В статье рассмотрены причины снижения интереса современных школьников к чтению, на фоне чего классический метод развития техники чтения становится менее эффективен. Выдвинута и доказана гипотеза, что применение игровых методов делает занятия более интересными для детей и дает лучшие результаты.
Ключевые слова: чтение, развитие техники чтения, альтернативные методики, нескучное чтение, учиться интересно, эффективность.
Современные школьники часто слышат, что их родители читали в детстве намного больше. Эта проблема волнует многих. Если в Яндексе набрать «современные дети мало…», то первым по популярности появится вариант «современные дети мало читают».
Мы выдвинули гипотезу: современные дети мало читают, потому что появилось намного больше развлечений и читать стало уже не так интересно. Поэтому сложно улучшить технику чтения классическим методом, то есть много читая. Если школьники будут использовать игровые методы для развития техники чтения, то их результаты улучшаться.
Цель исследования: изучить возможности улучшения техники чтения у учащихся начальных классов с помощью игровых методов.
Задачи исследования:
- Проанализировать классические методики развития техники чтения
- Понять причины снижения интереса к чтению.
- Найти альтернативные методики развития техники чтения, которые помогут преодолеть низкий интерес к чтению.
- Проанализировать эффективность альтернативных методик развития техники чтения.
Исследование построено на основе научных статей и опросов. В анкете для родителей учащихся 2 «А» МБОУ школы № 53 было три вопроса.
В первом вопросе респонденты отвечали, занимаются ли они развитием техники чтения своих детей. 19 из 23 ответили на вопрос утвердительно.
Рис. 1. Диаграмма ответа на вопрос: Занимаетесь ли Вы со своими детьми развитием техники чтения.
В следующем вопросе было выяснено, что все используют классический метод. Так учились читать сами опрашиваемые. Эти же задания есть и в современных учебниках.
Рис. 2. Диаграмма ответа на вопрос: Какие способы Вы используете для развития техники чтения.
Третий вопрос показал, что, несмотря на ежедневные занятия, 66 % детей читают меньше своих родителей.
Рис. 3. Диаграмма ответа на вопрос:Кто больше читает/читал: Ваш ребенок или Вы в его возрасте.
Из этих данных можно сделать вывод, что классический метод менее эффективен для современных детей, чем для их родителей.
Чтобы определить причины снижения интереса к чтению, необходимо определить, почему раньше читали больше.
Опросив 5 человек в возрасте от 30 лет, было выяснено, что чтение было:
- основным источником информации.
- одним из основных развлечений.
Анкетирование учеников 2 «А» класса помогло найти ответы на вопросы, откуда черпают информацию и как развлекаются современные школьники. В опросе приняли участие 27 человек. Каждый из них выбирал от 1 до 3 любимых развлечения и столько же источников информации.
Рис.4. Диаграмма ответа на вопрос: Основные источники информации.
Чтение по-прежнему является одним из основных источников информации.
Рис.5. Диаграмма ответа на вопрос:Любимые развлечения.
Развлечений стало намного больше, поэтому дети тратят на чтение уже не так много времени. Исходя из этих данных, можно сделать вывод: современным детям не хватает в чтении развлекательности, развить технику чтения можно более эффективно, если само обучение чтению будет развлечением.
Классическую методику нельзя назвать развлекательной. Но в последние годы несколько ученых, такие как Федоренко И. Т., Пальченко И. Г., Заика Е. В., Нечаева, предлагали альтернативные методики развития техники чтения с помощью специальных упражнений. Их цель — обучать чтению быстрее. Среди них можно выбрать те методы, которые учат читать интересно.
Один из наиболее ярких методик разработал В. Б. Эдигей. Его основу составляет чтение текстов с перепутанными буквами. Он будет интересен детям, которые любят разгадывать ребусы. Пример упражнения:
Морковь. Морковь НЬЧЕО ЛЕПОНАЯЗ. Сок из моркови дают ЛЕМАНЬКИМ ТЯДЕМ. Морковь ДУКЛАТ В УСП. Из моркови ЛАЮДЕТ ТЛЕКОТЫ [1].
Такое чтение не только очень интересно, но еще и полезно. Оно развивает смысловую догадку и учит воспринимать слова целиком, а не по отдельным слогам, что также позволяет читать быстрее.
Мною было выбрано несколько альтернативных методов, которые показались наиболее увлекательными. Занятия длились 4 недели. За это время уменьшилось количество ошибок, чтение стало более выразительным и быстрее на 10 слов в минуту. Чтобы достичь такого результата по классической методике, понадобилось 3 месяца.
Таблица 1
Результаты занятий по классическому иальтернативным методам
Гипотеза, выдвинутая вначале исследования, подтвердилась: было доказано, что современным детям стало читать менее интересно, поскольку появилось много других развлечений. Поэтому классический метод развития техники чтения менее эффективен для современных школьников, чем был для их родителей. Было отмечено что, когда учитель применяет на уроках альтернативные методики развития техники чтения, уроки проходят веселее, активнее. По мнению учителя, на таких уроках дети бывают более вовлеченными. Мои личные достижения говорят о том, что игровые методы в три раза эффективнее классического.
Литература:
- Эдигей, В. Б. Новое чтение // М., Перспектива, 2007.