Работа посвящена рассмотрению символики дерева (на примере березы) в русской культуре, изучению обрядового значения березы, применения в быту.
Ключевые слова: этнодендрология, декоративное народное творчество, духовная культура.
Выбор темы о символике дерева в представлениях русского народа не случаен. В наши дни, когда входит много искусственных материалов в быт человека, актуальными стали природные материалы. Лично для меня интерес к теме привлекло занятие в школьном кружке берестоплетения.
Новизна исследования данной работы заключается в обращении к символике дерева в разных аспектах ее применения — в сакральном, обрядовом (т. е. религиозно — мистическом), в общественно-бытовом (утилитарном), в медицинском. Работа затрагивает новое направление в этнографии — этнодендрологию (наука о применении деревьев у народов).
Основой для данного исследования стали работы таких ученых как Зорин Н. В. [3], Кардина И. А., Тимонина О. Ю. [6], Ярыш В. И. [9]
Из древних летописей известно, что в те времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле, а поклонялись ей в образе священного белого дерева-березы.
Береза воспринималась как существо живое, могущественное, способное исполнять желания. Дерево, которое обогреет, накормит, укроет, вылечит и т. п. прочно вплетено в материальную культуру многих народов. Вместе с тем, представления, связанные с деревом, — немаловажная составная часть культуры духовной. Метко и емко народное слово. Вот и в пословице: «кабы не лыко, да не береста, так бы мужичек рассыпался» [2, с. 17], – тонко подмечена жизненная важность для человека древнего искусства изготовления практичных и красивых вещей из березовой коры, называемой в народе берестой. Удивительно хорошо кора березы приспособлена к ремесленному творчеству.
С конца ледникового периода береза одно из первых широко распространилась по нашей земле. Это дерево является доминирующей породой во всем так называемом субарктическом поясе, то есть в северной части Европы, Азии и Америки. Народы разных стран, населяющие эти территории, широко использовали березовую кору в домашнем хозяйстве [1, с. 36]. Можно сказать, что береза играла важнейшую роль в ежедневном выживании у многих народностей.
Береза — самое популярное дерево России. Какими только эпитетами не наделяют писатели и поэты красавицу наших лесов и всегда они положительные.
Береза издавна служила людям. Ее использование было массовым и разнообразным. Белую березу считают символов весны и тепла, добра и чистоты, молодости и целомудрия и, наконец, всенародно признанным символов России. Можно сказать, что образ русской березы сопровождает русского человека от момента рождения и до его смерти, помогая ему развиваться в течение всей жизни и совершенствовать свои умения, излечивая и оберегая человека от всяких напастей видимых и невидимых.
У всех славянских, германских, прибалтийских и очень многих других народов береза являлась основным ритуальным деревом. Около берез, со срубленными березками, березовыми ветками и вениками совершались многочисленные ритуальные действия, праздничные гулянья, водились хороводы. Культовыми действиями с березами были особенно насыщены праздники весеннее — летнего цикла у русских и белорусов, начинавшиеся с четверга седьмой после пасхальной недели, к которому березы успевали одеться в свой летний наряд. Когда все в природе молодо и дышит любовью, когда в каждой лесинке и каждой былинке играют свежие весенние соки — именно тогда, на седьмой неделе после Пасхи, отмечает народ свои самые сокровенные праздники. В четверг — Семик, а в воскресенье — Троицу. Вся эта неделя называлась в народе «Зеленые святки» Троица или, как ее еще называли Пятидесятница (она отмечалась на пятидесятый день Пасхи), этот важнейший праздник православного церковного календаря, довольно часто приходилась на отмечавшийся в эту же пору, но в стародавние дохристианские времена, Русалии [4, с.101]. Согласно поверьям, широко распространенным преимущественно на юге России, именно тогда каждый год появлялись русалки — души умерших девушек и детей, утонувших или погибших в русальную неделю. «Они с деревьев спускались», «из-под земли, из могил выходили» [2, с.41]. Кроны дубов и берез — излюбленное место ночного пребывания русалок, они качались на их раскидистых ветвях, расчесывая свои длинные волосы. В русских заговорах также используется березовая кора. Так, например, в Новгородской области, при заговоре на возвращение заблудшей овцы или коровы пользовались куском бересты. Еще один обряд, совершаемый над березой — «заламывание», когда березку «заламывали» — пригибали к земле и переплетали травы с ее ветвями или отламывали ей верхушку. В этом обряде наиболее ярко прослеживается взаимосвязь образов березы и колоса, кроме того, нам следует вспомнить, что существовало суеверие, будто души умерших своим пребыванием на земле в русальную неделю помогали плодоношению всего растущего. Во многих районах русских областей было принято во время девичника наряжать маленькую березку или елочку, которую называли «девьей красотой». Иногда ее готовили сразу же после сговора и тогда прикрепляли на угол дома, на крыльцо или ворота. Ее украшали лентами, да еще и косой из кудели. Второе деревце, которое тоже украшали девушки, выносили уже на стол. Это происходило в день свадьбы. А когда невесту везли в церковь, свадебное деревцо помещали позади саней и по дороге выкидывали где-нибудь в поле [4, с.73]. Береза шла на изготовление предметов домашней утвари: скамеек, табуреток, стульев, полочек. Из березы делали сельскохозяйственные орудия и детали к ним. Береза применялась для изготовления конской упряжи (хомутных клещей, детали для седелок, дуг и оглобель). Испокон веков избы и другие помещения на Руси и в сопредельных территориях освещались лучинами. Капами (ствольными наростами) называют наплывы, образующиеся от разрастания спящих почек у основания стволов, вокруг усыхающих сучьев или дыхательных щелей-чечевичек, которые на поверхности капов не дают побегов. Березовый кап как поделочный материал ценился очень дорого. Из капа изготавливаются ларцы, шкатулки, всевозможные коробочки, письменные приборы, крышки для блокнотов и многие другие предметы.
Береста — материал многоцелевого использования. Она широко применяется в качестве водонепроницаемого изоляционного материала при строительстве срубных жилищ и хозяйственных построек. У некоторых народов Приморья береста использовалась для изготовления небольших лодок-берестянок, рассчитанных на одного-двух человек. Так же береза шла на изготовление музыкальных инструментов.
Березовый деготь входит в состав ряда лечебных препаратов, в том числе в состав мази Вишневского и мази Вилькинсона. Деготь в качестве дезинфицирующей добавки используется в мыловарении. Дегтярное мыло популярно было в простонародье.
Березовый сок образуется за счет превращения отложившегося в корнях крахмала в сахар и растворения его водой. Сладкий сок поступает в почки и обеспечивает развитие побегов, листьев, сережек Он обладает общеукрепляющим свойством, улучшает обмен веществ, хорошо действует на работу почек, печени и другие органы человека.
Баня финно-угорских и тюркских народов Поволжья и Приуралья как историко-этнографический объект является неотъемлемой частью в системе их жизнеобеспечения [5, с. 65].
Важное место отводят бане. Она является средством лечения и предупреждения болезней. Простудившись, парились березовым веником, при ревматизме, полиартритах — пихтовым и березовым вениками. Целебное действие тепла, массажа березовым веником подкреплялось применением компрессов, ванн, ингаляций, растираний из отваров лекарственных трав [5, с. 28].
В бане не только мылись, но и пытались справиться с разного рода недугами с помощью средств, наиболее известных в народе. Такими процедурами достигалось рассасывающее, смягчающее действие. Ведущим лечебным началом считалось тепло, при пользовании растений и продуктов животного происхождения рассчитывали на их целебные свойства.
Таким образом, при обработке древесины можно было проследить символику, т. е. значение, не только в форме, но и в украшении предметов, выполненных народными мастерами. Тема исследования помогла глубже понять смысл применения дерева в обрядовой культуре русского народа, сравнить с применением у других народов, а также увидеть отголоски древних представлений в современной жизни (например, значение березового веника в бане). Также изучение берестяных предметов помогло понять утилитарность их использования, оценить их прочность, легкость и красоту.
Литература:
- Верзилин Н. М. Растения в жизни человека. Л.: 1952
- Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. – М.:1980.
- Зорин Н. В. Очерки этнодендрологии. Казань: 2006.
- Демин В. Н. Тайны русского народа. М.:1997.
- Никонова Л. И., Кардина И. А. Баня в системе жизнеобеспечения народов Поволжья и Приуралья. Саранск: 2003.
- Тимонина О. Ю. Символ березы в русском фольклоре// Чело № 2, 2002
- Тойдыбекова Л. Марийская мифология: Этнографический справочник. Йошкар-Ола: 2007.
- Шуклин В. Мифы русского народа. Екатеринбург: 1995.
- Ярыш В. И. Сказ берестовых строк // Чело № 2, 2002