Актуальность данной статьи состоит в потребности воспитания экологически грамотной личности, с активной жизненной позицией, в связи с чем, перед современными российскими педагогами встает задача подготовки экологически просвещенной молодежи, а в будущем — грамотных и квалифицированных специалистов. А воспитателями должно особое место уделяться проблеме формирования у детей дошкольного возраста бережного отношения к окружающей среде методами наблюдений и опытов.
Ключевые слова: экологическое воспитание, проектная деятельность, земляные черви, сегменты, регенерация, анабиоз, копролиты, плодородие.
У детей дошкольного возраста формируется понимание взаимосвязи человека и природы, именно в этом возрасте закладывается модель отношения к окружающей среде. Для того чтобы в детском сознании возник интерес к миру животных и растений, и закрепилось чувство сострадания к живой природе, воспитателям необходимо правильно организовать экологическое воспитание дошкольников.
Во время образовательной деятельности мы знакомим детей с живой и неживой природой, рассказываем о значении окружающего мира в нашей жизни, читаем художественную литературу, в которой рассказывается о животных или растениях. На прогулках учим детей наблюдать, подмечать любое изменение в природе.
Работая с детьми дошкольного возраста, каждый воспитатель видит, с каким интересом малыши рассматривают всё, что их окружает. На прогулке дети собирают разных жуков, зовут посмотреть на червей, с интересом рассматривают бабочек и мух. Больше всех проявляет интерес мой воспитанник Тимофей Рябинин. Часто, выходя в летнее время на прогулку после дождя, мы видим земляных червей на дорожках, на поверхности земли. Дети подбегают, рассматривают, пытаются потрогать палочкой, а самые «отважные» тянут к червям руки. Самый «отважный» — Тимофей Рябинин. Он готов всю прогулку наблюдать за червями. Но не все дети так дружелюбно относятся к природе. И часто норовят раздавить неизведанное существо специально, или по неосторожности. Как же донести до этих «несмышлёнышей», что всё, что нас окружает не просто так, а всё нам для чего — то нужно, даже если выглядят эти самые жуки и червяки не очень-то симпатично.
И тогда я предложила Тимофею сделать проект о земляных червях. Рассказать и показать всем ребятам как живут земляные черви, и какую пользу приносят людям. Это и натолкнуло на мысль заняться со старшими детьми проектами, а именно исследовательским проектом «Земляные черви-хранители плодородия».
Основной целью нашей работы является изучение биоэкологических особенностей земляных червей, обитающих на территории г. Самары.
Объектом нашего исследования являются земляные черви, обитающие на территории Самарской области и имеющие большое хозяйственное значение как помощники плодородия культурных растений.
Предметом нашего исследования стали биоэкологические особенности земляных червей и изучение последних в разделе «Окружающий мир» на занятиях по «Ознакомлению с окружающим миром» в детском саду.
Для реализации нашей темы мы наметили следующие задачи:
- Проанализировать биологические особенности земляных червей путём изучения литературы по данному виду.
- Провести опыт и наблюдения за жизнью земляных червей.
- Проанализировать значимость земляных червей в сельском хозяйстве.
- Использовать материалы настоящего исследования (основываясь на наблюдениях), для ознакомления его в разделе «Окружающий мир».
Основной гипотезой нашего исследования послужила мысль о том, что в связи с определёнными биологическими особенностями и жизнедеятельностью земляные черви проделывая ходы в земле, рыхлят её, подводя к корням растений доступ воздуха и воды. Тем самым улучшая питание растений, и повышая их урожайность.
Методы исследования
- Работа со специальной литературой;
- Визуальные поиски «работы» земляных червей;
- Метод одновременной фоторегистрации наблюдений.
Всю работу мы выполняли поэтапно. На первом этапе в группе мы рассматривали картинки, читали специальную литературу про земляных червей. Узнали, что земляные, или как их ещё называют дождевые, черви бывают разных цветов (от серого до красно-коричневого), и размеров от 5 до 31 см. [1, стр.318–319]. Туловище состоит из сегментов (колечек), которые скреплены друг с другом [2]. На колечках, кроме переднего, имеются маленькие щетинки, на которые червь опирается при движении. Двигается он то растягиваясь, то укорачиваясь, раздвигая головой почву или проглатывая её, затем подтягивает хвост к голове. Норка червя устроена так, чтобы, заползая туда головой, червь мог развернуться и выползти наружу. Хотя черви могут ползать и назад.
Дышит червь через кожу, которая покрыта защитной слизью. Нет у дождевых червей ни глаз, ни ушей. Зато неплохое обоняние, черви могут находить еду по запаху. За день червь съедает пищи в половину своего веса.
С наступлением холодов черви продвигаются вглубь земли и там засыпают (впадают в состояние, которое называется анабиоз). А с приходом весны вновь продолжают активно питаться.
Часто люди, перекапывая землю, травмируют червей. Но они обладают способностью регенерации (могут отрастить пострадавшую часть тела). Живут земляные черви в среднем два года. В природе у них много врагов — ими питаются птицы, кроты и лягушки [3].
Познакомившись с жизнью земляных червей заочно, по картинкам и из источников специальной литературы, мы перешли ко второму этапу –поставили опыт и понаблюдали. Было интересно узнать, каким образом земляные черви приносят пользу человеку.
В прозрачный контейнер насыпали слоями влажную землю и песок. В землю положили немного старых прошлогодних листьев. Затем запустили дождевых червей. Содержимое контейнера увлажняли по необходимости. Через несколько дней было видно, песок стал перемешиваться с землёй. Строя ходы в земле, ползая то вверх, то вниз контейнера в поисках еды черви рыхлят землю. В природе благодаря этим ходам в земле к корням растений поступают воздух и вода, а поедая опавшие листья и останки растений и насекомых, земляные черви делают землю плодородной благодаря своим отходам, которые называются копролитами. На такой земле растения растут лучше и дают хороший урожай [4].
Все наши наблюдения мы фотографировали. Родители Тимофея с удовольствием согласились нам помочь в подборе информации. И когда проект был готов, мы представили его всем воспитанникам. Это и стало заключительным третьим этапом всего нашего проекта.
Благодаря проведённой проектной деятельности многие воспитанники группы проявили интерес к жизни земляных червей, узнали об их пользе, и поняли, что нельзя уничтожать то, что создано природой.
Таким образом, для развития познавательной активности детей считаем целесообразным использование в работе метода проектов.
Литература:
- Энциклопедия для детей. Т.2. Биология/Сост. С. Т. Исмаилова. 3-е изд. перераб.и доп. — М.: Аванта+,1996. — 704 с.: ил. стр.318–319
- http://www.botanichka.ru/blog/2010/03/20/earthworm/
- http://home.damotvet.ru/gardening/835267.htm
- https://6cotok.org/545502408033438135/dozhdevye-chervi---nevidimye-pahari/