Данная работа показывает актуальность знаний основ геральдики как элемента возрождения интереса к семейным традициям.
Ключевые слова: геральдика, фамильный герб, исследование, создание герба, урок-игра.
Во 2-ом классе у нас была интересная встреча с четвероклассниками на тему «Моя родословная». Ребята рассказывали о своей семье, предках, происхождении фамилий и каждый представил герб своей семьи. Я также решил узнать историю своей семьи. Много интересного рассказал мой дедушка. Но самого главного, что так заинтересовало меня на том уроке – фамильного герба – у нас не было. И я решил его придумать. Создать наш семейный герб, отражающий историю жизни нескольких ее поколений, ценности, интересы. Герб будет передаваться потомкам из поколения в поколение как символ нашей семьи.
И я задумался: как должен выглядеть герб? Вероятно, он должен что-то означать, например, быть связан с фамилией, традициями семьи. Изучая гербы различных государств, знатных родов, я обнаружил, что данным вопросом люди задавались задолго до наших дней.
Еще в средние века появился интерес к созданию семейного символа. И составлялся он не просто так. Существует целая наука, изучающая историю и правила составления гербов – геральдика.
Перед началом исследования я выдвинул следующие гипотезы:
1. Создание герба – занятие увлекательное, но и очень ответственное.
2. Составление семейного герба сближает разные поколения.
3. Знание основ геральдики помогает не только создать правильный герб, но и лучше понять историю, искусство, литературу.
4. Тема семейных традиций, изучения родословной, а также создания семейного герба довольно актуальна в наше время.
Я изучил историю развития геральдики как науки о гербах, затем приступил к практической части работы.
Одноклассникам было предложено задание – нарисовать герб своей семьи. Все подошли к работе ответственно. Гербы получились очень красочные, яркие, со смыслом – кто-то рисовал, исходя из звучания своей фамилии, кто-то из интересов каждого члена семьи, многие гербы с девизами.
К рисункам ребята приложили подготовленные мной заранее анкеты с ответами на 10 вопросов.
Результаты были получены следующие.
Из 30 опрошенных семей 18 (62%) составляли герб интуитивно (рис. 1). При этом 15 (83%) из них было бы интереснее составлять семейный герб по правилам геральдики. Но самое интересное, что 12 семей (38%) создавали свой герб по правилам геральдики – настолько, насколько они ими владеют – 2 семьи даже приложили значения используемых символов и цветов на щите семейного герба.
Рис. 1
27 семей (86%) из 30 опрошенных хотели бы воспользоваться правилами геральдики, чтобы составить максимально правильный герб своей семьи (рис. 2). При этом они же хотят положить начало семейной традиции и передавать герб из поколения в поколение. В то же время больше половины не воспользовались бы услугами профессионалов, будь у них такая возможность.
Рис. 2
Результаты данного этапа исследования показали, что тема семейных традиций, изучения родословной, а также создания семейного герба довольно актуальна в наше время. Мои одноклассники вместе со своими семьями проявили интерес к данной работе. Увлекательное и ответственное занятие – создание семейного герба сблизило разные поколения – от далеких предков до моих ровесников.
А самым главным и очень приятным итогом моего исследования явилось то, что теперь 30 семей точно имеют свой собственный герб и очень им дорожат. Они не хотят его переделывать, заказывать профессионалам, добавлять что-то новое. Это подтвердил второй этап исследования – «Знакомимся с правилами геральдики».
Создав свой семейный герб, предварительно изучив правила геральдики, историю герба, рассмотрев множество красивых, ярких, красочных гербов различных знатных фамилий, государств, я решил полученными знаниями поделиться с одноклассниками. Вместе с классным руководителем и моими родителями мы провели в двух классах урок-игру. После 10 минутной презентации о правилах геральдики с примерами великолепных гербов, ребята получили задание – Создай свой герб. Из заранее подготовленных мной макетов и шаблонов команды составляли гербы кабинетов нашей школы и самой школы. Уроки прошли дружно, интересно, в результате появилось 12 уникальных гербов.
Для того чтобы ребятам было легче ориентироваться в новых знаниях, каждый ученик получил подготовленную мной брошюру. В ней кратко изложены основные правила геральдики и значения цветов и символов.
Результатом всей работы было конечно создание герба моей семьи – Силуяновых.
Гипотезы, выдвинутые мною в начале исследования, подтвердились.
На сегодняшний день герб не утратил своей актуальности, он протягивает своеобразную нить между прошлым и будущим. С его помощью можно рассказать детям и потомкам об истории рода, подчеркивая тем самым заслуги и достижения предков, нынешние занятия членов семьи, её состав, значение фамилии и многое другое.
Семейные работы моих одноклассников показали, что обращение к прошлому пробуждает интерес к истории и ценностям семьи, а родовой герб символизирует единство и связывает все поколения.
Герб семьи — мощное объединяющее средство. Появление родового герба способствует осознанию целостности семьи, ощущению постоянной поддержки семейного «фундамента». Изучение своей родословной, поиск или создание фамильного герба позволяют проявить должное уважение к своим предкам и оставить достойное наследие для потомков.
Литература:
- «Азбука Геральдики». Г. Э. Введенский, ОАО «Издательство «Аврора», 2003.
- «Рыцари» /В. О. Никишин. – М.: РОСМЭН, 2015. – («Детская энциклопедия РОСМЭН»).
- Каменцева Е. И., Устюгов Н. В. Русская сфрагистика и геральдика. Учебное пособие. Изд. 2-е. М.: «Высшая школа», 1974.
- Экскурс в геральдику. http://www.excurs.ru/
- Геральдика. ру. http://www.geraldika.ru/
- http://flag.kremlin.ru/
- История российской геральдики. А. Б. Лакиер. Издательство «Эксмо», 2006.
- Геральдика. Мишель Пастуро. Издательство «Астрель», 2003.