на протяжении 5–7 дней. Пчелы с большой точностью прилетают к месту подкормки и находят нужный цветовой объект.

На основании изученного теоретического материала и проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

  1. У пчел хорошо вырабатываются условные рефлексы, связанные с пищей.
  2. Наблюдая за поведением пчел можно предсказывать прогноз погоды.
  3. Пчёлы обладают способностью различать некоторые цвета.
  4. Поведение пчел основано на рефлексах и инстинктах.

Литература:

  1. Брагин А. Детская энциклопедия «Все обо всем на свете». — Москва: Издательство АТС, 2002, 384с.
  2. Николаевский В. М., Гарифуллина А. Х., Гамзов А. А. Справочник по пчеловодству. — Казань: Татарское книжное издательство 1979г. 256 с.
  3. Новая энциклопедия школьника. Под ред. Бубновой Е.: Москва 2Махаон. 2014г., 307с.
  4. Пчела медоносная. ООО «Интернейшл Мастерс Паблишерс»
  5. Тихомиров В. В. Библия пчеловода. — Москва: Издательство АТС, 2015, 240с.
Основные термины (генерируются автоматически): пчела, условный рефлекс, день, улей, мед, пчелиная семья, кормушка, цвет, цветок, голубой квадрат.


Задать вопрос