Почему учителя делают замечания ученикам (анализ причин) | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №2 (11) апрель 2017 г.

Дата публикации: 26.03.2017

Статья просмотрена: 806 раз

Библиографическое описание:

Ильин, М. А. Почему учителя делают замечания ученикам (анализ причин) / М. А. Ильин, Н. А. Власовец. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 2.2 (11.2). — С. 47-50. — URL: https://moluch.ru/young/archive/11/821/ (дата обращения: 17.10.2024).



Актуальность исследуемого вопроса состоит в личной практической его значимости для автора работы. В результате наблюдений за реакцией учителей на уроках и переменах у первоклассника возник вопрос, почему учителям приходится часто «ругаться», делать замечания ученикам. Работа посвящена анализу этих причин.

Ключевые слова: рейтинг, виды замечаний, анализ причин.

В этом году я пошёл в первый класс. Проучившись в школе чуть больше месяца, я заметил, что учителя не только хвалят моих одноклассников и меня, но и нередко делают нам замечания или даже ругают. Во время наблюдений за настроением и реакцией учителей на уроках и переменах у меня возник вопрос: что нужно сделать, чтобы настроение у учителя было всегда хорошим, а время на уроке не тратилось на замечания и нравоучения?

Целью нашего исследования стал поиск ответа на вопрос: почему учитель делает замечания ученикам?

Для изучения данного вопроса была составлена анкета. Анкетирование проводилось в 1 «А» классе, а также в 5-6 и 10 классах.

В таблице 1 представлены результаты анкетирования 1 «А» класса. Из результатов видно, что мальчики от девочек по поведению в целом не отличаются.

Таблица 1

Результаты анкетирования 1 «А» класса

1 «А»

Девочки

Мальчики

Не ругали

3

2

Разговаривал(а) на уроке

3

3

Бегал(а) на перемене

1

2

Подрался(ась)

0

1

Не выполнил(а) домашнее задание

4

1

Получил(а) двойку

0

0

Забыл(а) тетрадь или учебник, или дневник

4

5

Опоздал(а) на урок

2

0

Не слушал(а) учителя

1

2

Пришёл(шла) в школу без сменной обуви

0

0

Пропустил(а) урок без уважительной причины

1

0

Списывал(а)

0

3

Играл(а) в телефон на уроке

0

0

На рисунке 1 представлены результаты анкетирования параллелей 1-х, 5-6-х и 10-х классов. Анализируя график, заметим, что ломаная линия 10 класса лежит выше ломаных линий 5-6 класса и 1 класса. В свою очередь, ломаная линия 5-6 класса лежит выше ломаной линии 1 класса. Из этого следует, что количество замечаний, сделанных обучающимся, увеличивается от 1 класса к 10 классу.

Рис. 1. Результаты анкетирования обучающихся разных классов

Увеличение, на наш взгляд, связано с несколькими причинами:

1) чем старше обучающие, тем дольше они учатся в школе и вероятность получить замечание возрастает;

2) чем младше дети, тем их жальче, и поэтому им реже делают замечания (жалеют);

3) с возрастом увеличивается доля ответственности ученика, поэтому чем старше обучающийся, тем больше с него спрос.

Данная зависимость нарушается в нескольких местах:

1) пункт «Подрался(ась)» можно объяснить различным темпераментом детей («драчун»);

2) уменьшение количества замечаний в 5-6 классе в пункте «Списывал(а)» по сравнению с 1 классом можно объяснить привыканием детей к самостоятельномувыполнению различных видов работ.

Изучая анкеты детей, было замечено, что некоторые отвечающие отмечали несколько вариантов при выборе замечания. Чтобы это учесть проанализировали анкеты согласно количеству замечаний, сделанных ученику (таблица 2).

Таблица 2

Зависимость количества сделанных замечаний от возраста обучающихся

Количество замечаний

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1 класс

12

7

7

7

2

1

3

0

0

0

0

0

0

5-6 класс

1

8

5

6

5

6

3

3

2

0

0

0

0

10 класс

0

1

2

6

8

4

4

3

2

1

3

3

2

Анализируя таблицу 2, видно, что с увеличением возраста количество замечаний, сделанное одному ребёнку, увеличивается. Так в 1 классе нет детей, которым делали бы 7-8 замечаний, а 5-6 классе такие имеются. Так же в 5-6 классе нет детей, которым делали бы 9-12 замечаний, а в 10 классе они есть. Это объясняется количеством времени проведенным в школе, чем старше обучающий, тем дольше он находился в учебном процессе, тем больше вероятность получить замечание.

Рассмотрев зависимость количества сделанных замечаний обучающемуся от его пола, заметили, что значимых отличий нет, и мальчики и девочки одинаково получают замечания. Исключением является пункт «Отсутствие замечаний», здесь девочки лидируют с ощутимым преимуществом, 10 против 3. Отмечая данный факт, приходим к выводу, что девочки являются более прилежными учениками.

Таблица 3

Зависимость количества сделанных замечаний от пола обучающихся

Количество замечаний

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Девочки

10

11

8

8

9

4

5

2

2

1

2

1

0

Мальчики

3

5

6

11

6

7

5

4

2

0

1

2

2

Вернёмся к содержанию анкеты. Все предлагаемые ответы можно разделить на две группы: вопросы, связанные с поведением; вопросы, связанные с обучением. Лидером внутри каждой параллели стал пункт «Разговаривал(а) на уроке» (рис. 3), относящийся к группе вопросов, связанных с поведением обучающихся. А так же большое количество ответов имеет пункты «Бегал(а) на перемене» в первом классе. Данный пункт можно отнести к группе вопросов, связанных с поведением.

В 5-6-х и 10-х классах на втором месте по числу ответов пункт «Не выполнил(а) домашнее задание», что скорее всего связано с тем, что с переходом детей в старшие классы, контроль выполнения домашнего задания со стороны родителей ослабевает, что, в свою очередь, приводит к отсутствию положительного результата.

На третьем месте данного рейтинга во всех параллелях пункт «Забыл(а) тетрадь или учебник, или дневник», что объясняется слабым контролем со стороны родителей и, как следствие, в старших классов отсутствия выработанной привычки.

Рис. 2. Рейтинг

Чтобы результаты были более достоверными, было проведено анонимное анкетирование в социальной сети, где встречаются люди разных социальных слоёв, школ, возрастов и т.п. Результаты анкетирования представлены на рисунке 4 [1].

Из рисунка 4 видно, что лидирует пункт «Разговоры на уроке», что соответствует полученному результату при анкетировании обучающихся 1-х, 5-6-х, 10-х классов.

Считаем, что полученные результаты можно считать достоверными.

Подводя итог, можно сказать, что большинство замечаний, сделанных ученикам, связанны с нарушением правил поведения в школе.

соцсеть анкета конец.png

Рис. 3. Результаты анкетирования в социальной сети

Узнав, какие замечания ученики получают в школе, и,проанализировав причины, по которым дети в школе получают замечания, я пришёл к выводу, что большинство замечаний ученики получают, нарушая правила поведения.

Школа — общественное место. Здесь и взрослым, и детям необходимо соблюдать обязательные правила поведения и внутреннего распорядка. И тогда количество замечаний, сделанных ученикам учителем, резко сократится!

Литература:

  1. https://vk.com/id130330431 (страница социальной сети)
Основные термины (генерируются автоматически): класс, замечание, результат анкетирования, домашнее задание, ломаная линия, пункт, урок, школа, социальная сеть, большинство замечаний.


Ключевые слова

рейтинг, виды замечаний, анализ причин

Похожие статьи

Особенности применения проблемных методов по предмету «Окружающий мир» в начальной школе

В статье рассматриваются возможности применения проблемных заданий на уроках с младшими школьниками при изучении предмета «Окружающий мир».

Эффективность тестирования при оценивании результатов обучения

Признавая процесс оценивания результатов обучения обязательным элементом образовательного процесса, автор статьи определяет имеющиеся на сегодняшний день формы оценивания. Особое внимание уделено весьма распространенному сегодня методу — тестированию...

Влияние стрессового состояния на физиологические особенности учащихся во время пробного экзамена

В современном обществе участилось явление стресса среди учащихся и студентов. Стресс ярко выражен в экзаменационное время, перед экзаменом и непосредственно во время экзамена. У любого в жизни была такая ситуация, когда при сильном волнении или страх...

Алгоритм и описанная практика выявления и устранения пробелов в знаниях учащихся 5–7-х классов по теме «Дроби, дробные выражения и операции над ними»

В наше время всё большее число учеников общеобразовательных школ испытывают трудности при изучении обязательных предметов, в частности — математики. Зачастую это связано с тем, что учителя не могут одинаково донести необходимую информацию до всех уче...

Обучение и развитие математических способностей учащихся средней школы

Данная статья рассматривает вопрос об обучении и развитии математических способностей учащихся, формировании навыков самостоятельного добывания математических знаний учащимися, овладении культурой умственного труда, воспитании целеустремленной личнос...

Теоретические аспекты слабой успеваемости учащихся и способы ее устранения

В своей работе авторы рассматривают с различных сторон проблему слабой успеваемости школьников и возможные методы её устранения.

Тревожность младших школьников в учебном процессе

Статья посвящена особенностям тревожности младших школьников. Осуществлен теоретический анализ проблемы тревожности учащихся начальной школы. Проанализированы различные подходы к определению сущности таких понятий, как тревожность, страх младших школ...

Работа учителя математики с детьми с девиантным поведением

В статье рассматриваются признаки, основные причины девиантного поведения. Приводятся примеры методов и средств работы с детьми с отклоняющимся поведением на уроках математики.

Проблемы при изучении английского языка

Задачи исследований. Исследовать основные сложности, котрые возникают у учащихся при изучении английского языка. Результаты. Определены основные сложности, которые влияют на результаты при изучении английского языка. Выводы. Успешность изучения анг...

Проблема почерка в современной школе

Настоящая статья призвана проанализировать проблему почерка в современной школьной практике. Проблема почерка на сегодняшний день признаётся одной из актуальных проблем школы. Анализируя существующие труды по данному вопросу, приводя аргументы из оте...

Похожие статьи

Особенности применения проблемных методов по предмету «Окружающий мир» в начальной школе

В статье рассматриваются возможности применения проблемных заданий на уроках с младшими школьниками при изучении предмета «Окружающий мир».

Эффективность тестирования при оценивании результатов обучения

Признавая процесс оценивания результатов обучения обязательным элементом образовательного процесса, автор статьи определяет имеющиеся на сегодняшний день формы оценивания. Особое внимание уделено весьма распространенному сегодня методу — тестированию...

Влияние стрессового состояния на физиологические особенности учащихся во время пробного экзамена

В современном обществе участилось явление стресса среди учащихся и студентов. Стресс ярко выражен в экзаменационное время, перед экзаменом и непосредственно во время экзамена. У любого в жизни была такая ситуация, когда при сильном волнении или страх...

Алгоритм и описанная практика выявления и устранения пробелов в знаниях учащихся 5–7-х классов по теме «Дроби, дробные выражения и операции над ними»

В наше время всё большее число учеников общеобразовательных школ испытывают трудности при изучении обязательных предметов, в частности — математики. Зачастую это связано с тем, что учителя не могут одинаково донести необходимую информацию до всех уче...

Обучение и развитие математических способностей учащихся средней школы

Данная статья рассматривает вопрос об обучении и развитии математических способностей учащихся, формировании навыков самостоятельного добывания математических знаний учащимися, овладении культурой умственного труда, воспитании целеустремленной личнос...

Теоретические аспекты слабой успеваемости учащихся и способы ее устранения

В своей работе авторы рассматривают с различных сторон проблему слабой успеваемости школьников и возможные методы её устранения.

Тревожность младших школьников в учебном процессе

Статья посвящена особенностям тревожности младших школьников. Осуществлен теоретический анализ проблемы тревожности учащихся начальной школы. Проанализированы различные подходы к определению сущности таких понятий, как тревожность, страх младших школ...

Работа учителя математики с детьми с девиантным поведением

В статье рассматриваются признаки, основные причины девиантного поведения. Приводятся примеры методов и средств работы с детьми с отклоняющимся поведением на уроках математики.

Проблемы при изучении английского языка

Задачи исследований. Исследовать основные сложности, котрые возникают у учащихся при изучении английского языка. Результаты. Определены основные сложности, которые влияют на результаты при изучении английского языка. Выводы. Успешность изучения анг...

Проблема почерка в современной школе

Настоящая статья призвана проанализировать проблему почерка в современной школьной практике. Проблема почерка на сегодняшний день признаётся одной из актуальных проблем школы. Анализируя существующие труды по данному вопросу, приводя аргументы из оте...

Задать вопрос