В работе автор исследует интересы и наклонности одноклассников с точки зрения профессии и устанавливает взаимосвязь между врожденными способностями человека и выбором профессии.
Ключевые слова: профессия, интерес, типы профессий, зависимость, анкетирование.
Однажды мама спросила меня, кем я хочу быть. Тогда я задумалась об этом и поняла, что я очень мало знаю о профессиях. Я решила узнать об этом больше. Также мне стало интересно, кем хотят быть мои одноклассники и что они думают об этом. Ведь когда-то я стану взрослой и мне придется делать выбор. И я подумала, что чем больше я буду интересоваться этим, тем лучше я смогу подготовиться к взрослой жизни и найти свое призвание.
Я изучила такие вопросы, как: что такое профессия, как появились профессии,как связаны между собой профессия и увлечение, сколько существует профессий, системы классификации профессий, причины выбора профессии.
Часто люди ошибаются в выборе своей работы и вынуждены заниматься тем, что им не нравится, и мучаются всю жизнь. Это происходит потому, что люди принимают решение кем быть по советам и под влиянием окружающих людей. Мнение родителей, родственников, друзей, ровесников, желание в их глазах выглядеть успешным или страх их расстроить. В наше время престижными считаются различные экономические и юридические профессии, однако устроиться на работу по этим профессиям с каждым годом становится всё сложнее из-за большого количества конкурентов, и в будущем эта конкуренция будет только усиливаться. Поэтому, при выборе профессии не стоит на первое место ставить престиж, хотя брать его во внимание всё же стоит.
Часто люди гонятся за быстрым и хорошим заработком. Многие выпускники школ стремятся как можно быстрее пойти работать на высокооплачиваемую работу, не оканчивая при этом институт или техникум.
Не менее важной причиной выбора профессии является доступность обучения. Жители маленьких городов, посёлков и деревень сильно ограничены в выборе учебных заведений и здесь приходится делать выбор – ехать получать образование в большом городе или остаться и получать образование в местных учебных заведениях. Также, для тех, кто не смог поступить на бесплатное место, большую роль играет цена на обучение.
Принятие решения о выборе профессии должно основываться на внутренних склонностях, способностях, увлечениях, привычках. Работа, которая действительно интересна и приносит радость, будет выполняться более качественно и продуктивно. Человек, увлечённый своей работой, будет постоянно самосовершенствоваться и сможет достигнуть большого успеха.
Очень важно, чтобы человек занимался своим любимым делом. Часто любимая работа вырастает из увлечений. В том числе детских. Или из любимых предметов в школе.
Я провела исследование в виде специального опроса среди своих одноклассников, чтобы понять их наклонности, способности и увлечения.
Исходя из этого, можно будет понять, к какой профессии стоит присмотреться.
Ребята заполнили три анкеты. Вопросы в анкетах специально были сделаны так, чтобы понять, что ребенку нравится делать, чем заниматься, что у него получается лучше всего. Чтобы результаты были точнее, одни и те же вопросы задавались разными словами словосочетаниями.
После того, как анкеты были собраны, мы с мамой составили таблицу с ответами моих друзей и подсчитали баллы.
Далее мы сопоставили результаты разных анкет и посмотрели, насколько мечты моих друзей о своей будущей работе совпадают с их способностями и талантами.
Сравнение предрасположенностей детей к разным видам работ и их собственные желания:
№ п/п |
ФИО |
Анкета №1 Хочу быть |
Анкета №2 |
Анкета №3 (по Климову Е.А.) |
Совпадение желаний и предрасположенностей |
|
Ярко выраженный интерес к сфере деятельности |
Выраженный интерес к сфере деятельности |
|||||
1 |
Каткасова Катя |
врачом |
ИЗО |
Человек-художественный образ |
0 |
|
2 |
Аниськин Андрей |
космонавтом |
география, техника, строительство |
Человек-технические системы |
1 |
|
3 |
Захарова Алина |
поваром |
иностранные языки, строительство, педагогика |
легкая и пищевая промышленность, физика, ИЗО |
Человек-человек |
1 |
4 |
Жмуров Никита |
программистом |
физкультура и спорт |
строительство и математика |
Человек-знак |
1 |
5 |
Лаптева Катя |
стилистом |
ИЗО |
Человек-художественный образ, природа |
1 |
|
6 |
Калистратова Арина |
врачом |
сценическое искусство, музыка |
Человек-знак |
0 |
|
7 |
Филатова Оля |
стоматологом |
иностранные языки |
Чловек-природа, знак |
0 |
|
8 |
Трошин Ярослав |
конструктором |
математика |
физкультура и спорт |
Человек-природа |
1 |
9 |
Волкова Екатерина |
врачом |
ИЗО |
Человек-художественный образ |
0 |
|
10 |
Енютин Артем |
стоматологом |
физкультура и спорт |
медицина, иностранные языки, сценическое искусство |
Человек-природа |
1 |
11 |
Каминец Дмитрий |
химиком |
физика, химия |
Человек-знак |
1 |
|
12 |
Забродин Сепан |
полицейским |
физкультура и спорт, техника |
Человек-природа |
1 |
|
13 |
Беглова Соня |
учителем |
иностранные языки, ИЗО |
химия, музыка |
Человек-природа |
0 |
14 |
Жукова Настя |
парикмахером |
геология, физкультура и спорт, иностранные языки, ИЗО |
Человек-техническе системы, знак |
0 |
|
В итоге мы увидели, у кого желания совпадают с талантами, а у кого не очень. Процент совпадений составил 57%.
Например, Жмуров Никита хочет стать программистом. По классификации Е.А. Климова эту профессию можно отнести в группу «человек-знак». Согласно результатам тестов интересы Никиты совпадают со сферой деятельности «человек-знак», а также у него есть склонности к математике и сфере строительства.
Жмуров Никита
Человек-Природа |
Человек-Техника |
Ч |
З |
Х |
|||||
1а |
1 |
1б |
2а |
2б |
1 |
3а |
|||
3б |
1 |
4а |
4б |
1 |
5а |
1 |
5б |
||
6а |
6б |
1 |
7а |
||||||
7б |
1 |
8а |
1 |
8б |
|||||
9а |
1 |
9б |
|||||||
10а |
10б |
1 |
|||||||
11а |
11б |
1 |
12а |
12б |
1 |
13а |
|||
13б |
1 |
14а |
14б |
1 |
15а |
1 |
15б |
||
16а |
1 |
16б |
17а |
||||||
17б |
1 |
18а |
1 |
18б |
|||||
19a |
1 |
19б |
|||||||
20а |
20б |
1 |
|||||||
4 |
5 |
5 |
6 |
0 |
|||||
Захарова Алина хочет стать поваром. По классификации Е.А. Климова профессия относится к группе «человек-художественный образ». И по результатам тестов интересы Алины относятся к сфере «человек-художественный образ». Для того чтобы стать поваром, необходимы знания физики, химии, биологии. У Алины есть интерес к этим предметам.
Захарова Алина (фрагмент таблицы)
Биология |
География |
Геология |
Медицина |
Легкая и пищевая промышленность |
Физика |
Химия |
Техника |
Электро и радио техника |
Металлообработка |
Деревообработка |
Строительство |
Транспорт |
Сценическое искусство |
Музыка |
Физкультура и спорт |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
27 |
28 |
29 |
2 |
0 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
-1 |
2 |
-2 |
2 |
1 |
-2 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
41 |
42 |
56 |
57 |
58 |
1 |
1 |
-1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
-2 |
0 |
1 |
2 |
-1 |
-1 |
0 |
0 |
59 |
60 |
61 |
62 |
63 |
64 |
65 |
66 |
67 |
68 |
69 |
70 |
71 |
85 |
86 |
87 |
0 |
0 |
1 |
2 |
2 |
1 |
-1 |
0 |
0 |
-2 |
2 |
1 |
-1 |
2 |
2 |
2 |
88 |
89 |
90 |
91 |
92 |
93 |
94 |
95 |
96 |
97 |
98 |
99 |
100 |
114 |
115 |
116 |
1 |
0 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
0 |
2 |
2 |
1 |
0 |
2 |
2 |
117 |
118 |
119 |
120 |
121 |
122 |
123 |
124 |
125 |
126 |
127 |
128 |
129 |
143 |
144 |
145 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
2 |
-2 |
1 |
2 |
-1 |
146 |
147 |
148 |
149 |
150 |
151 |
152 |
153 |
154 |
155 |
156 |
157 |
158 |
172 |
173 |
174 |
-1 |
0 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
0 |
0 |
2 |
2 |
1 |
2 |
-1 |
2 |
5 |
3 |
4 |
10 |
10 |
10 |
8 |
7 |
1 |
1 |
8 |
11 |
-4 |
6 |
6 |
3 |
У Калистратовой Арины и Каткасовой Кати не наблюдается совпадения выбранной профессии и их сфер интересов. Они обе выбрали профессию врача, которая относится к группе «человек-человек», а интересы Арины (музыка и сценическое искусство) и Кати (изобразительное искусство) относятся больше к профессиям «человек-художественный образ».
В результате проведенной работы мне удалось изучить и познакомить своих одноклассников с разновидностями профессий; установить взаимосвязь между способностями, интересами и будущей профессией; выявить скрытые и явные интересы и предрасположенности моих одноклассников; установить совпадение или не совпадение интересов ребенка с его выбором профессии. С родителями мы создали сайт www.проф-шаг.рф, где бесплатно можно провести исследование своих интересов и спрогнозировать свою будущую профессию.
Я поняла, что надо обязательно найти свое любимое дело по душе, которым ты мог бы заниматься даже без зарплаты, тогда ты обязательно добьешься успеха и будешь счастлив! И, чем раньше ты начнешь прислушиваться к себе и готовиться, тем лучше будет результат!
Литература:
1. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 224 с. (c.152-154).
2. Глава 1 книги «Азбука профориентации» М. Бендюков, И. Соломин и М. Ткачев
3. www.bibliofond.ru Методы и приемы профессиональной ориентации младших школьников в учебном процессе
4. www.bibliofond.ru Формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий
5. www.schoolspb367.narod.ru
6. www.shkolniky.ru