Исследование особенностей народного костюма Самарской губернии | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №2 (11) апрель 2017 г.

Дата публикации: 26.03.2017

Статья просмотрена: 1818 раз

Библиографическое описание:

Алыева, А. Г. Исследование особенностей народного костюма Самарской губернии / А. Г. Алыева, И. В. Соболева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 2.2 (11.2). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/young/archive/11/799/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье отражено изучение особенности народного костюма Самарской области, доказано что, обращение к народному костюму даёт возможность нам лучше изучить историческое прошлое нашего народа, его мировоззрение, художественно-эстетические взгляды.

Ключевые слова: народный костюм, орнамент, головной убор, украшения.

Бабьи рубашки-те же мешки:

Рукава завяжи да что хошь положи.

(народное высказывание)

У русской народной одежды многовековая история. Общий ее характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствует внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа.

Каждая губерния имела свой вариант костюма. Одежда каждой губернии имела свой орнамент, отделку, формы и фасоны. Она зависела от климатических условий местности, где жил данный народ и от того, чем занимался.

В Самарской области народный костюм особенный т. к. содержит элементы многих костюмов. Именно об уникальности народного костюма нашей области, мы узнали, побывав в доме-музее И. Е. Репина в с. Ширяево. Мне было очень интересно, я узнала, что в нашей области проживает много народностей и у всех очень красивые и интересные народные костюмы. Экскурсовод рассказал нам, в чём ходили раньше, как называли каждый элемент одежды. Я услышала много не понятных для меня названий. И приехав домой, я решила поподробнее узнать о народном костюме Самарской губернии, выдвинув гипотезу, что народный костюм может рассказать историю его обладателя, отразить личность и образ человека.

Объектом исследования послужил народный костюм, его элементы, узоры, орнамент.

Целью исследованиястало изучение особенности народного костюма Самарской области.

В соответствии с целью исследования в работе были поставлены следующие задачи: изучить историю места; узнать предания старины; изучить народный костюм в деталях; выделить индивидуальные черты народного костюма Самарской области; подготовить презентацию по теме исследования, провести классный час; способствовать популяризации знаний о народных традициях нашего края.

Актуальность работы заключается в том, что современная молодежь мало что знает о народных русских костюмах. Русскую традиционную одежду можно увидеть только на фольклорных праздниках.

Практическое значение исследования велико, т. к.обращение к народному костюму даёт возможность нам лучше изучить историческое прошлое нашего народа, его мировоззрение, художественно-эстетические взгляды, материалы исследования можно использовать на уроках окружающего мира.

Долгое время Самарский край был пограничной территорией, охранявшей от вражеских набегов русские земли. Шли годы, государство ширилось. Самарская губерния, напоминавшая очертаниями сердце, стала хлебным центром России, местом, где пересекались торговые зерновые пути огромной империи. [1]

1 января 1981 года по указу императора Николая I была учреждена Самарская губерния. В нее вошли уезды нескольких губерний: Оренбургской (Бугульминский, Бугурусланский и Бузулукский), Симбирской (заволжская часть Сызранского, Ставрополький, Самарский), Саратовской (Николаевский и Новокузнецкий). Самарская губерния занимала территории, распложенные по левой стороне великой реки Волги. Население Самарской губернии было неоднородным. Оно состояло из бывших жителей Казанской, Нижегородской, Тамбовской и Пензенской губернии, а также немецких колонистов, татар, мещеряков и тептярей, чувашей, мордвы, черемисов и башкир. Русские сохраняли быт и культуру тех губерний, откуда переселились их предки. Так тульчане и рязанцы, рассеянные по Самарскому и Бузулукскому уездам, между чувашами и мордвой, сберегли не только свой диалект, но и традиционный народный костюм. Они следили за чистотой дворов, тщательно белили избы, в их хатах печи клали с трубой, выходившей на улицу, дома отапливались «по-белому», пол заливался глиной или застилался отструганными досками. Они с успехом занимались хлебопашеством, имели большие поголовья скота и умели наживать капиталы. Быт их и разговорный язык не претерпели изменений. [1,2,3]

В Самарской губернии жили трудолюбивые люди, благодаря которым она прослыла родиной талантливых ремесленников.

Главными занятиями населения были земледелие и огородничество, так же занимались пчеловодством. Гончарный промысел, несмотря на трудности добычи глины, получил в Самарской губернии развитие. Керамическая посуда от изделий, произведенных в другой местности, отличалась красным цветом, которого добивались, подмешивая к глине купорос и сурик. [2,3]

В селениях Бузулукского уезда делали деревянную посуду и прялки. Один из самых известных и распространенных женских промыслов в Самарской губернии — изготовление кушаков (пояс, сшитый из широкого и длинного куска материи). [2,3]

Одежда русских крестьян Самарской губернии практически не отличалась от нарядов жителей тех мест, откуда они переселились. Мужчины летом носили армяки (верхняя долгополая распашная одежда из грубой шерсти, без пуговиц) или кафтаны из домашнего серого толстого сукна. Зимой жители Самарской губернии кутались в шубы, полушубки, нагольные тулупы из овечьих шкур. [2,3,5]

Женщины здесь носили сарафаны из крашенины (однотонная окрашенная льняная или конопляная ткань полотняного переплетения), кумача (льняная или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения красного цвета) и китайки (грубая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения). Голову, если позволяли средства, украшали кокошниками с фатой или покрывалом из шелковой материи. Девушки, заплетая косу, повязывали широкие ленты из позумента (нарядная лента, тесьма, которой обшивали края одежды) к которым крепили подвязки из белого бисера. [2,5]

В Самарской губернии русские жительницы носили как сарафанный комплект одежды, так и поневный (рубаха, понева-юбка, передник, нагрудник, кушак). Основу женского костюма, как и во многих уголках России, составляла рубаха. В некоторых уездах под сарафан надевали очень широкую юбку. Поверх сарафана надевали фартук, также известный как «запон». Изначально его шили из холста, затем для праздничных фартуков стали использовать ситец, коленкор (хлопчатобумажная ткань полотняного плетения однотонного цвета, пропитанная крахмалом или клеем) и даже шелк. Верхнюю женскую одежду составляли кафтаны, тулупы, шубы, чапаны и различные куртки (холодники, душегреи, ватошники и стуколки). [2,5]

Головные уборы являлись обязательным элементом женского костюма. В селениях на юге губернии в праздники молодицы носили венки из полевых цветов с прикрепленными к ним и свободно ниспадающими на плечи и спину лентами. Женщины, Бугурусланского и Бугульминского уездов, недавно вышедшие замуж, носили кокошники в виде полумесяца с закругленным верхом. В Новоузенском уезде невесте в первый день свадьбы надевали на голову кокошник, расшитый серебряными и золотыми нитями. Этот головной убор она не снимала первые три дня свадебных торжеств, а затем надевала лишь во время церковных праздников, прикрывая сверху белым кисейным покрывалом и широким шелковым платком. Повсеместную популярность получили шали и платки. В Самарской губернии существовало несколько способов их завязывания. Будничные платки складывали на угол, завязывали свободные концы узлом под подбородком. Во время работы по дому или в поле концы скрепляли сзади. Платки для торжественных случаев носили «под булавочку». [2,5]

Вплоть до 1850-х годов в теплое время года женщины в Самарской губернии обували лапти. Их надевали на писанки — узорные шерстяные вязаные чулки длиной до колена. К праздничной женской обуви относились высокие кожаные ботинки с вязаным верхом. Их могли себе позволить зажиточные крестьяне и мещане. Зимой жительницы Самарской губернии носили чунки (валяные туфли) и валенки. Во второй половине XIX века большое распространение получили полусапожки — кожаные ботинки с застежкой спереди на небольшом каблучке, похожие на них по фасану гусарики (вместо застежек у них были шнурки) и штиблеты — плотно облегавшие ногу кожаные сапоги на крючках. [1,2,5]

Яркий нарядный костюм дополнялся аксессуарами и украшениями. Непременным атрибутом женского наряда были опояски. В некоторых уездах к ним крепились небольшие мешочки — лакомки, украшенные вышивкой и разноцветной аппликацией. В них держали деньги, нитки с иголками, угощения. Девушки и женщины любили серебряные, медные, а также оловянные кольца и перстни. В уши вдевали серьги различной формы, а также разноцветные пушки из гусиного и утиного пуха. Самыми популярными шейными украшениями были бусы из дутого стекла и янтарные ожерелья — жерелки. [1,2,5]

На протяжении столетий основой женского и девичьего наряда была длинная рубаха. В Самарской губернии существовали три ее вида. Рукава всех трех разновидностей рубах, присборенные под обшивку, отличались пышностью. Их длина чаще всего доходила до локтя. Шейный вырез делали с множеством мелких складок, спереди у горловины наличествовал прямой вырез до груди. Его застегивали на пуговицу и петлю из ниток. Их различие заключалось в крое и способе соединения рукавов. В деревнях рубахи не вышивали. Исключение составляло Левобережье, где проживали русские и украинцы. Праздничные рубахи обильно орнаментировали по вороту, груди и рукавам. А в деревнях Фоминовка и Поповка узором из красных нитей декорировали полики и рукава. В других местностях лишь иногда концы рукавов украшали кружевом, а манжеты расшивали двухцветными, чаше всего красными и черными, узорами. [1,2,5]

Палитра народного костюма в губернии была многообразна благодаря народностям, населявшим ее территории.

Летний костюм Самарской губернии включал в себя: платок «под булавочку», сарафан на лямках (с лифтом), запон из коленкора, украшенный по нижнему краю растительным орнаментом, рубаха с поликами, тканая опояска из разноцветных нитей.

Ромб, разделенный внутри на четыре части с точками контрастного цвета, один из популярных элементов вышивки мастериц Самарской губернии, означал поле, засеянное семенами. [1,2]

Вышивкой украшали одежду и предметы обихода. Каждая вышивка имела свое значение. Основным мотивом была женская фигура — Богиня — Мать. Она считалась покровительницей плодородия и земледелия. Так же популярен был мотив руки (ладони). Он сравнивался с пучком растений, что было актуально для сознания ранних земледельцев. Землю, дающую урожай, представляли в форме квадратов, покрытых густой сеткой, т. е. засеянную. [1,2]

Изучив историю Самарской губернии, ее географию, особенности традиций, мы узнали о культуре одежды, об особенностях ее ношения, о красноречивом языке народного костюма, познакомились с особенностями каждого элемента народного костюма Самарской губернии.

Цель, поставленную в начале работы, мы выполнили, особенности народного костюма Самарской губернии изучили.

Гипотеза подтвердилась. Действительно если внимательно рассмотреть народный костюм, можно многое узнать о его обладателе.

Литература:

  1. Журнал «Куклы в народных костюмах» Издатель: DeAgostini http://dolls.deagostini.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): Самарская губерния, народный костюм, Самарская область, полотняное переплетение, Бузулукский уезд, головной убор, женский костюм, красный цвет, хлопчатобумажная ткань, изучение особенности.


Ключевые слова

орнамент, народный костюм, головной убор, украшения

Похожие статьи

Особенности формирования и развития декоративно-прикладного искусства Золотой Орды

Исследование основных видов орнамента в Золотой Орды представляет актуальный вклад в изучение культурного наследия многих народов, в первую очередь татар. Целью данной статьи является анализ особенностей формирования и развития декоративно-прикладног...

Актуальность народного танца в современной культуре на примере образцового ансамбля народного танца «Искорки»

В данной статье рассматривается актуальность и развитие народного танца, и какими способами можно решить проблему отсутствия интереса населения к народной хореографии.

Проблема сохранения традиций якутского народа

В статье раскрывается проблема сохранения традиций и культурных ценностей якутского народа. В теоретической части работы рассмотрены основные концепции и подходы к изучению этнического самосознания у подрастающего поколения и анализу его основных фак...

Совокупность факторов, влиявших на формирование традиций художественного ремесла в Дагестане в VIII–XIX веках

Дагестан представляет собой уникальный регион, в котором получили высокое развитие самобытные ремесла и промыслы, соответственно рассмотрение совокупности факторов, влиявших на эволюцию художественного ремесла региона, представляет большую актуальнос...

Традиционные казахские ремесла и народное искусство

Данная статья представляет собой всесторонний обзор богатого культурного наследия Казахстана, фокусируясь на традиционных ремеслах и народном искусстве этого уникального региона. Вводя читателя в исторический контекст и влияние этнических групп, стат...

Значение народных традиций и их сохранение в современных календарных обрядах и праздниках

В статье рассматривается значение и сохранение народных традиций в современных календарных обрядах и праздниках. Их анализ требует терминологического уточнения. Автор углубляется в понятийный аппарат и систематизирует его. Также дает свое определение...

Традиции формообразования текстиля Беларуси

Рассмотрены формообразующие традиции текстиля Беларуси на основных исторических этапах его становления: ручное изготовление, мануфактурное и промышленное производство (довоенный, послевоенный и этап формирования новой рыночной экономики). В каждом из...

Удивительная хохлома

В статье рассматривается народный промысел хохлома, как культурно-историческое наследие, затронуты вопросы о роли российской культуры во всем мире. Открывая для себя мир художественных промыслов, мы не только знакомимся с различными материалами, техн...

Народная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания и приобщения к семейным ценностям (на основе опыта работы)

В статье раскрывается актуальность культурно-исторической и педагогической ценности тряпичной народной куклы в воспитании нравственности у детей. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталоны красоты, образцы...

Горизонтальный план в структуре традиционного казахского жилища – юрты

В статье анализируется горизонтальный план традиционного казахского жилища, и конструкция, которая отражает окружающий мир или, точнее, представления человека о мире. Также содержание аспектов развертывания пространства отражается в закономерностях х...

Похожие статьи

Особенности формирования и развития декоративно-прикладного искусства Золотой Орды

Исследование основных видов орнамента в Золотой Орды представляет актуальный вклад в изучение культурного наследия многих народов, в первую очередь татар. Целью данной статьи является анализ особенностей формирования и развития декоративно-прикладног...

Актуальность народного танца в современной культуре на примере образцового ансамбля народного танца «Искорки»

В данной статье рассматривается актуальность и развитие народного танца, и какими способами можно решить проблему отсутствия интереса населения к народной хореографии.

Проблема сохранения традиций якутского народа

В статье раскрывается проблема сохранения традиций и культурных ценностей якутского народа. В теоретической части работы рассмотрены основные концепции и подходы к изучению этнического самосознания у подрастающего поколения и анализу его основных фак...

Совокупность факторов, влиявших на формирование традиций художественного ремесла в Дагестане в VIII–XIX веках

Дагестан представляет собой уникальный регион, в котором получили высокое развитие самобытные ремесла и промыслы, соответственно рассмотрение совокупности факторов, влиявших на эволюцию художественного ремесла региона, представляет большую актуальнос...

Традиционные казахские ремесла и народное искусство

Данная статья представляет собой всесторонний обзор богатого культурного наследия Казахстана, фокусируясь на традиционных ремеслах и народном искусстве этого уникального региона. Вводя читателя в исторический контекст и влияние этнических групп, стат...

Значение народных традиций и их сохранение в современных календарных обрядах и праздниках

В статье рассматривается значение и сохранение народных традиций в современных календарных обрядах и праздниках. Их анализ требует терминологического уточнения. Автор углубляется в понятийный аппарат и систематизирует его. Также дает свое определение...

Традиции формообразования текстиля Беларуси

Рассмотрены формообразующие традиции текстиля Беларуси на основных исторических этапах его становления: ручное изготовление, мануфактурное и промышленное производство (довоенный, послевоенный и этап формирования новой рыночной экономики). В каждом из...

Удивительная хохлома

В статье рассматривается народный промысел хохлома, как культурно-историческое наследие, затронуты вопросы о роли российской культуры во всем мире. Открывая для себя мир художественных промыслов, мы не только знакомимся с различными материалами, техн...

Народная тряпичная кукла как средство нравственного воспитания и приобщения к семейным ценностям (на основе опыта работы)

В статье раскрывается актуальность культурно-исторической и педагогической ценности тряпичной народной куклы в воспитании нравственности у детей. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталоны красоты, образцы...

Горизонтальный план в структуре традиционного казахского жилища – юрты

В статье анализируется горизонтальный план традиционного казахского жилища, и конструкция, которая отражает окружающий мир или, точнее, представления человека о мире. Также содержание аспектов развертывания пространства отражается в закономерностях х...

Задать вопрос