В микрорайоне «Телевышка» города Белгорода расположено несколько торговых точек, торгующих продуктами питания — крупные и мелкие магазины, рынок. Цены в них отличаются, но на первый взгляд незначительно. В каком магазине выгоднее покупать продукты? Как выглядит продуктовая корзина среднестатистического покупателя? Что могут позволить купить себе жители нашего микрорайона? Как помочь им сэкономить в условиях кризиса? Проведя наше исследование, мы будем рекомендовать жителям нашего микрорайона покупать продукты в торговых точках с оптимальным соотношением цена-качество. В этом заключается актуальность и практическое применение проведенного нами исследования. Мы предположили, что наиболее выгодно и целесообразно покупать продукты на рынке «Южный», так как большинство наших соседей и знакомых покупают продукты именно там.
Сегодня многие покупатели предпочитают приобретать товары в гипермаркетах, потому что у них есть ряд преимуществ, таких как: огромнейший ассортимент, приемлемая цена практически на все виды товара, большая экономия времени, возможность тщательно ознакомиться с товаром, а в тех или иных случаях воспользоваться услугами консультантов. В тоже время, в гипермаркетах часто организовываются распродажи, на которых товары можно купить по «бросовым» ценам [2]. В «Магнит» приходят за покупками люди со средним уровнем доходов, которых притягивает низкий уровень цен. 1/3 ассортимента магазинов «Магнит» составляют продукты частной марки ЗАО «Тандер». Эти продукты с логотипом «Для магазинов «Магнит», обладая оригинальным дизайном, имеют оптимальное соотношение цены и качества [3]. При покупке продуктов основная масса населения сегодня ориентируется на цены. Чем ниже цена на товар, тем он более востребован. Цепочка повышения цен зарождается от подорожания энергоносителей и далее, как снежный ком, обрастает повышениями, процентами и т. д. [1].
Что бы узнать, где предпочитают покупать продукты жители нашего микрорайона, мы провели опрос. Нами опрошено 150 человек в возрасте от 22 до 78 лет. В ходе опроса мы узнали, что большинство респондентов предпочитают покупать продукты на ранке «Южный» — 37 % респондентов.
Большинство респондентов — 39 % совершаю покупки по принципу «ближе к дому».
На основании ответов жителей нами составлен список часто покупаемых продуктов — так называемая «потребительская корзина». Что бы узнать, где выгоднее покупать продукты, мы провели анализ цен на продукты, часто покупаемых жителями микрорайона. Мы посетили: магазин «Магнит», гипермаркет «Линия», круглосуточный магазин «Ирина», рынок «Южный». Мы выписали цены на продукты питания. Далее мы провели сравнение по определенной группе товаров. В случае отсутствия товара в магазине мы подбирали недорогой аналогичный продукт. Мы выяснили, что больше всего колеблются цены в торговых точках нашего микрорайона на сыр, подсолнечное масло и куриную грудку. На хлеб цены во всех торговых точках одинаковые. В тоже время, незначительно отличаются цены на молоко и кефир.
Мы определили цену потребительской корзины (руб.) в торговых точках микрорайона «Телевышка»
Мы видим, что цены на «продуктовую корзину» выше всего в круглосуточном магазине «Ирина», ниже — в гипермаркете «Линия». Мы решили выяснить, в каких магазинах больший процент продажи просроченных продуктов и продуктов с истекающим сроком годности. Для этого мы просмотрели в течение одного месяца сроки годности на продуктах из нашего списка. Нами отмечено, что продукты, цены на которые снижены, в 100 % случаев с истекающим\истекшим сроком годности. Жители города, покупая продукты со скидкой, редко смотрят на срок годности. Мы выяснили, что по качеству продуктов лидирует магазин «Магнит».
Таким образом, цена потребительской корзины ниже в гипермаркете «Линия», а качество продуктов выше в сети магазинов «Магнит». Гипотеза нашего исследования не подтверждена.
Литература:
- Галицкий Е. Б. Методы маркетинговых исследований. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2009.
- Катернюк А. В. Основы маркетинга — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008
- Багиев Г. Л. Маркетинг. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008.
- Грузинов В. П. Схема маркетинговой деятельности. — М.: «Инфра — М», 2012.