Способ приобщения учащихся младших классов к истории родного края (на примере жизни и деятельности Л. Н. Толстого на Самарской земле) | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №2 (11) апрель 2017 г.

Дата публикации: 26.03.2017

Статья просмотрена: 144 раза

Библиографическое описание:

Устинов, Э. Д. Способ приобщения учащихся младших классов к истории родного края (на примере жизни и деятельности Л. Н. Толстого на Самарской земле) / Э. Д. Устинов, В. В. Чаплыгина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 2.2 (11.2). — С. 95-96. — URL: https://moluch.ru/young/archive/11/841/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье особое место уделено изучению жизни и творчества великого русского писателя в Самарском крае. Рассмотрено влияние писателя на жизнь русского мужика в Степном Заволжье. Предложены некоторые рекомендации по формированию у учащихся младших классов интереса к родному краю.

Ключевые слова: Л. Н. Толстой, степное Заволжье, Алексеевский район, голод, скачки, известные произведения.

Россия страна богатая не только своими природными ресурсами, но большим творческим наследием. С именем нашей страны связаны многие известные и великие писатели, поэты. Весь мир знает А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и многих других выдающихся людей, прославлявших Великую Россию.

Все мы являемся патриотами своей Родины, и каждый из нас гордится своей малой родиной. Особенно жителям Самарской области есть чем гордится и восхваляться. В наших родных местах бывал великий русский писатель Л. Н.Толстой.

Во второй половине XIX века в Алексеевском районе Самарской области неоднократно бывал великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Он приезжал по совету врачей лечиться целебным кумысом, который искусно делали башкиры на Каралыке. Впервые Лев Николаевич приехал сюда в мае 1862 года и прожил в самарских степях около полутора месяцев. В течение 20 лет он побывал здесь 10 раз и провёл в Алексеевском районе в общей сложности больше года [1, с. 64].

Особенно ярко выражается отношение Льва Николаевича к этому краю в его письме к поэту Афанасию Фету от 18 июля 1871 года: «Благодарю вас за ваше письмо, любезный друг. Кажется, что жена сделала фальшивую тревогу, отослав меня на кумыс и убедив меня, что я болен. Как бы то ни было, но теперь, после четырёх недель, я, кажется, совсем оправился. …Здесь очень хорошо, и если бы не тоска по семье, я был бы совершенно счастлив здесь. Если бы начать описывать, то я исписал бы сто листов, описывая здешний край и мои занятия. Читаю и Геродота, который с подробностью и большой верностью описывает тех самых галактофагов-скифов, среди которых я живу.

…Жара третий день стоит страшная. В кибитке накалено, как на полке, но мне это приятно. Край здесь прекрасный, по своему возрасту только что выходящий из девственности, по богатству, здоровью и, в особенности, по простоте и неиспорченности народа. Я, как и везде, примериваюсь, не купить ли имение. Это мне занятие и лучший предлог для узнавания настоящего положения края» [6, с. 288].

В сентябре 1871 года он покупает за 20 тысяч рублей у здешнего землевладельца, полковника Н. П. Тучкова в районе сёл Гавриловки и Патровки 2500 десятин земли. Убеждая жену купить землю, он писал: «Степной воздух, купание, кумыс, верховая езда… живописная местность, и – главное: особенно соблазняет простота и честность, и наивность, и ум здешнего народа. Ничего похожего нет с нашими ерниками» [7, с. 201].

Благодаря своему появлению в нашем крае, местные жители того периода узнали Л. Н. Толстого не только как писателя, но и как бескорыстного добродетеля.

Огромный вклад писателя в спасение голодающих Самарской губернии в конце 19 века был признан нашими соотечественниками еще при жизни Толстого. Желая увековечить память о жизни Толстого в нашем крае, городская Дума в 1908 году постановила переименовать улицу Москательную, назвав её именем Льва Николаевича Толстого [8, с. 290].

Оставив все дела, Лев Николаевич немедленно приходит на помощь голодающим. Первым делом Толстой определяет размеры надвигающегося бедствия. Он объезжает близлежащую округу в три стороны, по семьдесят вёрст в каждую, до Бузулука, Борска и Богдановки. Везде лежат голые поля. Потрясённый увиденным народным бедствием, в ближайшей к имению деревне Гавриловка он делает опись каждого десятого двора (всего 23 двора). Описи скрепляют своими подписями священник, староста и писарь. Толстой прилагает опись к своему «Письму к издателям», и, вложив 100 рублей, отправляет в «Московские ведомости» [4, с. 15].

Отклики на письмо Толстого помещали не только российские, но и зарубежные издания. Благодаря ему в Самару потекли пожертвования, составившие в 1873-1874 годах 1 миллион 887 тысяч рублей и 21 тысячу пудов хлеба. Эти пожертвования, собранные благодаря личному участию самого Толстого, спасли от смерти несколько тысяч самарских крестьян.

Самарская жизнь дала много материала Л. Н. Толстому для создания ряда художественных и публицистических произведений. В 70-е годы шла работа над романом «Анна Каренина» – это время почти ежегодных поездок в наш край. Тесным образом связан с Самарской губернией и роман «Воскресенье». В сказках-легендах «Ильяс» и «Много ли человеку земли надо» описаны красота башкирских степей и самобытность, обычаи и традиции ее поселян.

Здесь же редактировался роман «Война и мир». Доподлинно известно, что здесь писатель правил четыре из шести томов «Войны и мира», обдумывал образы героев, уточнял детали [12, с. 142].

Находясь в Заволжском имении Толстой, работает над арифметикой для 3-й книги «Азбуки».

Еще одним знаменательным событием, связанным с именем Толстого, были скачки, ежегодно устраиваемые в имении писателя в день его именин. Они были организованы по инициативе Л. Н. Толстого и впервые состоялись в 1875 году. Участвовали в них в основном кочевые башкиры, но посмотреть на захватывающее зрелище съезжалась вся округа: русские, башкиры, киргизы, казахи, чуваши, татары. Лев Николаевич выделил для победителей призы. Толстой увлекается идеей создания в самарских степях конного завода.

В Алексеевском районе 9 сентября 2005 года – в день рождения Льва Николаевича – старинная традиция была возрождена: у подножия горы Шишки, на том самом месте, где когда-то находилась усадьба писателя, состоялись народные гулянья с театрализованным представлением. Центральное место в программе заняли скачки на приз графа Л. Н. Толстого. В празднике принял участие праправнук писателя, директор государственного мемориального и природного заповедника музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» В. И. Толстой, а всего на скачки собралось более трёх тысяч человек из семи районов области [13].

Скачки проводятся ежегодно во вторую субботу июля. Сильнейшие быстроногие скакуны из лучших конноспортивных клубов губернии, заезды на тройках, соревнования по конкуру – всё это и многое другое можно увидеть на скачках. Мероприятие сопровождается народными гуляниями, спортивными и развлекательными программами. Собравшиеся гости могут попробовать целебный кумыс, блюда национальной кухни различных народностей Поволжья, изготовить своими руками или приобрести у народных умельцев сувениры из дерева, лозы или бисера, послушать песни многочисленных творческих коллективов, увидеть, как выглядит настоящая башкирская юрта.

Степные скачки в имении Л. Н. Толстого – это неповторимый национальный колорит, единение культур и обычаев разных народов, спортивный азарт и дух соревнований [14].

Авторами работы, был проведен опрос среди учащихся вторых классов на знание творчества и жизни Л. Н. Толстого в Самарском крае.

Благодаря, проведенному опросу, мы выяснили, что с данным событием знакомы не все дети. Хотя 93% учащихся хотели бы больше узнать об этом.

Нашим предложением является включить в план экскурсионных мероприятий начальных классов экскурсию в имение Л. Н. Толстого в Алексеевском районе Самарской области.

И что благодаря этому событию можно приобщать учащихся младших классов к истории родного края.

Для поднятия интереса к Самаре, не только среди учащихся младших классов, но и гостей, было решено создать ознакомительную брошюру о Л. Н. Толстом в Заволжье в преддверии проведения чемпионата мира по футболу.

Литература:

  1. Афанасьев И. П. Л. Н. Толстой в Самарском Заволжье: Очерки. Куйбышев, 1984. – 64 с.
  2. Востриков.Ф. С. Толстой и степь. Пермь, 1999. – 63 с.
  3. Жили-были…Рассказы для детей. Куйбышев, 1989. – 64 с.
  4. Задонский Н. А. Степняки. 1984.
  5. Криволуцкая Л. И. По Куйбышевской области. М.: Физкультура и спорт, 1987. – 174 с.
  6. Лев Толстой в Самаре: Воспоминание, письма, статьи. /Сост. А. И. Мартиновская, М. С. Силина. Куйбышев, 1988. – 288 с.
  7. Л. Толстой. Повести и рассказы. М.: Детская литература, 1978. – 685 с.
  8. Путешествие в прошлое. /сост. Завальный А. Н., Рыбалко Ю. Е. Самара, 1992 – 288 с.
  9. Сад Толстого: избранные воспоминания. М.: Детская литература, 1987. – 64 с.
  10. Толстой и степь неразделимы. /сост. Аникина Л. В. С. Алексеевка, 2005. – 17 с.
  11. Из истории названия реки Моча (Чапаевка). /сост. Бирюков В. М. С. Алексеевска, 2006. – 11 с.
  12. Шаповалов Е. Рассказы о Толстом. Куйбышев, 1968 – 142 с.
  13. http://ppt4web.ru/istorija/lev-tolstojj-v-alekseevskom-krae.html
  14. http://museum.samgd.ru/mo/alexeevsky/history/79824/
  15. Аргументы и факты. г. Москва. 1994.
  16. Степная правда. с. Алексеевка. 1989, 2002, 2004, 2008, 2009.
  17. Волжская коммуна. г. Самара. 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): Алексеевский район, Самарская область, великий русский писатель, Самарская губерния, Самарский край, родной край, степное Заволжье, целебный кумыс, Самар, край.


Ключевые слова

Л. Н. Толстой, голод, степное Заволжье, Алексеевский район, скачки, известные произведения

Похожие статьи

Идеи К. Д. Ушинского в исследовании феномена классного наставничества в отечественной дореволюционной гимназии

Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870 гг.) — основоположник русской педагогики, переводчик, публицист, детский писатель За свою непродолжительную научную и педагогическую деятельность он оставил наследие, обратившись к которому мы можем найти отв...

Формирование у школьников познавательного интереса и уважительного отношения к истории родного края через краеведческую работу в классе

В статье автор представляет опыт работы по формированию интереса и уважительного отношения к истории родного края и его культурному наследию, через организацию краеведческой деятельности в работе классного коллектива.

Методические рекомендации по изучению региональной литературы в школе на примере повести С. И. Карцевского «Ямкарка»

Статья посвящена повести С. И. Карцевского «Ямкарка» (1910). Цель работы — определить ключевые мотивы мифопоэтики сибирского пространства. Практическая значимость данной статьи состоит в том, что её материалы могут быть использованы в школьных курсах...

Использование памятников археологии в организации краеведческой работы

Статья посвящена организации исторического краеведения в общеобразовательных школах. Одной из ключевых проблем является недостаточное внимание педагогов к памятникам археологии. Вместе с тем, использование памятников археологии в курсе исторического ...

Ранняя профессионализация младших школьников как педагогическая проблема

В статье раскрывается актуальная педагогическая проблема ранней профессионализации младших школьников. Процесс ориентации детей на выбор профессии еще на ранних этапах образования имеет важное значение для их будущей карьеры. Особое внимание в статье...

Кукольный театр как средство развития творческой личности дошкольников

В статье рассматривается значение кукольного театра в дошкольном учреждении, его влияние на творческую составляющую личности ребёнка. Автор делится собственным опытом работы на конкретных примерах и этапах работы, анализирует виды кукольного театра, ...

Патриотическое воспитание сельских школьников (из опыта работы)

В статье раскрывается понятие «патриотическое воспитание» сельских школьников, его сущность, содержание, актуальные задачи на современном этапе. Раскрывается решение задач патриотического воспитания на примере МБОУ «Дульдургинская СОШ № 2». Подчеркив...

Основы тенденций современного образования Ахмета Байтурсынова

В статье рассматривается педагогическая деятельность Ахмета Батурсынова, приводятся основные методические положения его педагогики. Учитывая современный опыт в области образования, автор рассматривает предпосылки его развития в деятельности педагога ...

Художественное своеобразие произведений В. П. Крапивина о детях и для детей

В данной статье я предприняла попытку описать художественное своеобразие нескольких произведений В. П. Крапивина, выявить в них общие и отличительные черты, сделать вывод о том, какую литературную ценность его повести и рассказы представляют для подр...

Ключевые слова рассказа Н. Носова «Фантазеры»

В статье анализируются ключевые слова рассказа Н. Носова «Фантазеры» с точки зрения их значения и особенностей употребления в тексте. Рассматривается связь ключевых слов с темой и идеей рассказа, определяется воспитательный потенциал произведения. В ...

Похожие статьи

Идеи К. Д. Ушинского в исследовании феномена классного наставничества в отечественной дореволюционной гимназии

Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870 гг.) — основоположник русской педагогики, переводчик, публицист, детский писатель За свою непродолжительную научную и педагогическую деятельность он оставил наследие, обратившись к которому мы можем найти отв...

Формирование у школьников познавательного интереса и уважительного отношения к истории родного края через краеведческую работу в классе

В статье автор представляет опыт работы по формированию интереса и уважительного отношения к истории родного края и его культурному наследию, через организацию краеведческой деятельности в работе классного коллектива.

Методические рекомендации по изучению региональной литературы в школе на примере повести С. И. Карцевского «Ямкарка»

Статья посвящена повести С. И. Карцевского «Ямкарка» (1910). Цель работы — определить ключевые мотивы мифопоэтики сибирского пространства. Практическая значимость данной статьи состоит в том, что её материалы могут быть использованы в школьных курсах...

Использование памятников археологии в организации краеведческой работы

Статья посвящена организации исторического краеведения в общеобразовательных школах. Одной из ключевых проблем является недостаточное внимание педагогов к памятникам археологии. Вместе с тем, использование памятников археологии в курсе исторического ...

Ранняя профессионализация младших школьников как педагогическая проблема

В статье раскрывается актуальная педагогическая проблема ранней профессионализации младших школьников. Процесс ориентации детей на выбор профессии еще на ранних этапах образования имеет важное значение для их будущей карьеры. Особое внимание в статье...

Кукольный театр как средство развития творческой личности дошкольников

В статье рассматривается значение кукольного театра в дошкольном учреждении, его влияние на творческую составляющую личности ребёнка. Автор делится собственным опытом работы на конкретных примерах и этапах работы, анализирует виды кукольного театра, ...

Патриотическое воспитание сельских школьников (из опыта работы)

В статье раскрывается понятие «патриотическое воспитание» сельских школьников, его сущность, содержание, актуальные задачи на современном этапе. Раскрывается решение задач патриотического воспитания на примере МБОУ «Дульдургинская СОШ № 2». Подчеркив...

Основы тенденций современного образования Ахмета Байтурсынова

В статье рассматривается педагогическая деятельность Ахмета Батурсынова, приводятся основные методические положения его педагогики. Учитывая современный опыт в области образования, автор рассматривает предпосылки его развития в деятельности педагога ...

Художественное своеобразие произведений В. П. Крапивина о детях и для детей

В данной статье я предприняла попытку описать художественное своеобразие нескольких произведений В. П. Крапивина, выявить в них общие и отличительные черты, сделать вывод о том, какую литературную ценность его повести и рассказы представляют для подр...

Ключевые слова рассказа Н. Носова «Фантазеры»

В статье анализируются ключевые слова рассказа Н. Носова «Фантазеры» с точки зрения их значения и особенностей употребления в тексте. Рассматривается связь ключевых слов с темой и идеей рассказа, определяется воспитательный потенциал произведения. В ...

Задать вопрос