Как влияют буктрейлеры на мотивацию к чтению среди учеников начальной школы | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №2 (11) апрель 2017 г.

Дата публикации: 26.03.2017

Статья просмотрена: 1070 раз

Библиографическое описание:

Фонарёва, М. С. Как влияют буктрейлеры на мотивацию к чтению среди учеников начальной школы / М. С. Фонарёва, Ю. А. Саева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 2.2 (11.2). — С. 97-99. — URL: https://moluch.ru/young/archive/11/842/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье выяснено, что такое «буктрейлер», изучена технология создания буктрейлера.

Ключевые слова: буктрейлер, книги.

Сегодня никого не удивишь сообщениями о том, что книги, газеты и журналы стали непопулярными. Сотовые телефоны, компьютеры, телевизоры, вытеснили традиционное образование, когда человек читал и находил в этом занятии удовольствие. Ученики сегодня перестают читать тексты длиннее одной страницы. Многие «скачивают» из Интернета сочинения, рефераты, творческие работы, не читая их, и выдают эти работы за собственные материалы. При этом отсутствие каких-либо элементарных знаний не воспринимается школьниками как недостаток, как пробелы в образовании. Они не просто не знают. Они не хотят знать. Может в погоне за инновациями, любовь к книге и чтению мы оставили в прошлом?

В современном мире роль детского чтения становится духовной и национальной проблемой. Дети перестали читать, а значит, страдают и грамотность, и интеллект, и эмоциональное, и нравственное воспитание. Все это отрицательно влияет на гармоничное развитие личности.

В начале учебного года я обратила внимание, что перед уроками литературы в классе стали транслироваться рекламные ролики, то есть короткие фильмы с кратким содержанием книг. Из роликов я стала узнавать о книгах, о которых раньше и не слышала. Приходя домой я находила эту книгу у себя в библиотеке, а если не находила, то шла в школьную библиотеку. Благодаря этим роликам, я прочитала очень много интересных книг. Заведующая библиотекой объяснила мне, что эти ролики называются буктрейлерами. Стало интересно, что же это такое?

Отсюда появилась тема моего исследования:

«Как влияют буктрейлеры на мотивацию к чтению среди учеников начальной школы».

Цель моей работы: выяснить, как буктрейлеры влияют на мотивацию к чтению среди учеников начальных классов.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

 узнать об аспектах , мешающих развитию осознанной мотивации чтения;

 выявить стимулы, которые необходимы человеку к осознанной мотивации чтения;

 изучить литературу по данному вопросу;

 выяснить, появилась ли у учеников мотивация найти и прочитать эту книгу;

 самостоятельное создание буктрейлера по прочитанной книге;

 провести показ буктрейлера учащимся 3а класса по книге, которую ранее они не читали.

В современном обществе проблема, которую можно обозначить как «НЕЧИТАЮЩИЙ РЕБЕНОК», стоит наиболее остро. Мы часто слышим от своих учителей и родителей, нужно больше читать, чтобы много знать и быть грамотными. Я решила, провести анкетирование в классе, в котором учусь, и узнать, как относятся к чтению мои одноклассники. Проведя анализ анкет, я выделила аспекты, которые мешают развитию осознанной мотивации чтения:

1.Вынужденный характер чтения:

Одной из причин читательского спроса детей является потребность, чтобы написать реферат или сочинение, подготовить доклад, или создать презентацию. В этом случае ученик воспринимает общение с книгой, как продолжение уроков за рамками класса. От этих работ зависит оценка ученика по предмету, а также реакция родителей на успех ребенка. Вынужденное чтение отрицательно влияет на качество чтения. В этом случае ученик ищет наиболее быстрый и легкий путь получения информации.

2.Обилие источников информации

Раньше основным источником информации была книга. А теперь телевидение, диски, Интернет. Все эти источники оттеснили книгу на второй план, так как технический способ получения информации более быстрый, а главное, более легкий.

3.Рациональный характер чтения

Стимул чтения идет от желания самого ребенка. Он понимает: чтобы успешно действовать в современном обществе, надо иметь широкий кругозор, владеть письменной и устной речью, способностью нестандартно мыслить и принимать решения. Однако рациональный мотив, при всей его привлекательности, имеет крупный недостаток: он нейтрален по отношению к нравственным чертам личности. Став эрудитом во многих областях знаний, начитанным в области художественной литературы, ребенок, как личность может оставаться духовно бедным. Ибо знания, полученные из книг, сами по себе не гарантируют развития души. Читающий под натиском «надо» ребенок может вырасти холодной, расчетливой, склонной к карьеризму личностью.

4.Мода на чтение

Говоря о мотивации чтения, нельзя обойти вниманием стимул, диктуемый модой.

Среди подростков в 70-80 годы были в моде произведения В. Каверина «Два капитана», А. Гайдар «Тимур и его команда». В начале нового века это место заняли книги о Гарри Потере. Заметно возбудили интерес к ним прошедшие на экранах фильмы, которые специалисты по рекламе умело «раскручивают», вызывая к ним любопытство. Чтение в силу моды, как и сама мода, – явление преходящее, ориентированное больше на других, чем на самого себя, на свое собственное, индивидуальное развитие.

5.Стимулированное чтение

Есть еще один стимул чтения, к которому часто прибегаю родители и учителя – это викторины, конкурсы, игры. В игры закладываются задания, в которых есть необходимость прочесть те или иные книги, обратиться к творчеству определенного писателя. И ребенок в соответствии с требованиями игры обращается к книгам. Создается ощущение успеха: дети читают – значит, цель достигнута. Но этот успех может быть кратковременным: вместе с окончанием игры, у её участника заканчивается и желание читать.

6.Медленная скорость чтения

Медленная скорость чтения также влечет за собой нежелание читать, так как ребенок испытывает разные некомфортные чувства (раздражение вследствие потраченных усилий, ощущение неполноценности), от которых старается избавиться путем не чтения.

7.Малочитающие родители

Любовь к чтению и культура чтения закладывается в семье. Приучать ребенка к чтению необходимо еще в зародыше. Мама должна читать вслух книгу, которая несет позитив, добро и любовь. Это большая и сложная работа для родителей. Главное при чтении книги – сопереживание, общность чувств. Родители могут научить ребенка чувствовать красоту языка, сопереживать герою, формировать читательский вкус.

8.Развлекательная функция современной литературы

Массовая современная литература выполняет развлекательную функцию: комиксы, книги, которые написаны по сценариям мультфильмов, сериалов – не формируют читательский вкус, не показывают красоту художественного слова, не мотивируют ребенка к чтению.

Поделившись со своими выводами с ребятами моего класса, мы задумались, какая же должна быть мотивация к чтению и пришли к выводу, что мотивация к чтению должна быть внутренняя, осознанная потребность. А для этого у школьников должны быть стимулы к чтению:

1.Узнавание себя в героях книг

Как показывает опыт, «заразить» ребенка чтением помогает узнавание себя в литературном герое.

2. Творчество

Это создание творческого продукта на базе чтения (рисунки, поделки, отзывы, стихи), но и способность ребенка реагировать по-своему на слово писателя, создавать в ответ свои словесные образы.

3.Оформление книги

Личностную мотивацию чтения способна вызвать и сама книга, если она своим названием, внешним видом, иллюстрациями привлечет к себе внимание ребенка, вызовет желание познакомиться с ее содержанием.

4. Сопереживание

Это, наверное, самый сильный стимул, который пробуждает к жизни богатство внутреннего мира: чувства, ассоциации, мышление, воображение, память, – полностью захватывая и увлекая человека. Эмоциональное потрясение возникает тогда, когда у школьника появляется чувство личной сопричастности к тому, что происходит в произведении.

Проанализировав стимулы к чтению, которые мы выделили, я вспомнила о роликах, которые транслировались перед уроками. Из этих роликов я узнала о книгах, о которых раньше и не слышала. Благодаря этим роликам, я прочитала очень много интересных книг, узнала о героях, которые похожи чем-то на меня, мне запомнила оформление каждой прочитанной книги. Я захотела создать ролик, который бы смогла потом показать своим одноклассникам, чтобы мотивировать их к осознанному чтению. Из Интернета я узнала, что такие ролики называются буктрейлеры.

Буктрейлер – это короткий видеоролик по мотивам книги. Основная его задача – рассказать о книге, заинтересовать, заинтриговать читателя. Впервые буктрейлер продемонстрировали на книжной ярмарке в Луизиане в 2003 году. Ролик рекламировал книгу Кристин Фихан «Темная симфония. В России жанр буктрейлера появился в 2010 году. Специалисты издательства «Азбука Аттикус» стали одними из первых, кто использовал буктрейлер для продвижения книги Алексея Маврина «Псоглавцы».

Буктрейлеры могут быть:

1) игровые (минифильм по книге);

2) неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, рисунками, фотографиями;

3) анимационные (мультфильм по книге).

Буктрейлеры можно классифицировать и по содержанию:

1) повествовательные (презентующие основу сюжета произведения).

2) атмосферные (передающие основные настроения книги и читательские эмоции).

3) концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста).

Конечно, эти классификации очень условны и не универсальны.

Я решила создать буктрелер к своей любимой сказке шведской писательницы Анны Валенберг «Подарок тролля».

Причинами выбора этой книги стали:

  1. Относительная непопулярность этой сказки.
  2. Это моя любимая сказка и я бы хотела, чтобы мои одноклассники прочитали эту книгу.

Этапы создания буктрейлера:

  1. Выбор иллюстраций.

Источниками стали сама книга, которую я читала, и несколько иллюстраций из сети Интернет. Также я использовала две свои личные фотографии.

2. Выбор мелодии.

В сети Интернет я нашла таинственную мелодию, подходящую, на мой взгляд, к сказочному сюжету книги.

3. Выбор компьютерной программы.

Для создания буктрейлера, я решила использовать компьютерную программу SonyVegasPro, так как я ей активно пользуюсь.

4. Видеомонтаж.

Для начала я соединила иллюстрации в нужном порядке по своему замыслу, затем наложила музыку и текст. Придумывая текст, я постаралась найти такие слова, которые могут заинтриговать моих одноклассников, побудить их прочитать эту книгу.

Когда мой буктрейлер был готов, я решила показать его моим одноклассникам, чтобы проверить, насколько подействует мой буктрейлер на желание ребят прочитать эту сказку. После просмотра, провела опрос детей, заинтересовала ли их данная сказка.Результаты опроса оказались положительными 98 % учащихся захотели прочитать эту книгу и только 2 %, сказали, что подумают.

Через 2 недели мы с классным руководителем спросили, прочитали ли ребята данную книгу, оказалось, что 90 % книгу прочитали и она им очень понравилась, 10 % находятся в процессе чтения, очень отрадно, что те 2 %, которые после просмотра буктрелера сказали, что подумают читать им книгу или нет, решили тоже её прочитать. А ещё я очень рада, что многие ребята из моего класса решили тоже попробовать сделать буктрейлер к своей любимой книге и продемонстрировать его в классе.

Теория моей исследовательской работы подтвердилась. Буктрейлерыдействительно являются мощным стимулом для побуждения детей к чтению книги. Поэтому, следует продолжать эту тенденцию популяризации чтения среди учеников. Известный венгерский писатель сказал: «Каждый человек стоит ровно столько, сколько остается от него жизненного опыта и продолжается в опыте следующих поколений».

Я думаю, буктрейлеры, созданные нами, останутся в опыте следующих поколений и наверняка помогут нам приобщить современных людей к духовному богатству человечества – к книгам.

Литература:

  1. http://www.apatitylibr.ru
  2. http://www.youtube.ru
  3. Принцесса Линдагуль и другие сказки. Перевод Л. Брауде, художник Ю. Якушина. М., Махаон, 2013.
  4. www. studopedia.net.
  5. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2002.
  6. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., испр. и доп. –Самара: Издательство «Учебная литература», 2007.

D:\Маша\проект\Безымянный.pngD:\Маша\проект\Безымянный1.png

D:\Маша\проект\Безымянный2.pngD:\Маша\проект\Безымянный4.png

D:\Маша\проект\Безымянный3.png

Основные термины (генерируются автоматически): книга, чтение, осознанная мотивация чтения, ребенок, ролик, эта, компьютерная программа, мой класс, сама книга, современное общество.


Ключевые слова

буктрейлер, книги

Похожие статьи

Анализ возможностей ПК для создания буктрейлера младшими школьниками

В статье выяснено, что такое «буктрейлер», изучена история его появления.

Формирование учебных мотивов младших школьников посредством геймификации

Статья посвящена проблеме геймификации в образовании. В статье рассматривается понятие геймификации. Анализируется роль геймификации в повышении уровня учебной мотивации школьников. В результате делается вывод о том, что применение геймификации на ур...

Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения. Создание и использование буктрейлера на уроках литературного чтения

В статье характеризуется технология обучения «буктрейлер», ее возможности для формирования всех групп универсальных учебных действий.

Профилактика кибербуллинга в общеобразовательной организации

В статье рассматривается кибербуллинг как одна из значительных проблем XXI века, а также процесс создания условий по профилактике травли в Интернете.

Влияние психологических особенностей старшеклассников на проявление буллинга

В статье представлена характеристика психологических особенностей подростков, обучающихся в старших классах, уточнено понятие буллинга и раскрыты особенности школьного буллинга. Проведена взаимосвязь между психологическими особенностями старшеклассни...

Детская книга как средство ранней профессионализации младших школьников

В статье рассматриваются особенности использования детской книги в ранней профессионализации детей в возрасте от 7 до 11 лет, посещающих начальную школу. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по ранней профессионализации младших шко...

Веб-квест как способ повышения мотивации учащихся к поисково-исследовательской деятельности на уроках английского языка и истории

Статья описывает особенности применения веб-квестов на уроках английского языка для повышения мотивации учащихся к исследовательской деятельности.

Технология формирования учебных мотивов младших школьников посредством геймификации

В статье описана технология применения геймификации в обучении третьеклассников русскому языку, литературному чтению и математике. Представлены результаты использования данной технологии в обучении младших школьников. Описанная технология разработана...

Глэмпинг как комфортная среда для отдыха

В статье автор исследует привлекательность глэмпинга в туристической отрасли, его виды и характеристики.

Методические рекомендации для учителей и учеников для предотвращения буллинга в учебных заведениях

Этот проект направлен на решение такой проблемы, как школьный буллинг. В нём представлены методические рекомендации для родителей, учителей и детей, которые могут помочь не допустить какую-либо травлю ребёнка.

Похожие статьи

Анализ возможностей ПК для создания буктрейлера младшими школьниками

В статье выяснено, что такое «буктрейлер», изучена история его появления.

Формирование учебных мотивов младших школьников посредством геймификации

Статья посвящена проблеме геймификации в образовании. В статье рассматривается понятие геймификации. Анализируется роль геймификации в повышении уровня учебной мотивации школьников. В результате делается вывод о том, что применение геймификации на ур...

Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения. Создание и использование буктрейлера на уроках литературного чтения

В статье характеризуется технология обучения «буктрейлер», ее возможности для формирования всех групп универсальных учебных действий.

Профилактика кибербуллинга в общеобразовательной организации

В статье рассматривается кибербуллинг как одна из значительных проблем XXI века, а также процесс создания условий по профилактике травли в Интернете.

Влияние психологических особенностей старшеклассников на проявление буллинга

В статье представлена характеристика психологических особенностей подростков, обучающихся в старших классах, уточнено понятие буллинга и раскрыты особенности школьного буллинга. Проведена взаимосвязь между психологическими особенностями старшеклассни...

Детская книга как средство ранней профессионализации младших школьников

В статье рассматриваются особенности использования детской книги в ранней профессионализации детей в возрасте от 7 до 11 лет, посещающих начальную школу. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по ранней профессионализации младших шко...

Веб-квест как способ повышения мотивации учащихся к поисково-исследовательской деятельности на уроках английского языка и истории

Статья описывает особенности применения веб-квестов на уроках английского языка для повышения мотивации учащихся к исследовательской деятельности.

Технология формирования учебных мотивов младших школьников посредством геймификации

В статье описана технология применения геймификации в обучении третьеклассников русскому языку, литературному чтению и математике. Представлены результаты использования данной технологии в обучении младших школьников. Описанная технология разработана...

Глэмпинг как комфортная среда для отдыха

В статье автор исследует привлекательность глэмпинга в туристической отрасли, его виды и характеристики.

Методические рекомендации для учителей и учеников для предотвращения буллинга в учебных заведениях

Этот проект направлен на решение такой проблемы, как школьный буллинг. В нём представлены методические рекомендации для родителей, учителей и детей, которые могут помочь не допустить какую-либо травлю ребёнка.

Задать вопрос