Экология — это наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей среде, состояние природы, леса, водоема [2].
Состояние организмов, населяющих территорию, их отношения друг к другу — это экология [2].
Экологическая культура — культура бережного отношения к природе, приобретаемая с помощью экологического образования [5].
Моя Родина — это Хакасия. Хакасию называют жемчужиной Сибири, так как она расположена в Хакасско-Минусинской котловине, которая окружена вершинами Кузнецкого Алатау и Саян.
На нашу малую республику приходится около 500 предприятий, которые являются источниками загрязнения атмосферы.
Самая неблагоприятная обстановка по загрязнению атмосферы складываются в городах — Абакан, Черногорск, Саяногорск.
Город алюминщиков Саяногорск более 86 процентов загрязнений получает от Саяногорского и Хакасского алюминиевых заводов.
Наша родная Хакасия задыхается от выбросов заводов, выхлопных газов, угольных разрезов. Все перечисленные действия способствуют частым болезням жителей республики.
Что касается загрязнения окружающей среды бытовым мусором, то на всю республику приходится четыре полигона твердых бытовых отходов и около 300 свалок, на которые люди бы вывозили мусор, а не выбрасывали в неположенных местах [6].
Какие же экологические проблемы нами выявлены в селе? Прогуливаясь по улицам нашего села, нами были выявлены такие экологические проблемы как, разнообразный мусор по обочинам дорог (обертки от конфет, пластиковые бутылки и прочее), на детской площадке, около сельского дома культуры. Некоторые люди бросают мелкий мусор на территорию школы, не задумываясь, что на данной территории на переменах и во внеурочное время играют дети. Люди не задумываются, что лишают себя прекрасных мест для отдыха.
Чтобы выявить, какое отношение к природе у моих одноклассников, мы с руководителем провели анкетирование в нашем классе «Ценностное отношение школьников к природе». В анкетировании участвовало 10 человек 2 класса МБОУ «Краснопольская СШ» Алтайского района.
Данная анкета содержит 9 высказываний. Порядок работы таков, прочитать высказывание и указать вариант ответа: Да «+», Нет «-», Не знаю «?». Степень отношения школьников к природе определяется по шкале: высокий уровень (8–9 баллов), средний уровень (5–7 баллов), низкий уровень (1–3 балла).
Проведя анализ анкет, были выявлены такие результаты: 90 % учащихся имеют средний уровень отношения к природе и 10 % учащихся — низкий уровень отношения к природе, 0 % — высокий уровень.
Рис. 1. Анкета «Ценностное отношение школьников к природе»
Таким образом, полученный результат анкетирования доказывает, что следует выполнить ряд действий по повышению ценностного отношения моих одноклассников к природе.
Удастся ли восстановить порядок в окружающей среде? Мы считаем, что можно. Нами были разработаны и реализованы пути решения данной проблемы.
Пути решения:
- Организация отряда волонтеров из числа учеников школы по уборке территории.
- Введение просветительской работы в школе: экологические листовки, буклеты, плакаты с обращением к жителям села.
- Участие в экологических конкурсах.
- Восстановление растительного покрова, посадка цветов.
Также нами были разработаны буклеты с правилами охраны окружающей среды:
- Не выбрасывайте стеклянные и пластиковые бутылки, они загрязняют воздух и воду. Найдите пункт приема данного сырья.
- Не выбрасывайте использованные батарейки. Они содержат различные металлы (ртуть, никель, магний и т. д.).
- Утилизируйте технику. Существуют пункты приема старой техники.
- Посадите дерево или просто купите домашнее растение.
- Дайте старым вещам и прочитанным журналам второй шанс — относите их в библиотеки, школы, в места, где они нужны, где кто-нибудь обязательно их использует.
- Не бросайте мусор в лесу.
- Не балуйтесь спичками, ведь это не игрушки.
- Не бросайте резиновую жвачку (смотрите правило утилизации на упаковке), так как животные могут принять ее за пищу и впоследствии погибнуть.
Каждый из нас может защитить окружающую среду от гибели (экологической катастрофы). Наш мир хрупок, его важно сохранить для будущей жизни, поэтому важно заботиться об экологии, начиная с собственного дома, ограды, улицы, села, города, страны, мира.
Невозможно достичь охраны природы силами одних учеников, поэтому мы постарались активизировать жителей села на сбережение окружающей среды путем решения проблемы через: раздачу и расклеивание листовок с правилами, плакатов, буклетов, организацию субботников.
Таким образом, поставленные цели достигнуты, задачи решены, гипотеза доказана, что удастся восстановить порядок в окружающей среде села Краснополья, разработав разнообразные пути решения проблемы.
Литература:
- Алексеева. Учебник «Экология»- М, Просвещение,2002 г. — 98 с.
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1997.
- Новиков Ю. В. Экология, окружающая среда и человек. М.: Агенство «Фаир», 1998. — 320 с.
- Чернова Н. М., Былова А. М. Экология. — М.: Просвещение, 1981.- 254 с.
- Словарь по географмм // Академик. URL: geography_ru.academic.ru/7960
- Экологические проблемы Хакасии // Livejournal. URL: abakan96.livejournal.com/35166.html