Как научиться писать в свободное от Прописей время | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Юный учёный №2 (11) апрель 2017 г.

Дата публикации: 26.03.2017

Статья просмотрена: 104 раза

Библиографическое описание:

Цилина, Мария. Как научиться писать в свободное от Прописей время / Мария Цилина, Н. А. Власовец. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 2.2 (11.2). — С. 103-104. — URL: https://moluch.ru/young/archive/11/843/ (дата обращения: 17.10.2024).



Актуальность исследуемого вопроса состоит в личной практической его значимости для автора работы. Обучение письму очень сложный для первоклассника процесс. Автор работы ставит под сомнение тот факт, что для того, чтобы научиться красиво писать, нужно много времени проводить за Прописями. В исследовании рассматриваются различные альтернативные способы развития мелкой моторики с целью улучшения качества письма.

Ключевые слова: мелкая моторика,графические навыки, альтернативные способы развития.

В школе среди нескольких дисциплин для меня одним из самых интересных оказался урок письма. Мне нравится складывать элементы в буквы, буквы в слова. Только часто бывает так, что буквы в прописи «танцуют», наклонные больше похожи на прямые, а пальцы и вовсе болят, не хотят слушаться. Может, стоит посвящать этой работе все свое свободное время?

Опрос, проведенный среди моих одноклассников, лег в основу гипотезы о необходимости еще более тщательной работы над прописью. Из 25 человек – 20 считают, что научиться писать можно только усердствуя в тетради. Однако, малая часть класса (4 человека) считает, что существуют иные способы развития пальцев рук.

Если следовать первому мнению, то появится проблема посерьезнее кривых букв: учеба вовсе перестанет казаться увлекательной. Переутомление, монотонность действий и отсутствие незамедлительного результата – это ли не основные причины потери тяги ребенка к учебе? Дети в раннем школьном возрасте гордятся хорошим результатом, но еще не готовы кропотливо работать над долгосрочным проектом.

Ученые утверждают: умение красиво писать – почти синоним образованности. Рукописное письмо приводит к тому, что дети учатся думать логически и делать выводы. Каллиграфические навыки развивают мелкую моторику, и это способствует интеллектуальному развитию ребенка.

Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. «Чем больше уверенности в движениях детской руки, – писал Сухомлинский, – тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».

Из бесед с учителями начальных классов моей школы стало понятно следующее: тетрадь – это «лицо» ученика. Письмо показывает учителю характер автора работы. Разборчивое и аккуратное письмо, грамотная речь – основы успеха любого школьника.

Казалось бы: сядешь за парту, постараешься – и буквы легко займут свои места в строках. Достаточно лишь следовать несложным правилам:

- начинать писать следует с элементов букв и частей цифр;

- соблюдать правильно положение тетради и следить за своей осанкой.

Но всё не так просто. Первоклассникам трудно освоить письмо в первую очередь из-за того, что современные дети не привыкли работать руками. За нас сегодня практически все делают машины. Мало кто стирает руками, а тем более вышивает и вяжет. У первоклашек не сформирована координация и точность движений и как следствие ребенок не может «приспособиться» к процессу учебы.

Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?

Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. В дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.

Родители чаще всего считают причиной трудностей письма – «неспособность» или нежелание ребенка научиться хорошо писать. Конечно, есть дети физически незрелые, не готовые к освоению этих сложных навыков. Но существует и проблема неадекватных требований взрослого. От того, как относятся взрослые (и учитель, и родители) к возникающим у ребенка трудностям зависит его успех.

Возникновение трудностей обучения письму и чтению в начальной школе может быть связано с самыми разными причинами: с условиями жизни и организации обучения, с индивидуальными и возрастными особенностями развития и состоянием здоровья ребенка.

Рассмотрим кратко динамику развития графических навыков с рождения и до школы.

Первый год жизни – активно развивается крупная моторика. Ребенок учится держать головку, хватать предметы, удерживаться в положении сидя и даже пробует ходить.

В два года ребенок уверенно держит равновесие. Движения пальчиков становятся все более четкими. До 24 месяцев ребенок рисует лишь кружочки, а к двум годам способен на горизонтальные и вертикальные линии.

Ближе к трем годам малыш хорошо рисует линии, круги, и понемногу создает с их помощью различные рисунки. Однако ему все еще трудно сдерживать свои движения в предлагаемых контурах.

К четырем годам ребенок держит ручку или карандаш тремя пальцами, таким же образом как и взрослые.

В пять лет дошкольник уже хорошо раскрашивает, почти не выходя за контур. А вот знакомство с прописями может оказаться сложным делом.

В шесть лет ребенок способен работать с мелкими предметами, как-то: швейные иглы, бусины, пуговицы, зерна кофе. Письмо становится более точным.

Когда у малыша начинает получаться держать что-то в руках, ему открывается целый мир увлекательных игр. Возможность удерживать пальцами какие-то вещи – это первый шаг к развитию мелкой моторики. Работа по ее развитию должна начинаться задолго до поступления в школу.

Школа сразу дает большую нагрузку на глаза ребенка и на его кисти – при обучении письму и математике, на уроках рисования и труда. Значительную (но не единственную) помощь в развитии мелкой моторики у школьника оказывают занятия по декоративно-прикладному искусству.

Рассмотрим, к примеру, «бисероплетение». Разбирая бусинки по цветам, нанизывая их на тонкую леску, выправляя уже готовую поделку, ребенок совершает точные, скоординированные движения кистей и пальцев. Так из урока в урок формируется мышечная память. А это значит, что руки школьника становятся все более умелыми и ловкими.

Уроки музыки, пения, тоже влияют на грамотное написание слов. Например, на штатных уроках музыки в школе мы не только заучиваем слова песен. Учитель поясняет незнакомые нам термины, устойчивые выражения. Так формируется целостное восприятие речи – не только графическое, но и звуковое.

Не может не сказываться на успеваемости общая физическая форма ученика. Адаптированная по возрасту ребенка физическая нагрузка развивает ловкость, насыщает ткани тела кислородом.

Гипотеза моих одноклассников оказалась неверной. В чистописании особенно уместен принцип «меньше, да лучше». Результативность от такой методики намного выше, чем многократное повторение «для галочки».

Нельзя научиться правильно, быстро и грамотно писать, работая только в тетради. Существует неразделимая связь между интеллектуальным, физическим, социальным развитием и формированием графических навыков. Как неотделимы они и от развития мелкой моторики. Тонкая ручная координация может быть приобретена школьником как во время занятий по прикладному искусству, так и при посещении музыкальных и спортивных секций. Возникновение трудностей обучения письму и чтению в начальной школе может быть связано с самыми разными причинами: с условиями жизни и организации обучения, с индивидуальными и возрастными особенностями развития и состоянием здоровья ребенка.

Литература:

  1. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей и педагогов: Программа обучения в детском саду. – Издательство: АСТ, Астрель (2008 г.)
  2. Безруких М. Пишу красиво и правильно. Как помочь ребенку научиться писать, закрепить навык и скорректировать трудности» Учебники для родителей. Издательство: Рама Паблишинг.
  3. Безруких М. Материалы курса «Трудности обучения письму и чтению в начальной школе»: лекции 1-4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. Учебно-методическое пособие.
  4. Гельб И. Е. Опыт изучения письма. М., 1982.
Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, ребенок, детская рука, начальная школа, альтернативный способ развития, возрастная особенность развития, автор работы, возникновение трудностей обучения, организация обучения, состояние здоровья ребенка.


Ключевые слова

мелкая моторика, графические навыки, альтернативные способы развития

Похожие статьи

Исследование рефлексии младших школьников при использовании модели пяди в обучении

В мозг можно проложить шесть основных «путей»: через зрение, слух, осязание, вкус и обоняние, и шестой путь связан с опытом физических действий. Учащиеся начальных классов любят экспериментировать, творить, выяснять, как что работает и чего можно дос...

Целесообразность и условия обучения чтению детей старшего дошкольного возраста

В статье ставится задача рассмотреть вопрос о необходимости обучения чтению ребенка — дошкольника, все «за» и «против». Рассмотрен психологический аспект данной проблемы. Методы и приемы обучения. Делается вывод, что навык письма и чтения, приобретен...

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство подготовки руки к письму

Процесс обучения письму для детей — это настоящее искусство. Особенно важной темой является мелкая моторика рук, которая служит фундаментом для успешного освоения навыков письма. В этой статье мы рассмотрим, как развивать мелкую моторику у старших до...

Проблемы повышения концентрации внимания учащихся на уроках

Цель статьи реализация на уроке активных методических приемов, используемых для пробуждения внимания учащихся к получению знаний через коррекцию проблемы дисциплины. В этой статье учителя расскажут, какие методы и приемы они использовали для повышени...

Великие учителя — мастера своего предмета

Статья посвящена проблеме формирования и развития профессиональной компетенции преподавателей русского и родного языка и литературы в Узбекистане. Вопрос о том, что делает учителя великим учителем, возник давно. Это исследование, которое поднимает мн...

Роль фонетической зарядки в изучении студентами иностранного языка

Целью работы обратить внимание на важность развития фонетических навыков у студентов через проведение фонетической зарядки. Некоторые придерживаются ошибочного мнения о том, что развивать данные навыки не требуется в университетах. В результате авто...

Искусство моделирования на уроках технологии как элемент эстетического воспитания учащихся

Данная статья посвящена вопросам эстетического воспитания учащихся на уроках технологии при изучении темы «Моделирование одежды». Рассматриваются основные приемы и методы работы, позволяющие развивать эстетический вкус у учащихся при проектировании и...

Применение технологии «корзина идей» в 8-х классах на уроках русского языка

В данной статье рассматривается работа над одним из приемов критического мышления — корзина идей. Особенностью статьи является то, что автор постарался показать практическое применение данного приема в условиях национальной школы. Безусловно, процесс...

Игры интеллектуального сотрудничества как метод обучения в школе

В соответствии с конструктивной точкой зрения, обучение должно активно вовлекать учащихся в образовательный процесс через участие в реальных ситуациях из жизни. Игры интеллектуального сотрудничества могут быть востребованы на старшей ступени обучения...

Развитие навыков самостоятельной работы на уроках химии посредством интеллектуальных карт

В данной статье рассматривается вопрос успеваемости детей и их интереса к изучаемому предмету. Для решения этих трудностей, а также запоминания, анализа изучаемой информации и другого предлагается метод интеллект-карт. Приведены факторы, которые помо...

Похожие статьи

Исследование рефлексии младших школьников при использовании модели пяди в обучении

В мозг можно проложить шесть основных «путей»: через зрение, слух, осязание, вкус и обоняние, и шестой путь связан с опытом физических действий. Учащиеся начальных классов любят экспериментировать, творить, выяснять, как что работает и чего можно дос...

Целесообразность и условия обучения чтению детей старшего дошкольного возраста

В статье ставится задача рассмотреть вопрос о необходимости обучения чтению ребенка — дошкольника, все «за» и «против». Рассмотрен психологический аспект данной проблемы. Методы и приемы обучения. Делается вывод, что навык письма и чтения, приобретен...

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство подготовки руки к письму

Процесс обучения письму для детей — это настоящее искусство. Особенно важной темой является мелкая моторика рук, которая служит фундаментом для успешного освоения навыков письма. В этой статье мы рассмотрим, как развивать мелкую моторику у старших до...

Проблемы повышения концентрации внимания учащихся на уроках

Цель статьи реализация на уроке активных методических приемов, используемых для пробуждения внимания учащихся к получению знаний через коррекцию проблемы дисциплины. В этой статье учителя расскажут, какие методы и приемы они использовали для повышени...

Великие учителя — мастера своего предмета

Статья посвящена проблеме формирования и развития профессиональной компетенции преподавателей русского и родного языка и литературы в Узбекистане. Вопрос о том, что делает учителя великим учителем, возник давно. Это исследование, которое поднимает мн...

Роль фонетической зарядки в изучении студентами иностранного языка

Целью работы обратить внимание на важность развития фонетических навыков у студентов через проведение фонетической зарядки. Некоторые придерживаются ошибочного мнения о том, что развивать данные навыки не требуется в университетах. В результате авто...

Искусство моделирования на уроках технологии как элемент эстетического воспитания учащихся

Данная статья посвящена вопросам эстетического воспитания учащихся на уроках технологии при изучении темы «Моделирование одежды». Рассматриваются основные приемы и методы работы, позволяющие развивать эстетический вкус у учащихся при проектировании и...

Применение технологии «корзина идей» в 8-х классах на уроках русского языка

В данной статье рассматривается работа над одним из приемов критического мышления — корзина идей. Особенностью статьи является то, что автор постарался показать практическое применение данного приема в условиях национальной школы. Безусловно, процесс...

Игры интеллектуального сотрудничества как метод обучения в школе

В соответствии с конструктивной точкой зрения, обучение должно активно вовлекать учащихся в образовательный процесс через участие в реальных ситуациях из жизни. Игры интеллектуального сотрудничества могут быть востребованы на старшей ступени обучения...

Развитие навыков самостоятельной работы на уроках химии посредством интеллектуальных карт

В данной статье рассматривается вопрос успеваемости детей и их интереса к изучаемому предмету. Для решения этих трудностей, а также запоминания, анализа изучаемой информации и другого предлагается метод интеллект-карт. Приведены факторы, которые помо...

Задать вопрос